Файл: Афганистан в системе геополитических связей ссср в xx веке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Познавательные:

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные:

- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;

- принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);

- планировать деятельность, формулировать ее цель;

- оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;

- организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;

- осознанно принимать установленные правила поведения;

- взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;

- участвовать в проектной деятельности;

- знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни

- осуществлять самоконтроль, самооценку;

- брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

- анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

- взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

- формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

- управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

- понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

- делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах);

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию.

Коммуникативные:

- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

- корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества);

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений).

Формы представления результатов внеурочной деятельности:

1.Составление кроссвордов.

2.Индивидуальные и групповые проекты.

3. Написание эссе.

4.Карта достижений учащихся в форме портфолио.

5.Творческий отчет.

Формы контроля:

1. Устный опрос.

2. Заполнение таблицы.








Тематическое планирование по элективному курсу «СССР и Афганистан: история взаимоотношений» для 11 класса


п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

УУД

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Возможные виды деятельности обучающихся

Примечание


1

Введение в курс

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Умеет аргументировано высказывать свою позицию . Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников . Понимает место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире

Вспоминают знания полученные на уроках истории.




2

Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном.

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Характеризовать начальный этап установления дипломатических отношений между двумя странами.




3

Военное присутствие советских войск на территории Афганистана.

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познанияПознавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.


Называть причины первого ввода Красной Армии на территорию Афганистана.

Характеризовать основные этапы присутствия Красной Армии.

Рассматривать итоги.




4.

Взаимоотношения СССР и Афганистана после Второй Мировой войны.

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.


Характеризовать основные направления связей между СССР и Афганистаном.




5.

Апрельская революция в Афганистане и ее последствия.

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Называть причины апрельской революции 1978 года.

Характеризовать ход и итог апрельской революции, ее последствия.




6

Гражданская война в Афганистане

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).

Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Характеризовать причины и ход гражданской войны в Афганистане




7.

Ввод советских войск в Афганистан.

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

Характеризовать причины и процесс ввода советских войск в Афганистан.




8.

Боевые действия афганской войны (1979-1989 г.г).

1

Урок

«от­крытия» нового знания

Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Называть даты Афганской войны. Характеризовать основные этапы и итог войны в Афганистане.




9.

Обстановка после вывода войск.

1

Урок открытия нового знания

Личностные: Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.


Характеризовать обстановку которая сложилась после вывода советских войск из Афганистана.






Внеурочное мероприятие на тему:

«Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном».

Класс: 11.

Тип мероприятия: беседа.

Цель мероприятия: определить основные этапы установления дружественных взаимоотношений между СССР и Афганистаном.

Задачи мероприятия:

1.Воспитательная. Способствовать развитию у учащихся чувства уважения к прошлому своей страны и к подвигу ветеранов, которые участвовали в войне в Афганистане.

2.Образовательная. Выявить и раскрыть наиболее характерные черты взаимоотношений между СССР и Афганистаном, рассмотреть причины ввода советских войск в Афганистан и того, почему мы все-таки были вынуждены их вывести.

3.Развивающая. Развить у школьников умение работать с различными источниками информации, умение выражать свою точку зрения, слушать других, работать самостоятельно и в группе; сформировать представление о наиболее характерных особенностях этапов взаимоотношения между СССР и Афганистаном.

Основные понятия и термины: геополитика, афганская война, апрельская революция.

Методы и приемы.

Метод эмоционального стимулирования: поощрение.

Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала.

Методы организации познавательной деятельности: словесный метод – рассказ; практические методы – письменное упражнение, мозговой штурм.

Методы контроля и коррекции: наблюдение и коррекция, самокон-троль.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Средства обучения: рассказ учителя.

Ход мероприятия:

1.Вводная часть занятия.

Организационный момент: приветствие учащихся и педагога.

Вступительное слово учителя.

Цель: настрой учащихся на работу, эмоциональное вовлечение.

Задача: дисциплинировать учащихся, активизировать их воображение и мыслительную деятельность.

Учитель: Каждый год в нашей стране 15 февраля отмечается день вывода советских войск из Афганистана. Через эту войну прошло достаточно большое количество советских солдат, и до сих пор идут споры, кому нужна была эта война. Для того, чтобы понять, из-за чего началась эта война и кому она была выгодна, необходимо обратиться к истории взаимоотношений между СССР и Афганистаном.


Я задам очень важный вопрос, подумайте над ним в течение нашего занятия, в конце занятия мы вместе сможем дать ответ: почему вроде бы дружественные отношения между СССР и Афганистаном в результате привели к тому, что СССР ввел войска в Афганистан?

Сейчас мы с вами попытаемся понять тему сегодняшнего мероприятия. Для этого ответьте на вопросы:

-Существуют ли в наше время развивающиеся страны, с которыми Россия поддерживает различные отношения? Есть ли регионы, которые можно назвать горячими точками?

Ответы учеников учитель обобщает, делает вывод, подводя к теме.

-Верно, ребята. Это Республика Корея, Тайвань, Сингапур. Горячими точками в настоящее время являются Сирия и Нагорный Карабах. Давайте дадим определение всем этим отношениям. Каким словом это можно назвать?

Ответы учеников.

-Верно, это геополитика. Посмотрите на слайд, вы увидите определение этого термина. Возьмите один листочек из тетради и запишите это определение. Почему только один лист, вы узнаете позже.

Геополитика (географическая политика; греч. Γη – земля πολιτική – государственные или общественные дела) – направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, не является частью политической географии, в двух словах – это когда в одной стране затрагиваются интересы другой69.

Учащиеся записывают определение.

-Итак, записываем сегодняшнюю тему – «Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном». Но отношения между двумя странами складывались не сразу. Они прошли долгий путь развития. Начинаются они в 1921 году с подписания договора. Давайте вспомним, что вы знаете о полосе признания СССР. Проведем быстрый мозговой штурм. Вопрос – что такое полоса признания и как она проходила в случае с СССР? Предлагайте любые варианты, ничем себя не ограничивая.

Ответы учеников.

2. Основная часть занятия.

Цель: включение учащихся в работу, активизация их памяти, мышления, повторение пройденного и усвоение нового материала.

Задачи:

-установление взаимосвязи между ранее изученным и новым материалом;

-развитие интереса к изучаемой теме;

-воспитание чувства уважения к подвигу предков, к образованию и культуре;

-развитие навыков коммуникации, анализа информации.

Учитель: Отлично! А теперь мы приступаем к первому блоку нашего занятия – займемся изучением истории установления взаимоотношений между СССР и Афганистаном.


Теоретическая часть:

(Рассказ учителя).

Впервые государства проявили интерес друг к другу в 1919 году. Тогда Афганистан, провозгласивший независимость и начавший очередную войну с Англией, нуждался в международной поддержке. Это же было актуально и для Советской России. Кроме того, она вела борьбу с басмачами в Средней Азии, которые поддерживались англичанами с территории Турции, Ирана и Афганистана. Договоры 1921 и 1926 г.г. позволили в значительной мере разрешить проблемы двух государств.

Первый период развития советско-афганских отношений интересен тем, что в апреле 1929 года предпринималась попытка оказания прямой военной помощи свергнутому с трона дружественному Советскому Союзу королю Афганистана Аманулле-хану. СССР направил тогда в Северный Афганистан отряд красноармейцев, который при поддержке авиации вошел туда и начал наступление на Кабул. Но из-за бегства Амануллы-хана в Индию в мае этого года советские войска из страны пришлось вывезти.

Второй период развития отношений связан с началом Второй Мировой войны и усилением позиций фашистской Германии на Среднем Востоке. Советское руководство вынужденно провело на своих южных границах ряд военных мероприятий, которые вызвали беспокойство Афганистана, Ирана и стоявших за ними англичан. Обстановка резко обострилась с нападением Германии на Советский Союз. На севере Афганистана стали формироваться басмаческие отряды с целью проведения военных акций на территории СССР. В 1942 году немецкие, японские и итальянские спецслужбы при поддержке афганской власти реально могли двинуть на СССР до 10 тысяч бывших басмачей. В таких условиях СССР совместно с Великобританией принял меры по прекращению в Афганистане деятельности фашистской агентуры. К концу 1941 года афганцы, напуганные вводом советско-английских войск в Иран, выдворили часть немцев и итальянцев из своей страны. В 1943 году, после нанесения поражения Германии под Курском их деятельность была вовсе прекращена. Сложности в советско-афганских отношениях, которые были вызваны Второй Мировой войной, были сняты в 1946 году, когда Сталин принял 6 июня в Москве посла Афганистана Ахмат-хана.

Третий период активности СССР в афганской политике начался в 1955 году. Этому периоду уделяется особое внимание, так как создание мощного позитивного потенциала советско-афганских отношений приходится именно на 1955-1978 гг.

Окончание Второй Мировой войны и ее итоги дали мощный импульс к распространению в развитых странах коммунистических идей. Авторитет СССР достиг своего апогея. Активизировалось международное коммунистическое и рабочее движение. Советский Союз создает социалистический лагерь, который становится противовесом в стремлении США к мировому господству.