Файл: Практическое занятие Задание Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Специальная психология»
Группа Го21П171в
Студент
И.В.Богданович
МОСКВА 2023
Практическое занятие Задание № 1. Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.
2. Дети с задержкой психического развития
Все чаще в родительской и педагогической среде можно услышать это слово – ЗПР. Дети с задержкой психического развития есть в каждой общеобразовательной школе, и количество их непрерывно растет.
Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.
Задержка психического развития может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Выделяют биологические и социальные причины.
В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской, разработанная с учетом этиологии. Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного(конституционального)происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
Задержка психического развития конституционного (конституционального) происхождения – так называемый гармонический инфантилизм.
Инфантилизм– ( от лат. Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту. Представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.
Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь пороками сердца.
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
У детей с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации учебной деятельности, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, отставания в речевом развитии.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций.
Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.
Основными принципами КРО являются принцип доступности, наглядности, системности, и использование индивидуального и дифференцированного подхода.
ЗПР - замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Это форма патологии – промежуточное состояние между умственной отсталостью и нормой, и к счастью, корректируется частично или полностью.
Задание № 2. Составьте кроссворд по дисциплине «Специальная психология». Кроссворд должен состоять не менее, чем из 15 слов. Работа должна быть представлена следующим образом: - вопросы к кроссворду; - сам кроссворд (не заполненный); - ответы (отдельным списком).
Вопросы по вертикали: 2. Австрийский психиатр и психолог, разработавший теорию сверхкомпенсации; 3. Раздел специальной психологии, изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора; 6. Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней (в более узком смысле причины нарушений психического развития); 11. Система психологопедагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей; 13. Процесс приспособления к окружающей действительности; 14. Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; 15.
Отклонение в развитии, нарушение в развитии, аномалия развития.
Вопросы по горизонтали: 1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения; 4. Отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями; 5. Средняя степень умственного недоразвития, дефекты развития выражены в менее резкой форме, чем при идеотии; 7. Нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов; 8. Отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми нарушениями; 9. Дрожание пальцев рук и языка; 10. Направление специальной психологии, которое направлено на изучение психологии умственно отсталых; 12. Стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, упрощению эмоций; 16. Частичное специфическое нарушение процесса письма; 17. Механизм развития заболевания, совокупность последовательных событий в клетке или ткани, возникающих под действием этиологического фактора.
| | | | | | | | | | | | | | 6 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 7 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 13 |
| | | | | 3 | | | | | | | 8 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 2 | | 5 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 11 | | | | |
| 1 | | | | | | | | | | | 14 | | | | | | | | | | 15 | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 4 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 12 | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 17 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 10 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 16 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответы по вертикали: 2. Адлер; 3. тифлопсихология; 6. этиология; 11. Коррекция; 13. Адаптация; 14. Заикание; 15.дефект.
Ответы по горизонтали: 1. Дислексия; 4. сурдопсихология; 5. имбецильность;7. дизонтогенез; 8. логопсихология; 9. тремор; 10. олигофренопсихология; 12. деменция; 16. дисграфия; 17. патогенез.
Задание № 3. Заполните таблицу.
№ | Тип дизонтогенеза | Психологические особенности детей |
1 | Стойкое психическое недоразвитие | Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей работой и собой. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия - представлений. |
2 | задержанное развитие | Медленное созревание центральной нервной системы. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует. При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Образное мышление у таких детей нарушено. Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением). |
3 | поврежденное развитие | Варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии на центральную нервную систему ребенка в тот момент, когда значительная (большая) часть функциональных психических систем уже была сформирована и имеется определенный период условно-нормативного развития. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. При повреждениях ребенку обычно ставится неврологический диагноз, отражающий характер поражения центральной или периферической нервной системы, и сопутствующие медицинские диагнозы. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д. |
4 | дефицитарное развитие | Варианты развития в условиях нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики. Нехватка зрительного опыта и отсутствие представлений влечет за собой затруднения в занятии ребенком вертикального положения тела. Ввиду этого развивается страх, боязнь в постижении пространства, новых явлений и предметов, а это, в свою очередь, способствует задержке освоения пространственных аспектов развития, искажению походки, ориентации, ведь восприятие и понимание схемы тела развивается с опозданием. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательной системы страдают церебральным параличом (ДЦП). Его возникновение связывают с недоразвитием или повреждением мозга малыша на ранних этапах его развития: это может быть и период внутриутробного пребывания, и получение повреждения непосредственно в ходе родовой деятельности, и в течение первого года жизни. Нередко расстройства двигательного аппарата у детей, страдающих ДЦП, сочетаются с различными психическими нарушениями, дефектами речи, функций прочих анализаторов, среди которых зрение и слух. Ввиду этого больные дети зачастую требуют особого ухода, психолого-педагогической, социальной и лечебной помощи. |
4 | искаженное развитие |
|
5 | дисгармоническое развитие | Нарушение формирования личности. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу. Ядерную группу составляют конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии. Психопатии характеризуются неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких людей при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей - психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими. При психопатии отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам, недоразвитие воли, неустойчивое поведение, повышенная внушаемость. Детское поведение носит импульсивный характер, у ребенка снижена работоспособность, он недостаточно внимателен, не может сосредоточиться, преодолеть трудности при выполнении заданий |