ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 8080
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
III. Практические задания:
-
Составьте таблицу с классификацией̆ основных подходов в исследовании этнической̆ общности и их характеристикой̆.
| Подход | Характеристика |
1 | Примордиалистский подход | объясняют этнические группы как реально существующие группы людей, которые, прежде всего, характеризуются биологическим самовоспроизводством; разделяют базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм; образуют единые поля коммуникации и взаимодействия; характеризуются членством, обеспечивающим идентификацию для людей, входящих в состав группы, и признание их другими группами. |
2 | Конструктивистский подход | указывает на то, что этнос не является реальностью, существующей объективно, а конструируется людьми. Данный подход представлен в работах Дж. Мида, Е. Гоффмана, Ф. Барта, P. Дженкинса и др. При этом, в зависимости от того, кто конструирует представления об этносе, с какой целью, содержательное наполнение понятия этничности и ее границ может существенно отличаться. Конструктивисты, чаще всего, подчеркивают значение субъективных элементов (коллективного сознания, коллективной исторической памяти, мифа о едином происхождении, комплекса сходных психологических черт как национального характера). |
3 | Инструменталистский подход | разрабатывается в рамках политологических исследований межэтнических отношений, которого придерживаются Д. Белл, А. Коэн, Дж. Окамура, М. Фишер, К. Янг и др., понимая этничность как идеологию, созданную элитой общества для мобилизации масс и достижения собственных интересов в борьбе за власть. В. А. Тишков, анализируя данный подход, рассматривает этничности как средство, инструмент реализации коллективного стремления «к материальному преимуществу на социо-политической арене». С. Московичи, в свою очередь, утверждает, что этничность выражается в социальной и политической солидарности членов общества. |
-
Прочитайте работу Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию» и напишите тезисы.
I раздел
-
Этническая психология отличается большей неясностью в определении своих задач. -
Уже Гиппократ пробовал связать особенности народных характеров с различиями климата и географических условий. -
Затем этнографическими аргументами пользуется Локк. А XVIII веке начались частые попытки выйти за пределы «индивида» и сделать предметом психологического исследования также «коллектив» — народ и человечество. -
Опыты Изелина, лорда Кемса (Г. Гом), Ферпосона начали наводить на мысль о самостоятельном предмете этнической психологии. -
Антропологии и в особенности психические антропологии конца XVIII и начала XIX века сплошь и рядом содержат в качестве необходимой составной части отдел, посвященный вопросам психологии народов и рас. -
В XIX веке громадное значение имеет идея «духа» и «народного духа». Это отражается в работах Вегелина, Гердера, Гегеля. -
Эта идея получила своеобразное истолкование в школе новой психологии Гербарта. -
Фундамент современной этнической психологии закладывается его последователями - Т. Вайцом и Лацарусом со Штейнталем. Они вводят удержавшееся и до сих пор название науки Völkerpsychologie. -
Нельзя среди их предшественников позабыть имя В. Гумбольдта. Сама этнология, прежде всего в лице Бастиана, шла на поддержку новой науки. -
Наконец, этническая психология Вундта тесно связана опять-таки с новым направлением в психологии, основателем которого является сам же Вундт. -
С другой стороны, идея динамической социологии Ог. Конта среди многочисленных форм своего осуществления нашла и такие, которые преимущественно основываются на данных этнографии и этнической психологии. -
В Англии идея социологии Конта нашла себе поддержку в социологии Спенсера, богатой также материалом этнической психологии; -
Нельзя себе представить осуществления идеи «политической этологии» Дж. С. Милля без поддержки со стороны этнической психологии; значительный вклад в самое содержание этой дисциплины внесли в Англии в особенности Эд. Тайлор и Фрезер. -
Такое разногласие в самом факте признания этнической психологии как особой науки, или дисциплины, или хотя бы отдела науки вызвано крайней неясностью в определении предмета этнической психологии и, следовательно, также ее места среди других наук.
-
Подберите «батарею» методик по диагностике этнической̆ толерантности, представьте список этих методик.
В подборе методик в батарею психолог руководствуется не субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надёжности при минимуме затрат.
При формировании батареи, подборе тестов для психодиагностического обследования необходимо исходить из:
- целей и задач психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать);
- сложности изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться;
- параметров, возможностей методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);
- особенностей обследуемых;
- времени, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими);
- взаимодополняемости методик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска).
Кроме того, важно помнить, что психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования и выполняет распоряжения лишь специалистов, уполномоченных руководить им в профессиональном отношении.
Для того, чтобы выбор методик осуществлялся исходя из стоящих задач, а не наличия тех или иных тестов, банк психодиагностических методик психологической лаборатории должен быть достаточно большим, включать как широко, так и узко направленные. В противном случае возможны ситуации, когда результаты обследования не будут отвечать запросам администрации. Прежде чем организовывать обследование, например, по методике EPI, необходимо быть уверенным, что для заказчика важно, экстравертом или интровертом является тот или иной осуждённый или, по крайней мере, эти характеристики имеют значимую корреляцию с другими важными для него характеристиками.
Психодиагностическая работа должна всегда отталкиваться от целей, стоящих перед сотрудниками учреждения, изучение должно быть конкретным, соответствовать тем задачам воспитательной работы, которые необходимы на данном этапе работы с сотрудником, пребывания осуждённого в колонии.
Важно также учитывать тот факт, что при постоянном применении одних и тех же методик потенциальный обследуемый со временем становится более подготовленным.
Для быстрого получения необходимой информации в набор должно входить минимальное, но достаточное число методик. Поэтому при подборе более важным является не широта охвата, а точность попадания используемых методов в цель, которая ставится психологу.
Необходимо чётко различать задачи, стоящие перед обследованиями в рамках обоих подходов.
Необходимо учитывать, что чем выше уровень психологических заключений, тем меньшее количество людей охватывается обследованием и наоборот, чем больше число людей, на которых распространяется индивидуальный подход, тем ниже уровень оказания психологической помощи.
В любом случае необходимо иметь в виду, что для проведения качественного психодиагностического обследования требуется не менее 5–6 часов.
Для написания психологического портрета формируемая батарея, набор взаимопроверяющих и взаимодополняющих тестов должен содержать не менее 4–5 методик.
Набор или батарея тестов формируется в зависимости от задач обследования на основе базового, - используемого в большинстве психодиагностических обследований (тест Люшера, 16 PF.), и дополнительного набора методик (например, при изучении суицидального поведения необходимо включать в батарею специализированные методики для изучения данного аспекта).
Важно уделять большое внимание стандартности проведения обследования. Для исключения влияния различных факторов процедура проведения (инструкция, порядок работы...) должна быть одинаковой для всех испытуемых. Необходимо использовать стандартные бланки с прилагаемыми ключами.
При формировании батареи тестов и проведении обследования спецконтингента рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
- в первую очередь изучению подлежат сфера мотивации и социальной направленности личности;
- необходимо использовать проективные, идеографические методы изучения личности, а не ограничиваться тестами - опросниками, ответы на которые могут фальсифицироваться в значимых ситуациях; в этом отношении предпочтительными являются, например, методики:
- Lusher.
- Hand-test, ТАТ, методика Роршаха;
- тест Сонди;
- графические методы;
- незаконченные предложения;
- ассоциативный словесный тест;
- методика Эллиса;
- методика Гилфорда - Салливена;
- методика Розенцвейга;
- метод Келли;
- ТЮФ;
- автопортрет (письменный);
- метод знаковой социометрии Пирожкова;
- контент-анализ письменной продукции;
- АМИЛ;
- шкала лжи.
-
Проведите диагностику по «Методике измерения этноцентризма», разработанной̆ М. Г. Стадниковым (Приложение А), с несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты и представьте их (количественный̆ и качественный̆ анализ). Текст можно переформулировать так, чтобы определить степень этноцентризма представителей̆ разных народов.
Методика разработана М. Г. Стадниковым, который опирался на определение Д. Мацумото: «Этноцентризм – тенденция оценивать мир с помощью собственных культурных фильтров». Создавая методику, автор использовал идеи Т. Адорно, теорию социальной идентичности Г. Тэджфела и теорию социальной категоризации Д. Тернера. На основе анализа научных, литературных и газетных текстов, интервью с представителями разных национальностей он разработал инструментарий, определяющий уровень этноцентризма личности.
Диагностика по «Методике измерения этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым, проводилась среди 10 человек. В ходе диагностики они прошли 2 теста.
Первый тест
Суждения | Полностью согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совершенно не согласен |
Следует повысить солидарность и чувство национального самосохранения русского народа | | 5 человек | 5 человек | | |
Цель любого гражданина нашей страны в первую очередь - спасение и укрепление единства Отечества, а приоритет - возрождение культуры и достоинства русского народа | 10 человек | | | | |
Русский народ для других народов России - естественный центр притяжения | | | | 10 человек | |
Государственное будущее России зависит от восстановления русским народом своих материальных и духовных сил, своего национального единства | | | 10 человек | | |
На сепаратизм окраин существует только один действительно серьёзный ответ - укрепление единства и мощи русского народа ради восстановления его роли как центра притяжения | | | 10 человек | | |
Ни у кого нет права, оставаясь гражданином России, рассматривать ее как чуждую страну пребывания, как «эту» страну | | | | | 10 человек |
Русская культура представляет историческую основу, богатство культуры нашей страны | 10 человек | | | | |
Сегодня принижается роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажаются ее высокие гуманистические принципы | | | 10 человек | | |
Сегодня не только пропагандируется идея духовного вырождения русской нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия | | | 10 человек | | |
Сегодня широко практикуется продвижение с помощью кино, телевидения и печати антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, открыто унижается достоинство русской нации, осмеиваются русская история и наш народ | | 2 человека | 2 человека | | 6 человек |
Сегодня продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика | | | | | 10 человек |
Необходимо поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства | | | 10 человек | | |
Сегодня необходимы усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием всего человечества | | | 10 человек | | |
Возрастание национального самосознания любого народа рассматривалось как явление позитивное и прогрессивное. Аналогичные процессы в национальном самосознании русских однозначно расцениваются как явление резко отрицательное | | | 10 человек | | |
Я считаю, что русский человек — это самый развитый самый умный человек вообще | 10 человек | | | | |
Я считаю, что русский человек — это тот человек, который родился в России, там прожил всю жизнь и умер там. Он отличается от других тем, что ему не надо «чужой земли» | 5 человек | 5 человек | | | |
Мне кажется, что русский человек — это человек, который родился в России и у него очень открытая душа | 10 человек | | | | |
Я думаю, что русский человек — это человек, который живет в России и мыслит, как русский | 10 человек | | | | |
Главная особенность русского человека – это его сильный дух и широкая душа | 10 человек | | | | |
Русский человек — это лучший человек: добрый, умный, сильный, он все делает хорошо, за это его уважают все страны, это самый доблестный человек | 10 человек | | | | |