Файл: Миклухо ангелина Сергеевна Инструменты внутренних коммуникаций в территориально.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90
В каждой ячейке таблицы поставьте цифру от 1 до 4 (где 1 – не использую; 2- использую
редко; 3 –использую время от времени; 4 – использую часто).
Другие инструменты можете вписать на свое усмотрение.
Официальный сайт компании
Социальные сети
Корпоративный портал
Корпоративная рассылка
Корпоративная газета/корпоративный журнал
Информационные листки, буклеты
Отчет для сотрудников
Информационные доски
Телепанели
Корпоративное телевидение
Корпоративное радио
Собрания
Личные встречи
Внешние источники, не относящиеся к компании
3. Какие инструменты, на Ваш взгляд, наиболее эффективны для объединения и
организации взаимодействия сотрудников из разных отделов/подразделений компании, а
также находящихся на разных организационных уровнях?
Оцените
эффективность
используемых
в
Вашей
компании
инструментов
внутрикорпоративных коммуникаций по 7-бальной шкале, где 1 – очень низкая
эффективность, 2 – низкая, 3 – ниже среднего, 4 – средняя, 5 – выше среднего, 6 – высокая, 7
– очень высокая.
Другие инструменты можете вписать на свое усмотрение.
Личные встречи
1
2
3
4
5
6
7
Собрания
1
2
3
4
5
6
7
Телефонная связь
1
2
3
4
5
6
7
91
Корпоративный портал
1
2
3
4
5
6
7
Электронная почта
1
2
3
4
5
6
7
Социальные сети
1
2
3
4
5
6
7
Мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.)
1
2
3
4
5
6
7
Ящик вопросов и ответов
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративные праздники, фестивали, конкурсы
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративные форумы, конференции, семинары
1
2
3
4
5
6
7
Спортивные мероприятия
1
2
3
4
5
6
7
Программа корпоративного волонтерства
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
4. Какие инструменты, на Ваш взгляд, наиболее эффективны для информирования
сотрудников о текущей деятельности компании, новостях, грядущих событиях?
Оцените
эффективность
используемых
в
Вашей
компании
инструментов
внутрикорпоративных коммуникаций по 7-бальной шкале, где 1 – очень низкая
эффективность, 2 – низкая, 3 – ниже среднего, 4 – средняя, 5 – выше среднего, 6 – высокая, 7
– очень высокая.
Другие инструменты можете вписать на свое усмотрение.
Официальный сайт компании
1
2
3
4
5
6
7
Социальные сети
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративный портал
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративная рассылка
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративная газета/корпоративный журнал
1
2
3
4
5
6
7
Информационные листки, буклеты
1
2
3
4
5
6
7
Отчет для сотрудников
1
2
3
4
5
6
7
Информационные доски
1
2
3
4
5
6
7
Телепанели
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративное телевидение
1
2
3
4
5
6
7
Корпоративное радио
1
2
3
4
5
6
7
Собрания
1
2
3
4
5
6
7
92
Личные встречи
1
2
3
4
5
6
7
Внешние источники, не относящиеся к компании
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
5. Оцените уровень организации взаимодействия между сотрудниками в компании (удобство
и разнообразие инструментов коммуникации и взаимодействия с коллегами/начальством)
по 7-бальной шкале (где 1 – очень низкая осведомленность, 2 – низкая, 3 – ниже среднего, 4 –
средняя, 5 – выше среднего, 6 – высокая, 7 – очень высокая).
1
2
3
4
5
6
7
6. Оцените уровень Вашей осведомленности о деятельности компании в целом (изменения в
компании, основные проекты, проблемы и достижения) по 7-бальной шкале (где 1 – очень
низкая осведомленность, 2 – низкая, 3 – ниже среднего, 4 – средняя, 5 – выше среднего, 6 –
высокая, 7 – очень высокая).
1
2
3
4
5
6
7
7. Оцените уровень Вашей удовлетворенности работой в компании по 7-бальной шкале (где
1 – очень низкая осведомленность, 2 – низкая, 3 – ниже среднего, 4 – средняя, 5 – выше
среднего, 6 – высокая, 7 – очень высокая).
1
2
3
4
5
6
7
8. Общие сведения о сотруднике.
Возраст
до 25 лет
25-35 лет
36-45 лет
46-55 лет
старше 55 лет
Пол
мужской
женский
Город
Должность в компании
Благодарим Вас за участие в исследовании!
93
Приложение 3. Гайд экспертного интервью
Исследование «ИНСТРУМЕНТЫ ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЙ В
ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННЫХ КОМПАНИЯХ»
1.
Какие особенности внутренних коммуникаций крупной компании Вы можете выделить?
2.
С какими трудностями сталкиваются специалисты по внутренним коммуникациям в условиях территориально распределенной компании?
3.
Какие инструменты внутренних коммуникаций, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными с точки зрения информирования сотрудников?
4.
Какие инструменты эффективны с точки зрения организации обратной связи?
5.
Как Вы считаете, должны ли отличаться используемые инструменты внутренних коммуникаций в зависимости от сферы деятельности компании?
6.
Существуют ли универсальные инструменты внутренних коммуникаций, которые одинаково хорошо работают в компаниях разного масштаба и сферы деятельности?
7.
Каким образом в вашей компании осуществляется взаимодействие с территориально удаленными подразделениями? Существуют ли специалисты по внутренним коммуникациям на местах или коммуникации осуществляются по большей части из центрального офиса?
8.
Какие методы оценки эффективности системы внутренних коммуникаций используются в вашей компании?
9.
Какие основные тенденции в сфере внутренних коммуникаций вы бы отметили в
Вашей компании за последние 2-3 года?
Информация об эксперте:
Ф.И.О.________________________________________________________________
Контактная информация (тел., e-mail)
______________________________________________________________________
Должность и специализация
______________________________________________________________________
Организация
______________________________________________________________________
Дата интервью _______________
94
Приложение 4. Текстовая расшифровка экспертного интервью №1
1.
Какие особенности внутренних коммуникаций крупной
компании Вы можете выделить? С какими трудностями сталкиваются
специалисты
по
внутренним
коммуникациям
в
условиях
территориально распределенной компании?
Различная степень физической доступности персонала усложняет выбор оптимальных инструментов внутренних коммуникаций (цеховой персонал, офисные сотрудники).
Специалисты по внутренним коммуникациям крупной компании находятся в состоянии многозадачности.
Направления деятельности разных подразделений компании отличаются. Коммуникации должны учитывать сферу деятельность сотрудников, на которых они направлены.
В коммуникациях также нужно учитывать разный возраст сотрудников, социокультурные особенности региона, в котором расположено подразделение. Информационные запросы и стиль коммуникационного поведения очень сильно отличаются.
2.
Какие инструменты внутренних коммуникаций, на Ваш
взгляд,
являются
наиболее
эффективными
с
точки
зрения
информирования сотрудников? Какие инструменты эффективны с
точки зрения организации обратной связи?
В данном случае эффективность инструментов зависит от того, в каком подразделении компании работает сотрудник. Так, индекс читаемости корпоративного портала среди сотрудников Корпоративного центра компании составляет 98% и занимает 1 место в списке источников информации о компании. У нас портал отличается для Корпоративного
95 центра и дочерних обществ. Учитывается региональная специфика и местная информационная повестка.
На производствах, где у сотрудников нет доступа к интранету, используются информационные доски. Там размещаются рабочие графики, оперативная информация, а также информация из корпоративного центра.
В регионах и среди цехового персонала у нас очень популярна
Нефтегазета. Также печатным изданиям в большей степени отдают предпочтения сотрудники старшего возраста. Молодежь предпочитает портал и электронные коммникации.
Безусловно, личное взаимодействие является самым эффективным инструментом коммуникации, но в условиях крупной компании организация личного взаимодействия значительно затрудняется.
Прямого взаимодействия линейного персонала с топ-менеджментом мы не организуем. Раньше на портале работал раздел с вопросами, адресованными непосредственно генеральному директору и членам правления. Но вопросы, которые сотрудники там задавали не соответствовали уровню топ-менеджмента. Людей больше интересовали какие-то организационные вопросы.
3.
Как Вы считаете, должны ли отличаться используемые
инструменты внутренних коммуникаций в зависимости от сферы
деятельности компании?
Большинство инструментов внутренних коммуникаций универсальны и используются компаниями вне зависимости от сферы их деятельности. Тем не менее, всегда необходимо учитывать функционал сотрудников (офисные работники или цеховые), возраст и многие другие факторы.
4.
Существуют ли универсальные инструменты внутренних коммуникаций, которые одинаково хорошо работают в компаниях разного масштаба и сферы деятельности?
96
Универсальные инструменты
– это корпоративный портал, корпоративные издания. К универсальным инструментам также можно отнести различные командообразующие мероприятия, спорт, КВН.
Эффективность этих инструментов зависит от уровня организации и компетенций специалиста, который этим занимается.
5.
Каким образом в вашей компании осуществляется
взаимодействие с территориально удаленными подразделениями?
Существуют ли специалисты по внутренним коммуникациям на местах
или коммуникации осуществляются по большей части из центрального
офиса?
Функция так или иначе представлена в каждом подразделении компании. Наличие специалиста по внутренним коммуникациям зависит от размера ДО, где-то пару человек занимаются как внешними, так и внутренними коммуникациями. Если предприятие большое, то это может быть отдельный специалист.
Все коммуникации согласованы с корпоративным центром. У компании есть четыре коммуникационных приоритета, которые она продвигает как во внешних, так и во внутренних коммуникациях. Эти приоритеты: технологичность, эффективность, забота об экологии и человеческий капитал. Важно, чтобы ценности, которые компания транслирует на внешнюю аудиторию, совпадали с ценностями и ключевыми сообщениями внутри компании.
В компании работает система каскадирования коммуникаций. В крупных компаниях это необходимый элемент.
Мы также стараемся соблюсти баланс между информационной стратегией компании и запросами внутренней аудитории. Получение регулярной обратной связи здесь играет важную роль.
97
6.
Какие методы оценки эффективности системы внутренних
коммуникаций используются в вашей компании?
Каждый год в компании проводится исследование социально- психологического климата. Также проводим опросы и фокус-группы, особенно если внедряем новые инструменты или подходы.
Мы стараемся как можно чаще получать обратную связь от сотрудников компании и совершенствовать работу внутренних коммуникаций. У нас также прописаны определенные критерии эффективности, которыми мы руководствуемся. Есть количественные и качественные показатели.
7.
Какие
основные
тенденции
в
сфере
внутренних
коммуникаций вы бы отметили за последние 2-3 года?
В целом тенденции в сфере внутренних коммуникаций дублируют тенденции в сфере коммуникаций в целом.
Возрастает роль мобильного контента. Люди сейчас неразрывно связаны со своими смартфонами. Чтобы не потерять связь с сотрудниками необходимо создавать приложения, адаптировать корпоративный портал для мобильных устройств. К сожалению, это не всегда можно быстро сделать с учетом политики информационной безопасности компании.
Также растет востребованность качественного фотоконтента, лаконичность информации (формат Instagram).
Популярна сейчас «Теория поколений» (поколение X,Y,Z). Теория поколений помогает обобщить некие интуитивные знания о ценностях и модели поведения сотрудников разных возрастных категорий и применять их в коммуникации. Следуя данной теории, мы можем выбрать верный способ и канал донесения информации (в правилах, инструкциях, в живом общении), контроля проделанной работы, мотивации персонала
98
Сейчас мы в компании активно развиваем программу корпоративного волонтерства. Это очень эффективный инструмент с точки зрения внутренних коммуникаций. По итогам ежегодного исследования социально- психологического климата, мы отметили, что уровень вовлеченности сотрудников, которые регулярно принимают участие в программах корпоративного волонтерства, гораздо выше, чем у их коллег. Этот факт подтверждают и исследования многих других зарубежных компаний. К сожалению, в России это направление только начинает развиваться.
99
1 2 3 4 5 6 7