Файл: Содержание Введение Бюджетная система Болгарии состав, структура Сравнительный анализ бюджетных систем России и Болгарии Сравнение налоговых систем Российской Федерации и Болгарии Заключение Список используемых источников Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Титульный лист
Сравнительный анализ бюджетной системы РФ и Болгарии
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
-
Бюджетная система Болгарии: состав, структура…………………………5 -
Сравнительный анализ бюджетных систем России и Болгарии………….8 -
Сравнение налоговых систем Российской Федерации и Болгарии……..12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемых источников……………………………………………...16
Введение
Экономика Болгарии в настоящее время находится в процессе восстановления после экономического кризиса. Однако в настоящее время, по заявлениям аналитиков, ожидается ускорение экономического роста Болгарии. Согласно мнению Эмила Попова, председателя фонда «Банки, инвестиции, капиталы»: «Именно финансовая система должна дать толчок развитию экономики Болгарии». На восьмой международной выставке «Банки, инвестиции, капиталы» Эмил Попов заявил, что «финансовая система Болгарии – одна из самых стабильных в Европе и в мире», и для того, чтобы восстановить экономику, необходимо финансировать проекты, заслуживающие доверия, чтобы возобновить приток инвестиций, повысить потребление и занятость.
Исследование бюджетных систем России и Болгарии представляет интерес, учитывая, что обе страны имеют значительное сходство и существенные различия в историческом и экономическом развитии. В годы тоталитаризма страны были связаны экономически и политически, но сегодня каждая страна движется своим особенным путем.
Развитие экономики Болгарии в последние годы происходило на фоне углубляющегося политического кризиса отношений между Западом и Россией, Европейским союзом и Турцией, а также противоречий в самом ЕС. Будучи страной - членом Европейского союза и НАТО, Болгария в той или иной степени вовлечена в данные процессы
И несмотря на то, что в настоящее время можно наблюдать отсутствие со стороны России интереса к Болгарии, как к выгодному экономическому партнеру, точки столкновения интересов этих стран все же существуют, а потому я вижу смысл в проведении сравнительного анализа финансовых систем этих стран.
Объект работы – бюджетные системы.
Предмет работы – бюджетные системы Российской Федерации и Болгарии.
Цель работы – провести сравнительный анализ двух бюджетных систем, а именно, Российской Федерации и Болгарии.
Исходя из цели работы, необходимо решить следующие задачи:
-
исследование бюджета Болгарии, его составляющих, структуру доходов и расходов обеих стран; -
изучение налоговой системы; -
исследование информации, касающейся дефицита, источников его покрытия в России и Болгарии, а также профицит.
Структурно реферат состоит из введения, трех теоретических вопросов, заключения, списка используемых источников.
-
Бюджетная система Болгарии: состав, структура
Бюджетная система Болгарии подразделяется на две составные части: Государственный бюджет и Республиканский бюджет.
Государственный бюджет принимается Народным собранием Республики Болгарии, признается законом и охватывает республиканский бюджет и бюджет судебной власти.
Рис. 1. Структура государственного бюджета Болгарии
Доходы в государственном бюджете администрируются специальными органами, (все государственные органы и бюджетные организации, на которые возложен сбор и учетов бюджетных налогов законом или актом Министерского Совета). В свою очередь, распределением бюджетных кредитов занимаются органы, также назначенные Министерским советом.
В бюджетном процессе участвуют все государственные институты.
В бюджете Болгарии на 2020 год в очередной год ставится акцент на повышение зарплат в госсекторе и на политику более серьезного увеличения вознаграждения учителей, которые будут удвоены в рамках четырехлетнего мандата правительства. «Никакой другой особой политики, касающейся нового бюджета, не ожидается, за исключением потенциального ввода ТОЛ-системы (электронной системой оплаты за проезд – прим. редактора), которая приведет к большим поступлениям в бюджет, если она будет введена в следующем году. Другие реформы, касающиеся расходов, задерживаются. Необходимо делать реформы в хорошие годы, когда есть деньги и излишки», − рекомендует в интервью «Радио Болгария» старший экономист Петр Ганев из Института рыночной экономики и дополняет:
«Здравоохранение – одна из систем, где, я думаю, и есть самый большой пропуск, что касается реформ, так как была дана заявка на изменения, связанные с уничтожением монополии кассы страхования здоровья, созданием частных касс и принятием во внимание предпочтений потребителей. Но эта реформа осталась заявкой уже более года назад, и ничего не произошло. В отличие от образования, где принят новый закон и увеличены зарплаты, в области здравоохранения нет ничего нового, кроме повышения бюджета кассы страхования здоровья, но без улучшения услуги и без решения проблемы с зарплатами медицинских специалистов, среди которых, как мы видим, наблюдается напряжение. Управление системой таково, что даже если увеличить средства, они не доходят до них. Другие проблемные сферы – это администрация и силовые ведомства. Сейчас снова средства от излишка направлены к МВД. Т. е., одни и те же системы в конце года получают деньги из бюджетного излишка. Очевидно, там тоже есть проблемы».
Сбалансированный – таков госбюджет на 2020 год, впервые за 11 лет. Другими словами, бюджетные доходы в следующем году будут равны расходам:
«Это логическое следствие среднесрочной бюджетной рамки из-за правил, которые соблюдаются в Европе в отношении бюджета, − объясняет экономист. – Эта среднесрочная рамка, с точки зрения фискального сальдо, соблюдается очень строго. Несколько лет назад правительство предусмотрело снижение дефицита на 0,5 % ВВП в год. Мы начали с 2 % бюджетного дефицита. В этом году он составляет 0,5 %, и в 2020 году будет равняться нулю»1.
Из Института рыночной экономики предлагают, чтобы 20 % прибыли от налога на доходы физических лиц автоматически поступали в муниципалитеты, что влило бы в них ресурс почти в 400 млн евро в год. По мнению экспертов Института, подобная мера удвоила бы доходы болгарских муниципалитетов, и не будет необходимым повышение местных налогов. «Эта дискуссия не затихнет, и я считаю, что новые мэры будут обсуждать эту тему очень активно. Я надеюсь, что это предложение скоро встанет на повестку дня», − комментирует Петр Ганев. Какие другие идеи из альтернативного бюджета Института рыночной экономики он хотел бы увидеть в будущих финансовых расчетах государства?
Бюджетный дефицит стран ЕС в 2020 году вырос до 6.9% ВВП, а стран Еврозоны – до 7.2% ВВП, сообщает Евростат.
В тоже самое время на фоне пандемии коронавируса госдолг стран ЕС увеличился до 90.7% ВВП, а стран Еврозоны – до 98% ВВП.
В 2019 году бюджетный дефицит стран ЕС был 0.5% ВВП, а стран Еврозоны – 0.6% ВВП. Госдолг был соответственно 77.5% ВВП и 83.9% ВВП.
В 2020 году во всех странах ЕС был зарегистрирован дефицит бюджета, а самый высокий был в Испании – 11% ВВП, на Мальте – 10.1% ВВП, в Греции – 9% ВВП. Все страны ЕС превысили допустимый показатель 3% ВВП, кроме Дании – 1.1% ВВП1.
В Болгарии в 2020 году бюджетный дефицит был 3.4% ВВП.
Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.
Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.
Внешние включают:
-
Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации. -
Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.
Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:
-
Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте. -
Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг -
Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы
В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.
Основные доходные статьи бюджета Болгарии – налоги на прибыль, полученную предприятиями от произведенной продукции, и с оборота, а также НДС и акцизы. Одна из самых крупных статей расходной части - затраты на развитие отраслей народного хозяйства, так как ни для кого не секрет, что Болгария – индустриально-аграрная страна. Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.
Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.
В Болгарии источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год.
Одним из способов покрытия дефицита бюджета в Болгарии является заемное финансирование, а также эмиссия со сроком погашения в течение года. В прошлом году Болгария вышла на внешние рынки и привлекла почти 5 миллиардов левов на очень выгодных условиях, которые все еще находятся в фискальном резерве.
Например, на 2021 год правительство Болгарии планировало покрыть дефицит выпуском облигаций в размере 2,3 млрд евро. Выпуск облигации еще один источник финансирования дефицита бюджета. Выпуск облигаций считается основным источником покрытия дефицита бюджета в Болгарии.
В отличии от Болгарии, в РФ существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.
-
Сравнительный анализ бюджетных систем России и Болгарии
Если приводить сравнение с Россией, то в бюджетной системе нашей страны можно выделить следующее:
1. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты1.
С помощью единой социально-экономической политики и юридической базы, использования единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействия бюджетов всех уровней и согласования принципов бюджетного процесса устанавливается единство бюджетной системы.
Основные стати дохода бюджета России: нефтегазовые доходы, налоги, и государственная пошлина.
Рис. 2. Состав доходов федерального бюджета России.
По предварительной оценке, ВВП России в 2020 г. сократился на 3,1%. Кризис, связанный с распространением COVID-19, и принимаемые для борьбы с ним меры затронули все страны и многие сферы экономики. Одним из серьезных внешних шоков для России стал обвал цен на нефть в марте 2020 г. Это неизбежно сказалось на доходах бюджетной системы страны.
Наибольший ущерб в связи с введением мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции понесла сфера платных услуг населению: по итогам 2020 г. их объем сократился на 17,3%. Объем розничной торговли снизился на 4,1%, грузооборот транспорта – на 4,9%. По сравнению с 2019 г. индекс промышленного производства снизился на 2,9 п.п. Резко выросло число официально зарегистрированных безработных – в 3,2 раза, что во многом было связано с увеличением выплат. Потребительская инфляция оставалась низкой. По итогам 2020 г. индекс потребительских цен составил 103,4% (104,5% в 2019 г.).
Расходы федерального бюджета РФ по итогам 2020 года составили 22,82 трлн руб. — на 1 трлн руб. меньше уточненных предельных расходов, установленных на год, следует из отчета Минфина о предварительной оценке исполнения бюджета за прошлый год.