Файл: Содержание Введение Бюджетная система Болгарии состав, структура Сравнительный анализ бюджетных систем России и Болгарии Сравнение налоговых систем Российской Федерации и Болгарии Заключение Список используемых источников Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доходы федерального бюджета за 2020 год составили 18 719 млрд рублей.
Дефицит федерального бюджета России по итогам января—июля 2020 года составил более 1,522 трлн руб., сообщает Минфин. При этом за июль дефицит составил свыше 699,2 млрд, в результате по сравнению с концом первого полугодия он вырос почти на 85% (было 823,14 млрд). Дефицит сложился в результате превышения расходов федерального бюджета над его доходами — 11,92 трлн против 10,399 трлн руб.
Болгария - Общие расходы государства. 46 (млрд., в национальной валюте) в 2020. Общая величина расходов состоит из расходов и чистого приобретения нефинансовых активов.
Дефицит бюджета в Болгарии составляет 4,9 миллиарда левов ($3,1 млрд), большая часть которого связана с преодолением кризиса, связанного с COVID-19.
Обе страны — и Россия, и Болгария — стремятся к активным торгово-экономическим отношениям и более высокому уровню двухстороннего товарооборота, как отметил Атанас Крыстин, посол Болгарии в России, в интервью, отвечая на вопросы ТАСС. Над укреплением торгово-экономических связей работают профильные специалисты с обеих сторон, в том числе, и в рамках Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), одна из главных тем которой — рассмотрение вопроса увеличения двухстороннего товарооборота, который после роста в 2017 г. на 24%, в 2018 г. увеличился всего на 0,6%1.
В 2018 г. товарооборот России с Болгарией составил 3 469 330 287 долл. США, увеличившись на 0,61% (21 008 511 долл. США) по сравнению с
2017 г.1 Экспорт России в Болгарию в 2018 г. составил 2 944 072 010 долл. США, увеличившись на 1,53% (44 476 536 долл. США) по сравнению
с 2017 г.
Импорт России из Болгарии в 2018 г. составил 525 258 277 долл. США, уменьшившись на 4,28% (23 468 025 долл. США) по сравнению с 2017 г.
Сальдо торгового баланса России с Болгарией в 2018 г. сложилось положительное, в размере 2 418 813 733 долл. США, увеличившись, по сравнению с 2017 г., на 2,89% (67 944 561 долл. США)2.
В структуре экспорта России в Болгарию в 2018 г. (и в 2017 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:
• Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) — 83,19% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г. — 75,42%).
• Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) — 5,59% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г.— 15,57%).
• Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 5,22% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г. — 3,67%)
1.
• Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) — 2,50% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г.— 2,30%).
Наибольший прирост экспорта России в Болгарию в 2018 г., по сравнению с 2017 г., зафиксирован по следующим товарным группам:
• Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) — рост на 262 383 477 долл. США.
• Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73) — рост на 44 181 123 долл. США.
В 2021 году государство РФ сокращает общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке — это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.
Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.
Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год — это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.
Раздел “Социальная политика” — это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.
Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” — это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим — именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма — 3,6 трлн руб.
Огромный раздел расходов — “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.
Всем прочим расходным статьям достаются крохи: ЖКХ — 322 млрд руб. (1,5%).
Охрана окружающей среды — 335 млрд руб. (1,6%).
Образование — 1,1 трлн руб. (5%).
Культура — 135 млрд руб. (0,6%).
Здравоохранение — 1,1 трлн руб. (5,2%).
Физическая культура и спорт — 65 млрд руб. (0,3%). Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.
Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов. Силовики – снова один из основных приоритетов государства.
На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.
Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:
Демография — 742,5 трлн руб.
Здравоохранение — 243,2 трлн руб.
Образование — 171,6 трлн руб.
Жилье и городская среда — 102,6 трлн руб.
Экология — 108 трлн руб.
Безопасные и качественные автомобильные дороги — 117,4 трлн руб.
Производительность труда и поддержка занятости — 6,4 трлн руб.
Наука — 54,9 трлн руб.
Цифровая экономика РФ — 150,2 трлн руб.
Культура — 21,7 трлн руб.
Малое и среднее предпринимательство — 56,3 трлн руб.
Международная кооперация и экспорт — 97,5 трлн руб.
В Болгарии расходы государственной казны достигают 22,730 млрд евро. Б
Щедрое финансирование особенно осязаемо в трех сферах – социальной политике, образовании, обороне и силах безопасности. С начала 2019 года минимальный размер заработной платы вырос с нынешних 261 евро до 286 евро. При среднем росте в 10% средств на зарплаты и взносы на соцобеспечение в государственной и муниципальной администрации, вознаграждения педагогического персонала вырастут на 20%. Пенсионеры получают актуализацию пенсий на уровне 5.7% с 1 июля. Это, наряду с повышением производительности, приведет к увеличению оплаты труда в стране, в среднем, на 8,4%, что значительно выше прогнозной инфляции. Ожидается, что это стимулирует потребление, которое является одним из основных двигателей роста ВВП.
Профсоюзы не просто приветствуют предусмотренные увеличения, но заявляют, что настолько социальный бюджет не видели давно. Работодатели, однако, имеют ряд замечаний в отношении минимальной зарплаты, выплаты больничных и повышения страхового предела для пенсий. По оценке бизнеса, данный бюджет не стимулирует экономический рост.
Однако даже при таких параметрах бюджета, болгары останутся самыми бедными гражданами в ЕС, где доходы в разы выше. Но проект бюджета на 2021 год показывает стремление властей сокращать разницу, рассчитывая в данной связи на то, что вознаграждения будут увеличены и в частном секторе. С точки зрения того, что бизнес испытывает острую нехватку рабочей силы, это вполне вероятно, несмотря на его сдержанность в этом вопросе. Подобное развитие уже наблюдается, и данные показывают, что в последние годы зарплаты в частном секторе ежегодно вырастают почти на 10%.
Что касается финансирования обороны и сил безопасности, то очевидно, наблюдается консенсус, что невозможно Болгарии и дальше оставаться со столь малочисленной и недостаточно вооруженной армией. Страна все еще не выполнила требования НАТО, чтобы расходы на оборону составляли минимум 2% ВВП, но важным шагом в этом направлении является новый бюджет, который предусматривает, чтобы в 2021 г. вооруженные силы и силы безопасности получили более 2,505 млрд евро, что составляет рост на уровне почти 245 млн евро в сравнении с текущим годом.
В России и Болгарии бюджетный процесс построен с учетом следущих принципов:
Принцип ежегодности бюджета - бюджет, как правило, ежегодно утверждается, однако финансовый год, как уже было отмечено выше, не везде совпадает с календарным, даты начала бюджетного года различаются.
Принцип облечения бюджета в форму акта. Одним из требований бюджетного процесса является обязательное облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти.
Принцип единства бюджета — это объединение всех доходов и расходов государства в рамках общего универсального акта. Единство заключается в единой бюджетной системе, единых правовых основах, единых формах документации.
Принцип плановости характерен практически для всех стран, поскольку бюджет любого государства — это прежде всего основной финансовый план, который предусматривает доходы и расходы на определенный период времени для осуществления задач и функций государства.
Принцип наглядности бюджета означает, что бюджет должен быть выражен в наиболее информативной и ясной для понимания форме.
Принцип контроля заключается в постоянном и тщательном контроле за бюджетными средствами и должен сопровождать все стадии бюджетного процесса.
Налоговая система Болгарии состоит из двух уровней: республиканские и местные налоги. Республиканские делятся на прямые (корпоративный налог и налог на доходы физических лиц) и косвенные (акцизы и налог н добавленную стоимость).
Основным источником этих финансовых ресурсов могут быть только налоги, которые государство собирает со своих физических и юридических лиц отталкиваясь от законодательной базы страны. Анализируя налоговую систему и принципы налогообложения стран – участниц Евросоюза, либо, стран, претендующих на вступление в единую валютную зону, можно столкнуться с кардинальным различием.
После включения Болгарии в состав ЕС особое внимание уделяется проведению реформ в налоговой системе данной страны. В настоящее время существует несколько основных налогов:
1. НДС – 20 % - взимается с активов и услуг, оказанных в данной стране, и с импортируемых товаров.
2. Налогообложение частных лиц – 10 % - выплачивают все граждане Болгарии, как служащие, так и лица свободных профессий.
3. Налог на прибыль – каждый месяц 1/12 прибыли за предыдущий год
4. Налоги на недвижимое имуществ и такса на «вывоз бытовых отходов» - Налог начисляется по налоговой оценке недвижимого имущества и определяется для каждого Муниципалитета Муниципальным советом. Для недвижимости, являющейся основным жильем, налог начисляется с 50 % скидкой.
5. Налог на прирост капитала
6. Налог на перевод за границу доходов, полученных в Болгарии
7. Налог на транспортные средства
8. Дорожный налог
9. Налог на приобретение имущества
Средства, собранные с налогов, распределяются между основными статьями расходов бюджета Болгарии: государственный долг, развитие народного хозяйства, а также социальное обеспечение граждан.
Что касается ситуации в РФ, то сущность налоговой системы Российской Федерации сформулирована в ст. 6 НК РФ: «Налоговая система Российской Федерации представляет собой множество предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, видоизменения и отмены, уплаты и использования мер по обеспечению их уплаты, ведения налогового контроля, а также поиска к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства".
Налоги в России в соответствии с НК РФ разделены натри видав зависимости от уровня их установления и изъятия:
- федеральные (на уровне страны)
- региональные (на уровне регионального органа государственной власти)
- местные (на уровне органа местного самоуправления).
Подобная трехуровневая система присуща почти всем государствам, имеющим федеральное устройство.
Среди основных налогов, можно отметить:
· налог на прибыль
· акцизы на некоторые виды и варианты тех или иных товаров
· налог на добавленную стоимость
· таможенная пошлина
· налог на доходы физических лиц
· единый социальный налог
· налог на имущество предприятий
Дефицит федерального бюджета России по итогам января—июля 2020 года составил более 1,522 трлн руб., сообщает Минфин. При этом за июль дефицит составил свыше 699,2 млрд, в результате по сравнению с концом первого полугодия он вырос почти на 85% (было 823,14 млрд). Дефицит сложился в результате превышения расходов федерального бюджета над его доходами — 11,92 трлн против 10,399 трлн руб.
Болгария - Общие расходы государства. 46 (млрд., в национальной валюте) в 2020. Общая величина расходов состоит из расходов и чистого приобретения нефинансовых активов.
Дефицит бюджета в Болгарии составляет 4,9 миллиарда левов ($3,1 млрд), большая часть которого связана с преодолением кризиса, связанного с COVID-19.
Обе страны — и Россия, и Болгария — стремятся к активным торгово-экономическим отношениям и более высокому уровню двухстороннего товарооборота, как отметил Атанас Крыстин, посол Болгарии в России, в интервью, отвечая на вопросы ТАСС. Над укреплением торгово-экономических связей работают профильные специалисты с обеих сторон, в том числе, и в рамках Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), одна из главных тем которой — рассмотрение вопроса увеличения двухстороннего товарооборота, который после роста в 2017 г. на 24%, в 2018 г. увеличился всего на 0,6%1.
В 2018 г. товарооборот России с Болгарией составил 3 469 330 287 долл. США, увеличившись на 0,61% (21 008 511 долл. США) по сравнению с
2017 г.1 Экспорт России в Болгарию в 2018 г. составил 2 944 072 010 долл. США, увеличившись на 1,53% (44 476 536 долл. США) по сравнению
с 2017 г.
Импорт России из Болгарии в 2018 г. составил 525 258 277 долл. США, уменьшившись на 4,28% (23 468 025 долл. США) по сравнению с 2017 г.
Сальдо торгового баланса России с Болгарией в 2018 г. сложилось положительное, в размере 2 418 813 733 долл. США, увеличившись, по сравнению с 2017 г., на 2,89% (67 944 561 долл. США)2.
В структуре экспорта России в Болгарию в 2018 г. (и в 2017 г.) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:
• Минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) — 83,19% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г. — 75,42%).
• Машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) — 5,59% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г.— 15,57%).
• Металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) — 5,22% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г. — 3,67%)
1.
• Продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) — 2,50% от всего объема экспорта России в Болгарию (в 2017 г.— 2,30%).
Наибольший прирост экспорта России в Болгарию в 2018 г., по сравнению с 2017 г., зафиксирован по следующим товарным группам:
• Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (код ТН ВЭД 27) — рост на 262 383 477 долл. США.
• Изделия из черных металлов (код ТН ВЭД 73) — рост на 44 181 123 долл. США.
В 2021 году государство РФ сокращает общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке — это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.
Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.
Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год — это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” — это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.
Раздел “Социальная политика” — это 5,6 трлн руб, или 26% всех расходов. Фактически ровно столько, сколько получат армия, полиция и спецслужбы.
Не забудем о расходах на чиновников. Раздел “Общегосударственные вопросы” — это 7,4% расходов, или 1,6 трлн руб. Справедливости ради отметим — именно по этой статье расходов в 2021 году планируются самые серьёзные сокращения. В 2020 году на это уйдёт более, чем вдвое большая сумма — 3,6 трлн руб.
Огромный раздел расходов — “Национальная экономика”. На него планируется потратить 3,3 трлн руб., или 15,5% расходной части бюджета.
Всем прочим расходным статьям достаются крохи: ЖКХ — 322 млрд руб. (1,5%).
Охрана окружающей среды — 335 млрд руб. (1,6%).
Образование — 1,1 трлн руб. (5%).
Культура — 135 млрд руб. (0,6%).
Здравоохранение — 1,1 трлн руб. (5,2%).
Физическая культура и спорт — 65 млрд руб. (0,3%). Отдельно обращает на себя внимание раздел расходов “Средства массовой информации”. Он один из немногих, по которым финансирование в 2021 году вырастет. СМИ (читай — пропагандисты) получат 102,8 млрд руб., или 0,5% всех расходов бюджета. Это чуть меньше, чем вся российская культура, и в полтора раза больше, чем весь спорт.
Один только Первый канал получит от государства на 6 миллиардов рублей больше, чем в 2020 году. ВГТРК получит дополнительные 3,6 млрд руб. Russia Today получит дополнительные 776 миллионов. Силовики – снова один из основных приоритетов государства.
На все существующие нацпроекты в 2021 году собираются потратить более 2,2 триллионов рублей, или больше 10% всех расходов бюджета.
Вот как будут распределены эти деньги по конкретным нацпроектам:
Демография — 742,5 трлн руб.
Здравоохранение — 243,2 трлн руб.
Образование — 171,6 трлн руб.
Жилье и городская среда — 102,6 трлн руб.
Экология — 108 трлн руб.
Безопасные и качественные автомобильные дороги — 117,4 трлн руб.
Производительность труда и поддержка занятости — 6,4 трлн руб.
Наука — 54,9 трлн руб.
Цифровая экономика РФ — 150,2 трлн руб.
Культура — 21,7 трлн руб.
Малое и среднее предпринимательство — 56,3 трлн руб.
Международная кооперация и экспорт — 97,5 трлн руб.
В Болгарии расходы государственной казны достигают 22,730 млрд евро. Б
Щедрое финансирование особенно осязаемо в трех сферах – социальной политике, образовании, обороне и силах безопасности. С начала 2019 года минимальный размер заработной платы вырос с нынешних 261 евро до 286 евро. При среднем росте в 10% средств на зарплаты и взносы на соцобеспечение в государственной и муниципальной администрации, вознаграждения педагогического персонала вырастут на 20%. Пенсионеры получают актуализацию пенсий на уровне 5.7% с 1 июля. Это, наряду с повышением производительности, приведет к увеличению оплаты труда в стране, в среднем, на 8,4%, что значительно выше прогнозной инфляции. Ожидается, что это стимулирует потребление, которое является одним из основных двигателей роста ВВП.
Профсоюзы не просто приветствуют предусмотренные увеличения, но заявляют, что настолько социальный бюджет не видели давно. Работодатели, однако, имеют ряд замечаний в отношении минимальной зарплаты, выплаты больничных и повышения страхового предела для пенсий. По оценке бизнеса, данный бюджет не стимулирует экономический рост.
Однако даже при таких параметрах бюджета, болгары останутся самыми бедными гражданами в ЕС, где доходы в разы выше. Но проект бюджета на 2021 год показывает стремление властей сокращать разницу, рассчитывая в данной связи на то, что вознаграждения будут увеличены и в частном секторе. С точки зрения того, что бизнес испытывает острую нехватку рабочей силы, это вполне вероятно, несмотря на его сдержанность в этом вопросе. Подобное развитие уже наблюдается, и данные показывают, что в последние годы зарплаты в частном секторе ежегодно вырастают почти на 10%.
Что касается финансирования обороны и сил безопасности, то очевидно, наблюдается консенсус, что невозможно Болгарии и дальше оставаться со столь малочисленной и недостаточно вооруженной армией. Страна все еще не выполнила требования НАТО, чтобы расходы на оборону составляли минимум 2% ВВП, но важным шагом в этом направлении является новый бюджет, который предусматривает, чтобы в 2021 г. вооруженные силы и силы безопасности получили более 2,505 млрд евро, что составляет рост на уровне почти 245 млн евро в сравнении с текущим годом.
В России и Болгарии бюджетный процесс построен с учетом следущих принципов:
Принцип ежегодности бюджета - бюджет, как правило, ежегодно утверждается, однако финансовый год, как уже было отмечено выше, не везде совпадает с календарным, даты начала бюджетного года различаются.
Принцип облечения бюджета в форму акта. Одним из требований бюджетного процесса является обязательное облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти.
Принцип единства бюджета — это объединение всех доходов и расходов государства в рамках общего универсального акта. Единство заключается в единой бюджетной системе, единых правовых основах, единых формах документации.
Принцип плановости характерен практически для всех стран, поскольку бюджет любого государства — это прежде всего основной финансовый план, который предусматривает доходы и расходы на определенный период времени для осуществления задач и функций государства.
Принцип наглядности бюджета означает, что бюджет должен быть выражен в наиболее информативной и ясной для понимания форме.
Принцип контроля заключается в постоянном и тщательном контроле за бюджетными средствами и должен сопровождать все стадии бюджетного процесса.
-
Сравнение налоговых систем Российской Федерации и Болгарии
Налоговая система Болгарии состоит из двух уровней: республиканские и местные налоги. Республиканские делятся на прямые (корпоративный налог и налог на доходы физических лиц) и косвенные (акцизы и налог н добавленную стоимость).
Основным источником этих финансовых ресурсов могут быть только налоги, которые государство собирает со своих физических и юридических лиц отталкиваясь от законодательной базы страны. Анализируя налоговую систему и принципы налогообложения стран – участниц Евросоюза, либо, стран, претендующих на вступление в единую валютную зону, можно столкнуться с кардинальным различием.
После включения Болгарии в состав ЕС особое внимание уделяется проведению реформ в налоговой системе данной страны. В настоящее время существует несколько основных налогов:
1. НДС – 20 % - взимается с активов и услуг, оказанных в данной стране, и с импортируемых товаров.
2. Налогообложение частных лиц – 10 % - выплачивают все граждане Болгарии, как служащие, так и лица свободных профессий.
3. Налог на прибыль – каждый месяц 1/12 прибыли за предыдущий год
4. Налоги на недвижимое имуществ и такса на «вывоз бытовых отходов» - Налог начисляется по налоговой оценке недвижимого имущества и определяется для каждого Муниципалитета Муниципальным советом. Для недвижимости, являющейся основным жильем, налог начисляется с 50 % скидкой.
5. Налог на прирост капитала
6. Налог на перевод за границу доходов, полученных в Болгарии
7. Налог на транспортные средства
8. Дорожный налог
9. Налог на приобретение имущества
Средства, собранные с налогов, распределяются между основными статьями расходов бюджета Болгарии: государственный долг, развитие народного хозяйства, а также социальное обеспечение граждан.
Что касается ситуации в РФ, то сущность налоговой системы Российской Федерации сформулирована в ст. 6 НК РФ: «Налоговая система Российской Федерации представляет собой множество предусмотренных настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, видоизменения и отмены, уплаты и использования мер по обеспечению их уплаты, ведения налогового контроля, а также поиска к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства".
Налоги в России в соответствии с НК РФ разделены натри видав зависимости от уровня их установления и изъятия:
- федеральные (на уровне страны)
- региональные (на уровне регионального органа государственной власти)
- местные (на уровне органа местного самоуправления).
Подобная трехуровневая система присуща почти всем государствам, имеющим федеральное устройство.
Среди основных налогов, можно отметить:
· налог на прибыль
· акцизы на некоторые виды и варианты тех или иных товаров
· налог на добавленную стоимость
· таможенная пошлина
· налог на доходы физических лиц
· единый социальный налог
· налог на имущество предприятий