ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
АНАЛИЗ
судебной практики рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных исполнителей
-
Введение
-
Статистические данные:-
Поступление исков в суды первой инстанции -
Количество оконченных дел судами первой инстанции -
Подкатегории дел по обжалованию действий судебных исполнителей -
Вынесение частных определений -
Денежные взыскания -
Качество отправления правосудия судами первой инстанции -
Качество отправления правосудия судами апелляционной инстанции
-
-
Процессуальные особенности:-
Возврат иска -
Срок предъявления иска (практика восстановления сроков) -
Срок обжалования решения суда -
Приостановление исполнительного производства -
Взыскание государственной пошлины
-
-
Подведомственность исков административным судам
-
Меры реагирования судов:-
Вынесение частных определений -
Применение мер процессуального принуждения -
Формулирование требований
-
-
Категории споров:-
Возбуждение исполнительного производства и принятие мер обеспечения -
Исполнение судебных актов об обеспечении иска -
Обращение взыскания на имущество должника -
Исполнение актов о взыскании алиментов -
Расходы по совершению исполнительных действий и их возмещение -
Иные споры об обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей
-
-
Выводы и предложения
Использованные сокращения:
-
АППК ‑ Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;
-
ГПК ‑ Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан;
-
ГК ‑ Гражданский кодекс Республики Казахстан;
-
Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» ‑ Закон об исполнительном производстве;
-
НП ВС ‑ Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан;
-
Правила реализации арестованного имущества, в том числе на торгах в форме электронного аукциона ‑ Правила;
-
АИАС ‑ Автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан «Төрелік»;
-
СКАД ВС ‑ судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;
-
СКАД или коллегия ‑ судебная коллегия по административным делам;
-
СМАС ‑ специализированный межрайонный административный суд;
-
ДЮ ‑ Департамент (-ы) юстиции;
-
ГСИ ‑ государственный (-ые) судебный (-ые) исполнитель (-и);
-
ЧСИ ‑ частный (-е) судебный (-е) исполнитель (-и).
Введение
Анализ судебной практики проведен по результатам рассмотрения административных дел, связанных с оспариванием действий (бездействия) судебных исполнителей за второе полугодие 2021 года и первое полугодие 2022 года.
Целями анализа являются:
-
изучение судебной практики по делам об оспаривании действий (бездействия) судебных исполнителей; -
выявление проблемных вопросов, требующих разъяснения по применению действующего законодательства; -
выработка единообразной судебной практики по анализируемой категории дел; -
выработка предложений по совершенствованию законодательства и принятие мер по формированию единообразной практики по указанной категории дел; -
сокращение количества предъявляемых исков по анализируемой категории.
Анализ основан на изучении судебных актов из АИАС «Төрелік» по делам анализируемой категории, анализов областных и приравненных к ним судов, статистических данных, сформированных на основании сведений из АИАС «Төрелік».
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Конституции Республики Казахстан вступившие в законную силу судебные акты обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами и подлежат исполнению на всей территории Республики Казахстан.
Целью исполнительного производства является обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов.
Обжалование действий (бездействия) судебного исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, целью которого является защита прав и интересов сторон исполнительного производства.
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы исполнительного производства, являются:
-
Конституция Республики Казахстан; -
АППК; -
ГК; -
ГПК; -
Закон об исполнительном производстве; -
Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»; -
НП ВС от 31 марта 2017 года №1 «О применении судами некоторых норм законодательства об исполнительном производстве»; -
НП ВС от 19 декабря 2003 года №12 «Об ответственности за неисполнение судебных актов»; -
Правила, утвержденные приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года №100; -
Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2014 года № 437 «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя».
2. Статистические данные
2.1. Поступление исков в суды первой инстанции
За анализируемый период в суды республики всего поступило 9140 исков (2020 год- 8550, 1 пол 2021 года- 5685, 2 пол 2021 года ‑ 4923, 2022 год ‑ 4217 исков).
Количество поступающих исков находится на одном уровне, существенного роста либо уменьшения не наблюдается.
Поступление исков по анализируемой категории дел за 2020-2022 гг.
Показатель поступления в текущем году уменьшился на 8%.
Данное уменьшение не является значительным, однако усматривается тенденция к улучшению качества совершения исполнительных действий.
Наибольшее количество поступивших исков в рамках АППК наблюдается в городах Алматы- 1971, Астана- 1884.
Количество поступивших исков по анализируемой категории дел в разрезе регионов за 1 год работы АППК
2.2. Количество оконченных дел судами первой инстанции (в том числе рассмотренных с вынесением решения, возвращением исков, примирением сторон и направленных по подсудности)
За анализируемый период в рамках АППК всего окончено 8273 дел или 90,5% (2021 год ‑ 4287, 2022 год ‑ 3986):
-
с вынесением решения - 2788 или 33,7% (2021 год ‑ 1471, 2022 год ‑ 1317):
-
требования удовлетворены - 1263 или 45,3% (2021- 639, 2022- 624) делам, в том числе частично- 393 (2021 год- 135, 2022 год- 258) -
отказано в удовлетворении- 1525 или 54,7% (2021 год- 832, 2022 год- 693),
-
с возвращением исков (без учета примирения)- 3038 или 37% (2021- 1670, 2022- 1368), -
с примирением сторон - 2378 или 28,8% (2021- 1100, 2022- 1278), -
направлено по подсудности - 69 или 1% (2021 год- 46, 2022 год- 23).
Фактически споры в пользу граждан разрешены в судебном и урегулированы во внесудебном порядках, то есть после обращения в суд по 5658 делам или 68,4% (возвраты в связи с отзывом иска - 2017 или 35,6%, решения удов - 1263 или 22,4%, примирений- 2378 или 42%).
Рассмотрение анализируемой категории споров по правилам АППК с применением принципов административной юстиции и инструментов административного судопроизводства положительно повлияло на результаты рассмотрения дел данной категории.
Реализация принципа активной роли способствует разрешению спора судом либо отзыву иска ввиду урегулирования спора во внесудебном порядке. К примеру, ответчик сам отменяет спорный акт либо производит действия, ввиду которых наличие спора отпадает.
Фактическое удовлетворение исков по анализируемой категории дел за 1 год работы АППК
удов. 68%
Значительное количество составляют дела, при рассмотрении которых незаконность действий установлена судом либо признана самим ответчиком. Данные свидетельствуют о системных проблемах в рамках осуществления исполнительных действий, неверном применении судебными исполнителями норм законодательства, злоупотреблении правами со стороны участников исполнительного производства.
Удовлетворяемость исков по анализируемой категории дел за 2020-2022 гг.
РОСТ В 2 РАЗА
Сравнительный анализ результатов рассмотрения анализируемой категории по правилам ГПК и АППК свидетельствует об эффективности норм АППК при рассмотрении исков об обжаловании действий (бездействия) судебных исполнителей.
Рост количества подтвержденных жалоб не свидетельствует об ухудшении качества работы самих судебных исполнителей.
Применение в рамках административного процесса принципов АППК (активная роль суда, справедливость, соразмерность), мер процессуального принуждения (денежное взыскание) и примирительных процедур значительно повысило качество рассмотрения дел анализируемой категории.
2.2.1. Решения вынесены в пользу:
- физических лиц 691 или 54,7%;
- юридических лиц 291 или 23%;
- субъектов предпринимательства 258 или 20,4%;
- уполномоченных органов 12 или 1%;
- МИО 3 или 0,2%;
- ЦГО 2 или 0,1%;
- иных лиц 6 или 0,5%.
Наибольшее количество удовлетворенных исков по анализируемой категории дел в разрезе сторон:
2.2.2. Возвраты исков судами первой инстанции
В 2020 году возвращено 2472 или 41,2%, в 1-ом полугодии 2021 года 1920 или 53,5%.
За анализируемый период судами возвращено 3038 (2021 год- 1670, 2022 год- 1368) исков, что составляет 33,2% от общего количества поступивших дел.
В целом за анализируемые периоды этот показатель уменьшился на 4,9% (302).
Количество возвратов по анализируемой категории дел за 2020-2022 гг.
34%
39%
41%
53%
2.2.3. Наибольшее количество возвратов:
-
истцом отозван поданный иск - 2017 (2021- 995, 2022- 638); -
судом отказано в восстановлении пропущенного срока на предъявление иска - 328 (2021- 181, 2022- 147); -
дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства - 220 (2021- 149, 2022- 71); -
дело не подсудно суду - 196 (2021- 143, 2022- 53); -
пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины - 74 (2021- 50, 2022- 24); -
имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда об утверждении соглашения - 27 (2021- 14, 2022- 13).
При этом в 2020 году в связи с отзывом иска возвращено 14 или 0,5%, в первом полугодии 2021 года 8 или 0,4%.
Отзыв административного иска связан с разрешением спора мирным путем либо разъяснением перспектив рассмотрения дела судом.
Количество возвратов по анализируемой категории дел в разрезе регионов за 1 год работы АППК
Доля возвратов по анализируемой категории дел в разрезе регионов за 1 год работы АППК
Наибольшее количество возвратов в Акмолинской (51,4%), Туркестанской областях (50,2%).
Количество примирений по анализируемой категории дел в разрезе регионов за 1 год работы АППК
Судами окончено 2378 дел или 29% (2021- 1100, 2022- 1278) примирением (пп.9), из них сторонами заключены:
-
медиативные соглашения- 2114 или 88,9% (2021- 971, 2022- 1143); -
соглашения о примирении- 249 или 10,5% (2021- 125, 2022- 124); -
соглашения в порядке партисипативной процедуры- 15 или 0,6% (2021- 4, 2022- 11 дел).
Доля примирений по анализируемой категории дел в разрезе регионов за 1 год работы АППК
При этом следует отметить, что это самый высокий показатель из числа другихкатегорий административных дел, рассмотренных за анализируемые периоды.
Установленное АППК право примирения по анализируемой категории споров позволяет значительное количество дел разрешать мирным способом.