Файл: Уткина Елизавета Михайловна Преподаватель Драчева Юлия Александровна Практическое занятие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведем выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человек а, общества. государства» (статья 1) (5). Общее дополнительное образование направленно на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 системе дополнительного образования включает в себя : дополнительные образовательные программы ; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы, клубы, станции, школы, центры ( дома),студии, детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направленно на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13).
В современных условиях дополнительного образования (далее – ДО) является уже
непросто подготовкой к будущей взрослой жизни, а непрекращающимся процессом
саморазвития и самосовершенствования человека. Именно поэтому в
2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция развития дополнительного
образования [1]. Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования, в решении социально значимых проблем. Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес - сообщества к проблемам дополнительного образования детей. Концепцией определяются цели, задачи, принципы, направления, способы и механизмы развития системы дополнительного образования детей.
Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать созданию открытого образовательного пространства региона, оптимизации использования областных ресурсов, развитию региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики. Реализация Концепции обеспечит сохранение человеческих ресурсов при условии эффективного использования их инновационного потенциала.
Главной задачей модернизации системы дополнительного образования является
формирование открытого вариативного образования, обеспеченного методическим и
информационным сопровождением. Это достигается тем, что нормативно - правовые и
методические документы находятся в свободном доступе, который даёт возможность
проводить мониторинг воспитательной деятельности на муниципальном уровне, а также
на уровнях образовательной организации и классного коллектива в рамках
неперсонифицированной оценки личных достижений обучающихся.
К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных
образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое
положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей [17], которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав [18]. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 [13], утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.
Роль образования в обществе очень важная, играет первостепенную роль в социализации и содействует обеспечению социальной адаптации подрастающего поколения.
Дополнительное образование является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей.
Задание 7. Проанализируйте и составьте характеристику Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Определите его структуру, особенности и задачи.
Составьте перечень локальных актов учреждения дополнительного образования. При составлении перечня опирайтесь на конкретный опыт учреждения. Опишите область применения данных актов в зависимости от направлений деятельности данного учреждения.
Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;
Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Требования к образованию и обучению
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Новые компетенции педагога дополнительного образования:
Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;
Работа с одарёнными детьми;
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
Владение ИКТ – компетенциями.
Профстандарт педагога призван:
определять необходимую квалификацию педагога;
обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профессионального стандарта педагога
1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.
1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).
1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).
Обобщенная трудовая функция:
1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.
1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Обобщенная трудовая функция:
2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.
2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.
2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
Обобщенная трудовая функция:
3. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
3.1. Организация и проведение массовых досуговых мероприятий.
3.2. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых.
3.3. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.
Трудовая функция:
Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.
Трудовая функция:
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Планирование подготовки досуговых мероприятий
Организация подготовки досуговых мероприятий
Проведение досуговых мероприятий
Трудовая функция:
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную обще развивающую программу, при решении задач обучения и воспитания.
Трудовая функция:
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Трудовая функция:
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
Анализируя трудовую деятельность педагога дополнительного образования согласно профстандарту можно прийти к выводу:
трудовая деятельность педагога заключаются в организации деятельности учащихся по усвоению дополнительной общеразвивающей программы, ее программно-методическом обеспечении и осуществлении педагогического контроля и оценки образовательных результатов.
Обозначенное содержание трудовых функции (трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания) на первый взгляд не отличается от традиционно сложившихся должностных обязанностей педагога дополнительного образования, однако если принять во внимание элементы, которые составляют каждую трудовую функцию, то мы увидим обратное. Новым по отношению к традиционному функционалу педагога дополнительного образования выступает:
электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий (если это целесообразно);
проведение мероприятий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;
развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;