Файл: А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, стимул к учебе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Главное назначение игры – развитие ребенка. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший заряд бодрости и т.д. На современном этапе, в рамках ФГТ всю воспитательно-образовательную деятельность с детьми мы должны строить в форме игры. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный и активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, но современные ученые осознают тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. В настоящее время у детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных телепередач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально-культурные ситуации и отношения.
Основной причиной «ухода» игры из детского сада является стремление педагогов максимально приблизить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении к «школьной» модели, уделяя основное время и внимание занятиям с детьми, забывая о важности самостоятельной детской игры и ее значения для развития детей.
В процессе игры происходит формирование и развитие всех сторон личности ребенка. Помимо этого, игра способствует появлению значительных изменений в психической сфере ребенка, которые обеспечивают переход на новую, наиболее высокую стадию развития.
Игра считается «спутником детства», в раннем дошкольном возрасте она является ведущей деятельностью, взаимосвязанной с трудом и учением. Таким образом, игра составляет основное содержание жизни ребенка. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Формирование личности ребенка раннего возраста происходит в процессе игровой деятельности. Как правило, в процессе развития особо значимыми и привлекательными становятся те действия и проявления личности, которые стали доступными, но еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз за разом совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Таким образом, в процессе игры происходит развитие ребенка, он готовится к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности. В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания.
1.3. Общая характеристика игровой деятельности
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается на играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.
В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, папу, воспитателя, летчика, пожарного. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности. Их права и обязанности.
Игра является средством отображения окружающей действительности, способом освоения деятельности, взаимоотношений взрослых в доступной для ребенка форме. Дошкольник воспроизводит точку зрения разных людей, вступает с детьми в различные отношения, которое отображает реальное взаимодействие взрослых. Игра всегда разворачивается по определенным правилам. Для ее возникновения не обязательно условность (переименование предметов), она появляется в процессе игровой деятельности. Важным компонентом психического акта переименования предметов во время игры является воображение ребенка.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.
Наиболее распространенными в XIX и в начале XX веков были следующие теории игры.
К.Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. Бессознательно готовится, например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкает куклу. Следовательно, источником игр являются инстинкты, т.е. биологические механизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека.
З.Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть доктором, шофером или воспитателем, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается.
С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому. Глубже проникая в жизнь взрослых людей, ребенок обнаруживает, что эта жизнь постоянно протекает в обществе, во взаимодействии с другими людьми. Мама беседует с папой, подает семье обед, следит за поведением детей за столом. Продавец обслуживает покупателей. Доктор лечит, ему помогает медсестра и т.д.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.
В игре совершенствуются лишь их действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.
Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. Игра является формой активного, творческого
отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию действительности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, в ней переплетаются реальность и вымысел. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются.
Так же игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов: в игре начинают развиваться произвольные внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и вспомнить) отличается ребенком легче в игре, ее условия требуют от ребенка сосредоточенности на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании действий и сюжета.
Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Кроме этого, игра как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые но и реальные отношения, способствует социальному развитию детей.
ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
-
Этапы развития игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет свое содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия – операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка соответствующей предметной деятельности.
На рубеже первого и второго годов жизни ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться в и способах действий. Наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируются в условной форме использования предмета по назначению. Так постепенно заряжаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношении между людьми. Наступает этап собственно ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи , педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Кроме того, хорошее игродейственное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.
Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельность.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных, взаимоотношений людей в процессе самостоятельной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипуляторный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны, вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники, воспитательная (няня, воспитательница в детском саду), профессиональная (врач, командир, пилот), сказочная (козлик, волк, заяц) и т.д. В игре могут участвовать как взрослые таки дети, а может произойти их замена игрушками.