Файл: Миклухо ангелина Сергеевна Инструменты внутренних коммуникаций в территориально.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 5. Текстовая расшифровка экспертного интервью №2
1.
Какие особенности внутренних коммуникаций крупной
компании Вы можете выделить?
В крупных компаниях с их сложной иерархией деятельность руководителей любого уровня направлена на то, чтобы показать вышестоящим руководителям результаты своей деятельности. Часто бывает так, что не самые эффективные инструменты дают нужную картинку или красивый показатель для отчета. В таких случаях многие предпочитают эффект «здесь и сейчас» работе на перспективу и стратегические цели.
2.
С какими трудностями сталкиваются специалисты по
внутренним
коммуникациям
в
условиях
территориально
распределенной компании?
Очень трудно организовать эффективную обратную связь и учесть мнения всех групп целевых аудиторий. Больше всего трудностей вызывает организация взаимодействия между руководством компании и рядовыми сотрудниками.
Традиционно главы компаний осуществляют коммуникацию с помощью электронной почты, приказов и ответов на вопросы. Они ходят на совещания, заседают в комитетах и публикуют пресс-релизы. Но большинство сотрудников хотят личного общения с руководством, им важно получить ответы на важные для них вопросы от первого лица.
Проблемно также донести до сотрудников каждого подразделения компании ключевые цели и ценности, которые будут объединять территориально разделенные отделы.
3.
Какие инструменты внутренних коммуникаций, на Ваш
взгляд,
являются
наиболее
эффективными
с
точки
зрения
1.
Какие особенности внутренних коммуникаций крупной
компании Вы можете выделить?
В крупных компаниях с их сложной иерархией деятельность руководителей любого уровня направлена на то, чтобы показать вышестоящим руководителям результаты своей деятельности. Часто бывает так, что не самые эффективные инструменты дают нужную картинку или красивый показатель для отчета. В таких случаях многие предпочитают эффект «здесь и сейчас» работе на перспективу и стратегические цели.
2.
С какими трудностями сталкиваются специалисты по
внутренним
коммуникациям
в
условиях
территориально
распределенной компании?
Очень трудно организовать эффективную обратную связь и учесть мнения всех групп целевых аудиторий. Больше всего трудностей вызывает организация взаимодействия между руководством компании и рядовыми сотрудниками.
Традиционно главы компаний осуществляют коммуникацию с помощью электронной почты, приказов и ответов на вопросы. Они ходят на совещания, заседают в комитетах и публикуют пресс-релизы. Но большинство сотрудников хотят личного общения с руководством, им важно получить ответы на важные для них вопросы от первого лица.
Проблемно также донести до сотрудников каждого подразделения компании ключевые цели и ценности, которые будут объединять территориально разделенные отделы.
3.
Какие инструменты внутренних коммуникаций, на Ваш
взгляд,
являются
наиболее
эффективными
с
точки
зрения
100
информирования сотрудников? Какие инструменты эффективны с
точки зрения организации обратной связи?
В нашей компании более тридцати тысяч человек, есть сотрудники возрастной категории 65+. В какой-то момент перед нами встал вопрос: использовать специализированные каналы коммуникации, направленные на
ЦА разных возрастов, разных территориальных подразделений компании и пытаться как-то объединить их едиными ценностями или создать централизованный канал коммуникации. Мы выбрали второй вариант.
Мы решили отказаться от других каналов внутренней коммуникации в пользу Jive. Разработали удобный и доступный для всех интерфейс, создали единое окно для получения сервисов. Могу с уверенностью сказать, что такой инструмент намного эффективнее работает, чем корпоративные издания и доски информации.
Но при всей любви наших сотрудников к социальным сетям и их желании общаться в ней, внедрить эту технологию было не так просто.
Зачастую люди, привыкшие к переписке в «Одноклассниках» и «В контакте», воспринимают социальные сети как нечто развлекательное, не отдавая отчет, что это действенный инструмент, который может помочь в их работе.
Для повышения эффективности данного инструмента мы предпринимаем следующие действия:
1) Активно обучаем сотрудников;
2) Вовлекаем топ-менеджмент;
3) Предлагаем все сервисы в одном окне;
4) Реализуем геймификации для вовлечения всех сотрудников;
5) Развиваем корпоративную культуру.
101
4.
Как Вы считаете, должны ли отличаться используемые
инструменты внутренних коммуникаций в зависимости от сферы
деятельности компании?
Чтобы доставить контент до целевой аудитории нужно:
- Сделать доступ к информации легким;
- Сделать доступ к информации удобным;
- Вовлечь пользователя.
Конечно, существуют какие-то специфические особенности, которые зависят от сферы деятельности компании, но основные принципы организации эффективной системы внутренних коммуникаций в компании универсальны для всех.
5.
Существуют ли универсальные инструменты внутренних
коммуникаций, которые одинаково хорошо работают в компаниях
разного масштаба и сферы деятельности?
Да существуют, большинство инструментов, по сути, универсальны, их адаптируют под специфические условия конкретной компании.
Для крупных компаний самые универсальные инструменты – это корпоративная почта, Интранет, корпоративные мероприятия, газета или журнал.
Крупные компании не спешат отказываться от бумажных носителей. И это оправдано. Во-первых, возраст персонала корпораций и предприятий разный. Во-вторых, использование Интернета и Интранета в рабочих условиях может быть ограничено. Хотя печатные издания сегодня выполняют скорее имиджевую функцию.
6.
Каким образом в вашей компании осуществляется
взаимодействие с территориально удаленными подразделениями?
Существуют ли специалисты по внутренним коммуникациям на местах
или коммуникации осуществляются по большей части из центрального
офиса?
102
В региональных подразделениях у нас есть специалисты по коммуникациям, они в том числе курируют внутренние коммуникации, но по большей части управление организуется из корпоративного центра.
7.
Какие методы оценки эффективности системы внутренних
коммуникаций используются в вашей компании?
У нас регулярно проходит оценка уровня вовлеченности персонала. С помощью специального инструментария оцениваем уровень мотивации и лояльности сотрудников и, исходя из этой информации, работаем над слабыми сторонами, транслируем успешные практики.
Эффективность инструментов внутренних коммуникаций также оцениваем по основным показателям (количество опубликованных новостей, процент посещаемости тех или иных разделов корпоративного портала и т.д.)
8.
Какие
основные
тенденции
в
сфере
внутренних
коммуникаций вы бы отметили в Вашей компании за последние 2-3
года?
Я думаю, что самый большой тренд имеет отношение к уровню интерактивности: становится все труднее контролировать коммуникации.
Существует множество онлайновых средств, с помощью которых ваши сотрудники могут общаться, с вашим позволением или без него. Глобально контролировать информационные потоки в компании просто невозможно.
Здесь нужно решить: встраиваться в эти потоки коммуникации и предоставлять сотрудникам удобные площадки для взаимодействия и производства собственного контента или ограничиваться традиционными инструментами коммуникаций, которые вы можете контролировать.
103
Приложение 6. Текстовая расшифровка экспертного интервью №3
1. Какие особенности внутренних коммуникаций крупной
компании Вы можете выделить? С какими трудностями сталкиваются
сотрудники в условиях территориально распределенной компании?
Особенности:
1)
Дочерние общества (ДО) и их географическое распределение.
Для каждого из них одновременно должна прорабатываться как общая информационная повестка компании, так и специфическая местная. Эта специфика зависит от географического положения и от профиля деятельности ДО.
2)
Постоянная координация работы местных подразделений корпоративных коммуникаций из центра. Информационная политика компании должна быть единой, согласованной, непротиворечивой.
Трудности:
1)
Важный критерий эффективности внутренних коммуникаций – соответствие декларируемых тезисов реальной ситуации. Когда в корпоративных информационных источниках рисуется некая идеальная картина, а личный опыт сотрудника с ней не совпадает, возникает разрыв ожидания и реальности. И в таком случае внутренние коммуникации становятся демотивирующим фактором. Например, выдвигаются тезисы о безопасности труда, а в каком-нибудь ДО на складе уже давно нет новой спецодежды.
2)
Подготовка нескольких вариантов информационных продуктов, актуальных для территорий. Например, разные первые полосы и региональные вкладки в корпоративной газете
3)
Нехватка квалифицированных кадров в регионах. Постоянная необходимость контроля из центра.
104 4)
Часовые пояса. Например, разница между Санкт-Петербургом и
Томском – 4 часа, то есть половина рабочего дня.
5)
Наличие у регионалов двойного подчинения – руководству ДО и функциональным ответственным в корпоративном центре.
2. Какие инструменты внутренних коммуникаций, на Ваш взгляд,
являются наиболее эффективными с точки зрения информирования
сотрудников? Какие инструменты эффективны с точки зрения
организации обратной связи?
Эффективные инструменты:
1)
Самый эффективный инструмент – личное сообщение информации руководителем. Это позволяет обеспечить стопроцентное проникновение информации, однако, годится только для важных тем.
Инструмент одинаково подходит как для офисных сотрудников, так и для
«полевых».
2)
Рассылка по электронной почте. Почту читают все, у кого она есть. Важно: не спамить слишком часто, иначе эффективность будет снижаться. То есть, целесообразно использовать для важных сообщений.
Плюс можно выбирать разные списки рассылки в зависимости от актуальности темы для аудитории.
3)
Корпоративный портал. Самый полный источник нужной сотруднику информации. На главной странице есть новости и объявления, пользователь сам выбирает, какие из них читать.
Самый устаревший инструмент – корпоративная газета. Скорее всего, важен сам факт ее существования для подчеркивания статуса компании.
Фактически же она настолько скучная, что люди в ней смотрят только картинки – читать невозможно.
Обратная связь:
105 1)
Рубрика «Вопрос руководству» на корпоративном портале.
Вопросы и ответы видны всем сотрудникам. Туда приходят достаточно острые вопросы, на которые, к сожалению, коллеги иногда дают трудночитаемые ответы в стиле чиновников. Возможно, дело в страхе показаться недостаточно серьезным бюрократом у всех на виду. Кроме того, подготовка ответа почему-то занимает до двух недель.
2)
Ежегодная оценка качества сервисов и социально- психологического климата в компании. Каждый недовольный тем или иным сервисом может поставить «обидчикам» единицу, после чего те оперативно перезванивают и наконец-то пытаются разобраться в проблеме.
Результаты исследования социально-психологического климата иногда могут оказаться неожиданными для руководства и привести к каким-либо изменениям (или нет).
3. Как Вы считаете, должны ли отличаться используемые
инструменты внутренних коммуникаций в зависимости от сферы
деятельности компании?
Нельзя сказать, что они именно должны отличаться, скорее могут.
Инструменты следует подбирать с учетом сферы и масштаба деятельности компании. Например, для IT-компании с 50 сотрудниками корпоративный портал не нужен, а в компании, в которой работают 5000 человек, может быть и корпоративный портал, и корпоративное приложение, и еще что- нибудь в таком духе.
4. Существуют ли универсальные инструменты внутренних
коммуникаций, которые одинаково хорошо работают в компаниях
разного масштаба и сферы деятельности?
1)
Личное получение информации от руководителя.
2)
Рассылка по электронной почте.
106
5. Согласованы ли внутренние и внешние коммуникации вашей
компании?
Согласованы. Во внешнюю среду подаются только самые важные информационные поводы и они соответствуют информации, распространяемой внутри. Кроме того, корпоративные СМИ доступны на внешнем портале компании.
Коммуникации, направленные на формирование образа компании, тоже согласованы, но, находясь внутри, сотрудники могут их по-другому воспринимать. Например, сохранять образ желаемого работодателя для действующих сотрудников труднее, чем для потенциальных. Первые принимают в расчет свой текущий опыт (выполняемые обязанности, отношения с руководством, изменения социального пакета и т.д.), а не только образ компании из коммуникаций. Вторые – видят только красивую картинку. То есть, некачественный менеджмент на местах полностью перебивает любые коммуникации.
6. Какие основные тенденции в сфере внутренних коммуникаций вы
бы отметили за последние 2-3 года?
1)
Поиск новых форматов, которые могут заинтересовать читателя.
Лонгриды, дайджесты, иллюстрированные рассылки по электронной почте.
Здесь стоит отметить, что тенденция есть, но сотрудники, ответственные за внутренние коммуникации, делают ставку на «классику»: газета, телепанели, портал.
2)
Проведение тематических дней в офисах с соответствующим оформлением и активностями. Плюс подготовка качественных раздаточных материалов, которые жалко выкинуть сразу.
107
Приложение 7. Частота использования инструментов внутренних
коммуникаций для взаимодействия с сотрудниками внутри одного
подразделения, с сотрудниками других подразделений, с начальством.
Респонденты оценивали частоту использования указанных инструментов по шкале от 1 до 4 (где 1 – не использую; 2 – использую редко;
3
– использую время от времени; 4 – использую часто).
С сотрудниками
вашего
подразделения
С сотрудниками
других
подразделений
компании
С начальством
Личные встречи
3,7
2,7
2,9
Собрания
2,9
2,2
2,8
Телефонная связь
3,2
3
2,7
Корпоративный портал
1,7
1,5
1,5
Электронная почта
3,6
3,5
3,2
Социальные сети
2,2
1,6
1,3
Мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.)
2,8
2
1,7
Ящик вопросов и ответов
1
1
1
Корпоративные праздники, фестивали, конкурсы
2,3
2
1,9
Корпоративные форумы, конференции, семинары
1,8
1,9
1,9
Спортивные мероприятия
2,1
2,1
1,6
Программа корпоративного волонтерства
1,7
1,9
1,5
Приложение 8. Частота использования инструментов внутренних коммуникаций для получения
информации в зависимости от возраста
110
Приложение 9. Корпоративный спорт
Таблица 9. Эффективность корпоративного спорта как инструмента внутренних коммуникаций
Таблица 10. Участие сотрудников в программе корпоративного спорта.
Корпоративный спорт не использую
25 (41,0%) использую редко
15 (24,6%) использую время от времени
14 (23,0%) использую часто
7 (11,5%)
Всего
61 (100,0%)
Корпоративный спорт очень низкая эффективность низкая ниже среднего средняя выше среднего высокая очень высокая
Корпоративный спорт не использую
8 3
1 2
3 3
5 13,1%
4,9%
1,6%
3,3%
4,9%
4,9%
8,2% использую редко
0 3
1 2
2 4
3 0,0%
4,9%
1,6%
3,3%
3,3%
6,6%
4,9% использую время от времени
0 0
0 1
2 5
6 0,0%
0,0%
0,0%
1,6%
3,3%
8,2%
9,8% использую часто
0 0
0 2
0 3
2 0,0%
0,0%
0,0%
3,3%
0,0%
4,9%
3,3%
Всего
8 6
2 7
7 15 16 13,1%
9,8%
3,3%
11,5%
11,5%
24,6%
26,2%
112
Рисунок 10.Эффективность корпоративного спорта для взаимодействия с сотрудниками других подразделений