Файл: А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, стимул к учебе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, через нее формируются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность. Через игру развиваются и формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают к переходу к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольников.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в раннем возрасте основой становления личности ребёнка является игровая деятельность. Игра – это неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней.
К.Бюлер считал, что игра приносит удовольствие. Это радость от самого действия. Испытав наслаждения в игре, воспитанник старается его возобновить, повторяя те же движения, действия. Игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится и что его ожидает.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, стимул к учебе.
Проанализировав различные подходы к определению игра, можно считать, что наиболее полным и содержательным определением, является приведенное в педагогическом словаре. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается самоуправление поведением.
Целью данной работы является, рассмотрение игровой деятельности у детей дошкольного младшего возраста.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи :
-
Охарактеризовать виды игр и их деятельность -
Определить роль игр в развитии ребенка -
Определить этапы развития игры для детей от 3-4х лет
Объектом исследования является образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей у детей, создает положительный фон, на котором все психологические процессы протекают более активно. В последнее время наблюдается снижение сроков начального обучение и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что ведет к вытеснению игровой деятельности .
Вопросу «В школе учатся, а что делают в детском саду?», любой ребенок удивится. «Как же вы, взрослые, не знаете, ведь там играют!»
Действительно, играют! Должны играть. Не секрет, что в современном детском саду играют мало. Причин для этого множество, например немало педагогов предпочтут шумной детской игровой деятельности спокойное занятие. За последние годы детские сады стали больше превращаться в маленькие школы, где больший акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Но естественное состояние ребенка дошкольного возраста это всё-таки игра, а не учёба.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
-
Понятие игры, игровой деятельности. Виды детской игры
Детская игра – игра, которая требует использования как чисто спортивных умений и навыков, так и логических, умения думать. Детские игры играют незаменимую роль как для физического так и для логического развития. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности.
Роль игры в жизни детей настолько велика, что право на игру зафиксировано, среди других жизненно важных прав, в Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Статья 31 данной конвенции гласит «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают»
В развитии игровой деятельности выделяются 2 основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием становятся социальные отношения.
Развитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям : от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Таким образом, выделяют несколько видов игр для детей дошкольного возраста:
-
Сюжетно-ролевые -
Режиссерские -
Строительные ( строительно-конструктивные) -
Театрализованные (игры-драматизации) -
Творческие -
Дидактические -
Подвижные (включая подвижные дидактические, народные, игры-забавы)
К особенностям сюжетно-ролевой игры для дошкольного возраста относится основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.
Сюжет ( от фр. Sujet – «предмет») – в литературе, драматургии, театре, кино – ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя. То есть сюжет игры – это ряд событий которые объединены жизненно мотивированными связями.
Роль – в широком смысле, описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определенного процесса. Роль – игра актера, воспроизводящая героя произведения. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения ( договариваются о сюжете игры, распределяют роли). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения ( например, врач и пациент, парикмахер и клиент и т.д.). Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.
Режиссерская игра – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как за режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.
Первая игра ребенка дошкольного возраста – режиссерская игра, которая является разновидностью детской игры и появляется в жизни ребенка примерно после двух лет.
Этот вид детской игры изучен менее всего. Интерес к ней возник лишь последние десятилетия. Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особым типом индивидуальной игры ребенка. В силу своего своеобразия они представляют особый интерес для психологической детской игры, так как именно в режиссерской игре выражаются личностные особенности ребенка.
Конечно, каждого ребенка нужно привлекать к коллективным играм, ведь дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть одиночных игр, ведь даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят соты, стадионы, железные дороги, театры и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, например с применяемой техникой.
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, жестов, мимики) конкретных образов.
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов)
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения.
Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, или игры с открытыми правилами называют творческими играми. Согласное энциклопедической литературе, творчество – это новое, никогда не бывшее ранее. Творчество характеризуют два основных критерия: новизна и оригинальность.
Ребенок все придумывает сам, он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно-выразительные средства, организует игру.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей, получению новых знаний, развитию речи детей, пополнению и активизации словаря, социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.
В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать.
Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу ведущей для дошкольного возраста деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но и психологическое здоровье детей, т.к. подвижная игра является средством всестороннего развития ребенка.
Для полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку необходимы не только ходьба, но и игры с беганьем, прыганьем, лазанием, необходимо всякое напряжение сил.
Задачи подвижных игр:
-
Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными решениями -
Развитие креативных возможностей и физических качеств -
Воспитание самостоятельности и активности -
Приобщение к общим элементарным нормам и правилам взаимоотношений
-
Польза детской игры
Ранний возраст является самым ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления и по определению ученых, они являются самыми сильными. В этот период закладываются такие качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, общая жизненная активность, и многое другое. В раннем возрасте ведущей деятельностью является игра, а любая игра по своему происхождению и содержанию уже социальна и поэтому как справедливо отметил Д.Б. Эльконин, имеет большое значение для социально-личностного развития детей.