Файл: Афганистан в системе геополитических связей ссср в xx веке.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Познавательные:
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные:
- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни | ||
- осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах); - вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений; - выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности; - оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; - выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике; - брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы; - воспринимать разнообразие и межкультурные различия; - высказывать и защищать свою точку зрения; - осуществлять самокоррекцию. Коммуникативные:
|
Тематическое планирование по элективному курсу «СССР и Афганистан: история взаимоотношений» для 11 класса
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | УУД Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные | Возможные виды деятельности обучающихся | Примечание |
1 | Введение в курс | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Умеет аргументировано высказывать свою позицию . Оценивает результаты своей деятельности и деятельность других учеников . Понимает место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире | Вспоминают знания полученные на уроках истории. | |
2 | Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Характеризовать начальный этап установления дипломатических отношений между двумя странами. | |
3 | Военное присутствие советских войск на территории Афганистана. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познанияПознавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Называть причины первого ввода Красной Армии на территорию Афганистана. Характеризовать основные этапы присутствия Красной Армии. Рассматривать итоги. | |
4. | Взаимоотношения СССР и Афганистана после Второй Мировой войны. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий. | Характеризовать основные направления связей между СССР и Афганистаном. | |
5. | Апрельская революция в Афганистане и ее последствия. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Познавательные: анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | Называть причины апрельской революции 1978 года. Характеризовать ход и итог апрельской революции, ее последствия. | |
6 | Гражданская война в Афганистане | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий. Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. | Характеризовать причины и ход гражданской войны в Афганистане | |
7. | Ввод советских войск в Афганистан. | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала. | Характеризовать причины и процесс ввода советских войск в Афганистан. | |
8. | Боевые действия афганской войны (1979-1989 г.г). | 1 | Урок «открытия» нового знания | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу. | Называть даты Афганской войны. Характеризовать основные этапы и итог войны в Афганистане. | |
9. | Обстановка после вывода войск. | 1 | Урок открытия нового знания | Личностные: Сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. | Характеризовать обстановку которая сложилась после вывода советских войск из Афганистана. | |
Внеурочное мероприятие на тему:
«Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном».
Класс: 11.
Тип мероприятия: беседа.
Цель мероприятия: определить основные этапы установления дружественных взаимоотношений между СССР и Афганистаном.
Задачи мероприятия:
1.Воспитательная. Способствовать развитию у учащихся чувства уважения к прошлому своей страны и к подвигу ветеранов, которые участвовали в войне в Афганистане.
2.Образовательная. Выявить и раскрыть наиболее характерные черты взаимоотношений между СССР и Афганистаном, рассмотреть причины ввода советских войск в Афганистан и того, почему мы все-таки были вынуждены их вывести.
3.Развивающая. Развить у школьников умение работать с различными источниками информации, умение выражать свою точку зрения, слушать других, работать самостоятельно и в группе; сформировать представление о наиболее характерных особенностях этапов взаимоотношения между СССР и Афганистаном.
Основные понятия и термины: геополитика, афганская война, апрельская революция.
Методы и приемы.
Метод эмоционального стимулирования: поощрение.
Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала.
Методы организации познавательной деятельности: словесный метод – рассказ; практические методы – письменное упражнение, мозговой штурм.
Методы контроля и коррекции: наблюдение и коррекция, самокон-троль.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Средства обучения: рассказ учителя.
Ход мероприятия:
1.Вводная часть занятия.
Организационный момент: приветствие учащихся и педагога.
Вступительное слово учителя.
Цель: настрой учащихся на работу, эмоциональное вовлечение.
Задача: дисциплинировать учащихся, активизировать их воображение и мыслительную деятельность.
Учитель: Каждый год в нашей стране 15 февраля отмечается день вывода советских войск из Афганистана. Через эту войну прошло достаточно большое количество советских солдат, и до сих пор идут споры, кому нужна была эта война. Для того, чтобы понять, из-за чего началась эта война и кому она была выгодна, необходимо обратиться к истории взаимоотношений между СССР и Афганистаном.
Я задам очень важный вопрос, подумайте над ним в течение нашего занятия, в конце занятия мы вместе сможем дать ответ: почему вроде бы дружественные отношения между СССР и Афганистаном в результате привели к тому, что СССР ввел войска в Афганистан?
Сейчас мы с вами попытаемся понять тему сегодняшнего мероприятия. Для этого ответьте на вопросы:
-Существуют ли в наше время развивающиеся страны, с которыми Россия поддерживает различные отношения? Есть ли регионы, которые можно назвать горячими точками?
Ответы учеников учитель обобщает, делает вывод, подводя к теме.
-Верно, ребята. Это Республика Корея, Тайвань, Сингапур. Горячими точками в настоящее время являются Сирия и Нагорный Карабах. Давайте дадим определение всем этим отношениям. Каким словом это можно назвать?
Ответы учеников.
-Верно, это геополитика. Посмотрите на слайд, вы увидите определение этого термина. Возьмите один листочек из тетради и запишите это определение. Почему только один лист, вы узнаете позже.
Геополитика (географическая политика; греч. Γη – земля πολιτική – государственные или общественные дела) – направление политической мысли, концепция о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, не является частью политической географии, в двух словах – это когда в одной стране затрагиваются интересы другой69.
Учащиеся записывают определение.
-Итак, записываем сегодняшнюю тему – «Начало дипломатических отношений между СССР и Афганистаном». Но отношения между двумя странами складывались не сразу. Они прошли долгий путь развития. Начинаются они в 1921 году с подписания договора. Давайте вспомним, что вы знаете о полосе признания СССР. Проведем быстрый мозговой штурм. Вопрос – что такое полоса признания и как она проходила в случае с СССР? Предлагайте любые варианты, ничем себя не ограничивая.
Ответы учеников.
2. Основная часть занятия.
Цель: включение учащихся в работу, активизация их памяти, мышления, повторение пройденного и усвоение нового материала.
Задачи:
-установление взаимосвязи между ранее изученным и новым материалом;
-развитие интереса к изучаемой теме;
-воспитание чувства уважения к подвигу предков, к образованию и культуре;
-развитие навыков коммуникации, анализа информации.
Учитель: Отлично! А теперь мы приступаем к первому блоку нашего занятия – займемся изучением истории установления взаимоотношений между СССР и Афганистаном.
Теоретическая часть:
(Рассказ учителя).
Впервые государства проявили интерес друг к другу в 1919 году. Тогда Афганистан, провозгласивший независимость и начавший очередную войну с Англией, нуждался в международной поддержке. Это же было актуально и для Советской России. Кроме того, она вела борьбу с басмачами в Средней Азии, которые поддерживались англичанами с территории Турции, Ирана и Афганистана. Договоры 1921 и 1926 г.г. позволили в значительной мере разрешить проблемы двух государств.
Первый период развития советско-афганских отношений интересен тем, что в апреле 1929 года предпринималась попытка оказания прямой военной помощи свергнутому с трона дружественному Советскому Союзу королю Афганистана Аманулле-хану. СССР направил тогда в Северный Афганистан отряд красноармейцев, который при поддержке авиации вошел туда и начал наступление на Кабул. Но из-за бегства Амануллы-хана в Индию в мае этого года советские войска из страны пришлось вывезти.
Второй период развития отношений связан с началом Второй Мировой войны и усилением позиций фашистской Германии на Среднем Востоке. Советское руководство вынужденно провело на своих южных границах ряд военных мероприятий, которые вызвали беспокойство Афганистана, Ирана и стоявших за ними англичан. Обстановка резко обострилась с нападением Германии на Советский Союз. На севере Афганистана стали формироваться басмаческие отряды с целью проведения военных акций на территории СССР. В 1942 году немецкие, японские и итальянские спецслужбы при поддержке афганской власти реально могли двинуть на СССР до 10 тысяч бывших басмачей. В таких условиях СССР совместно с Великобританией принял меры по прекращению в Афганистане деятельности фашистской агентуры. К концу 1941 года афганцы, напуганные вводом советско-английских войск в Иран, выдворили часть немцев и итальянцев из своей страны. В 1943 году, после нанесения поражения Германии под Курском их деятельность была вовсе прекращена. Сложности в советско-афганских отношениях, которые были вызваны Второй Мировой войной, были сняты в 1946 году, когда Сталин принял 6 июня в Москве посла Афганистана Ахмат-хана.
Третий период активности СССР в афганской политике начался в 1955 году. Этому периоду уделяется особое внимание, так как создание мощного позитивного потенциала советско-афганских отношений приходится именно на 1955-1978 гг.
Окончание Второй Мировой войны и ее итоги дали мощный импульс к распространению в развитых странах коммунистических идей. Авторитет СССР достиг своего апогея. Активизировалось международное коммунистическое и рабочее движение. Советский Союз создает социалистический лагерь, который становится противовесом в стремлении США к мировому господству.