Файл: Практическое занятие Задание Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Специальная психология»



Группа Го21П171в
Студент
И.В.Богданович

МОСКВА 2023
Практическое занятие Задание № 1. Напишите эссе на одну из предложенных тем по выбору.

2. Дети с задержкой психического развития

Все чаще в родительской и педагогической среде можно услышать это слово – ЗПР. Дети с задержкой психического развития есть в каждой общеобразовательной школе, и количество их непрерывно растет.

Задержка психического развития - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Понятие «задержка» подчеркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей данной категории. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, форм и методов работы, характерных для большинства детей с ЗПР.

Задержка психического развития может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). Выделяют биологические и социальные причины.


В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К.С.Лебединской, разработанная с учетом этиологии.  Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного(конституционального)происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.

Задержка психического развития конституционного (конституционального) происхождения – так называемый гармонический инфантилизм.

Инфантилизм– ( от лат. Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту. Представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

Задержка психического развития соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь пороками сердца.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию  личности ребенка.

Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.



Анамнестические данные часто указывают и на замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

У детей с ЗПР отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации учебной деятельности, сниженная способность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, отставания в речевом развитии.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций.

Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Основными принципами КРО являются принцип доступности, наглядности, системности, и использование индивидуального и дифференцированного подхода.

ЗПР - замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Это форма патологии – промежуточное состояние между умственной отсталостью и нормой, и к счастью, корректируется частично или полностью.

Задание № 2. Составьте кроссворд по дисциплине «Специальная психология». Кроссворд должен состоять не менее, чем из 15 слов. Работа должна быть представлена следующим образом: - вопросы к кроссворду; - сам кроссворд (не заполненный); - ответы (отдельным списком).

Вопросы по вертикали: 2. Австрийский психиатр и психолог, разработавший теорию сверхкомпенсации; 3. Раздел специальной психологии, изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора; 6. Учение о причинах и условиях возникновения и развития болезней (в более узком смысле причины нарушений психического развития); 11. Система психологопедагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей; 13. Процесс приспособления к окружающей действительности; 14. Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; 15.
Отклонение в развитии, нарушение в развитии, аномалия развития.

Вопросы по горизонтали: 1. Частичное специфическое нарушение процесса чтения; 4. Отрасль специальной психологии, которая изучает закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями; 5. Средняя степень умственного недоразвития, дефекты развития выражены в менее резкой форме, чем при идеотии; 7. Нарушение развития психики в целом или её отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов; 8. Отрасль специальной психологии, изучающая психологические особенности лиц с различными речевыми нарушениями; 9. Дрожание пальцев рук и языка; 10. Направление специальной психологии, которое направлено на изучение психологии умственно отсталых; 12. Стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, упрощению эмоций; 16. Частичное специфическое нарушение процесса письма; 17. Механизм развития заболевания, совокупность последовательных событий в клетке или ткани, возникающих под действием этиологического фактора.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ответы по вертикали: 2. Адлер; 3. тифлопсихология; 6. этиология; 11. Коррекция; 13. Адаптация; 14. Заикание; 15.дефект.

Ответы по горизонтали: 1. Дислексия; 4. сурдопсихология; 5. имбецильность;7. дизонтогенез; 8. логопсихология; 9. тремор; 10. олигофренопсихология; 12. деменция; 16. дисграфия; 17. патогенез.
Задание № 3. Заполните таблицу.



Тип дизонтогенеза

Психологические особенности детей

1

Стойкое психическое недоразвитие

Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Отличительной чертой мышления умственно отсталых является не критичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей работой и собой. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия - представлений.

2

задержанное развитие

Медленное созревание центральной нервной системы. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует. При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Образное мышление у таких детей нарушено. Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

3

поврежденное развитие

Варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии на центральную нервную систему ребенка в тот момент, когда значительная (большая) часть функциональных психических систем уже была сформирована и имеется определенный период условно-нормативного развития. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. При повреждениях ребенку обычно ставится неврологический диагноз, отражающий характер поражения центральной или периферической нервной системы, и сопутствующие медицинские диагнозы. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.

4

дефицитарное развитие

Варианты развития в условиях нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики. Нехватка зрительного опыта и отсутствие представлений влечет за собой затруднения в занятии ребенком вертикального положения тела. Ввиду этого развивается страх, боязнь в постижении пространства, новых явлений и предметов, а это, в свою очередь, способствует задержке освоения пространственных аспектов развития, искажению походки, ориентации, ведь восприятие и понимание схемы тела развивается с опозданием. Большинство детей с нарушениями опорно-двигательной системы страдают церебральным параличом (ДЦП). Его возникновение связывают с недоразвитием или повреждением мозга малыша на ранних этапах его развития: это может быть и период внутриутробного пребывания, и получение повреждения непосредственно в ходе родовой деятельности, и в течение первого года жизни. Нередко расстройства двигательного аппарата у детей, страдающих ДЦП, сочетаются с различными психическими нарушениями, дефектами речи, функций прочих анализаторов, среди которых зрение и слух. Ввиду этого больные дети зачастую требуют особого ухода, психолого-педагогической, социальной и лечебной помощи.

4

искаженное развитие

  1. Сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития. Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма. Базовым проявлением расстройства обычно считается дефицитарный аутизм – оторванность от действительности, погруженность в себя, отсутствие интереса к окружающему, замкнутость, закрытость и негативизм, ослабление реакций на внешние стимулы, отставание интеллектуального и речевого развития, а также неспособность внешние, социальные влияния трансформировать в структуры собственной личности. Неспособность формировать надежные привязанности, коммуникативные навыки, просоциальные интересы и увлечения; преобладание замкнутости, отгороженности от людей, поглощенности своим внутренним миром; эмоциональная блокада, отсутствие эмпатии, сострадания и развитых социальных эмоций, а нередко – страхи, тревога, агрессивность и аутоагрессивность; узкий круг интересов, часто стереотипно повторяющихся или заученных; потребность в постоянстве распорядка и интересов – феномен тождества;

  2. проблемы невербальной коммуникации, дефицит жестов и мимики, своеобразный «стальной» взгляд, непонимание значения невербальных сигналов других людей;

  3. моторное недоразвитие;

  4. речевые и интеллектуальные проблемы.

5

дисгармоническое развитие

Нарушение формирования личности. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу. Ядерную группу составляют конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психопатии. Психопатии характеризуются неравномерным (дисгармоничным) развитием отдельных психических функций и систем. Так, наряду с полноценным умственным развитием у детей-психопатов наблюдаются недоразвитие и своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из близких людей при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети, наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей - психопатов выступает эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение, что нередко приводит к конфликтам с окружающими. При психопатии отмечается повышенная возбудимость, склонность к аффективным вспышкам, недоразвитие воли, неустойчивое поведение, повышенная внушаемость. Детское поведение носит импульсивный характер, у ребенка снижена работоспособность, он недостаточно внимателен, не может сосредоточиться, преодолеть трудности при выполнении заданий