Файл: Д. В. Люсин Опубликовано в Психологическая диагностика. 2006. С. 3 22.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интерпретация результатов факторного анализа показывает, что внутренняя структура проанализированного набора утвержденийявляется не очень сильной, но легко поддаётся осмысленной интерпретации, полностью соответствующей априорной структурной модели ЭИ, положенной в основу разработки опросника ЭмИн. Подавляющее большинство, хотя и не все утверждения из каждой субшкалы имеют высокие нагрузки на соответствующий им фактор. Однако следует учитывать, что целью факторного анализа в данном случае было изучение внутренней структуры опросника, но не принятие решения о том, какие утверждения включать в какую шкалу. Достаточно высокая внутренняя согласованность субшкал показывает, что включение в них утверждений с невысокими нагрузками по соответствующим им факторам было правомерным.
Внешняя валидизация данной версии опросника ЭмИн пока не проводилась, хотя существуют некоторые данные о валидности предварительной рабочей версии, которая по набору утверждений была очень близка к окончательной и отличалась несколько иным набором субшкал. Было показано, что актёры и вокалисты имеют значимо более высокие баллы по межличностному ЭИ и субшкале «Контроль экспрессии»; межличностный ЭИ положительно коррелирует с тестом на эмоциональный слух В.П. Морозова и экспериментальной методикой на измерение эмоциональной экспрессивности речи (r = 0,26, p< 0,01 и r = 0,21, p< 0,01, соответственно), а субшкала «Контроль экспрессии» с этими же двумя методиками коррелирует отрицательно (в обоих случаях r = -0,18, p< 0,05) (Есин, 2006). В исследовании Т. Суворовой, проведённом под руководством Ю.Е. Кравченко, было получено, что шкалы межличностного и внутриличностного ЭИ значимо положительно коррелируют с точностью распознавания негативных эмоций по фотографиям.
В настоящем виде опросник ЭмИн обладает достаточно высокой надёжностью, однако для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования его валидности. Валидизация методик на измерение ЭИ сталкивается с рядом проблем. В частности, довольно трудно выбрать внешний критерий, свидетельствующий о высоком или низком развитии эмоционального интеллекта.Одним из подходов может быть успешность профессиональной деятельности. Разумно предположить, что если человек успешен в профессиональной деятельности, тесно связанной с общением с другими людьми, пониманием их эмоциональных состояний и умением на них воздействовать, то у него ЭИ должен быть развит лучше, чем у неуспешных представителей этой же профессии или представителей других профессий, не связанных с общением. Другой подход может состоять в сопоставлении баллов ЭмИн с успешностью выполнения испытуемыми различных заданий на понимание чужих и своих собственных эмоций.
Серьёзная сложность при валидизации любого опросника на ЭИ состоит в том, что получаемые баллы основаны на самоотчёте испытуемых. Одним из источников смещений результатов может быть субъективная важность ЭИ для испытуемого. Например, можно ожидать, что профессиональные психологи осознанно или неосознанно будут завышать свои результаты, так как для них ЭИ представляется профессионально важным качеством.
На настоящем этапе разработки опросник ЭмИн может использоваться в исследовательских целях. Его применение в целях прикладной психодиагностики станет возможным после проведения полного психометрического обоснования.
Литература
Есин И.Б. Специфика эмоционального слуха и эмоциональной экспрессивности речи у представителей различных профессий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2006.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 – 36.
Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 128 - 140.
Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3 - 26.
Стернберг Р.Дж. и др. Практическийинтеллект. СПб.: Питер, 2002.
Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 1997.
Caruso D.R., Mayer J.D., Salovey P. Relation of an ability measure of emotional intelligence to personality // Journal of Personality Assessment. 2002. V. 79. P. 306-320.
Cronbach L. J. The essentials of psychological testing (3rd Ed.). New York: Harper & Row, 1970.
Gardner H. Frames of mind. New York: Basic Books, 1983.
Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 1995.
Lioussine D. Components of emotional intelligence and their relations with personality traits and gender // Psychology in dialogue with related disciplines. 8th European Congress of Psychology. Wien: European Federation of Psychologists' Associations, 2003.
Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge, MA: MIT Press, 2003.
Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999. V. 27. P. 267-298.
Mayer J.D., & Salovey P. What is emotional intelligence ? // P. Salovey, D. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. New York: Basic, 1997.
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. P. 232-242.
Petrides K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. V. 29. P. 313-320.
Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standards for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion. 2001. V. 1. P. 196-231.
Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. 1990. V. 9. P. 185-211.
Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. 1920. № 140. P. 227-235.
Текст опросника ЭмИн
№ | Утверждение | Субшкала | Ключ |
1. | Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть | мп | + |
2. | Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения | му | - |
3. | Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица | мп | + |
4. | Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение | ву | + |
5. | У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника | му | - |
6. | Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю | вэ | - |
7. | Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди | вп | + |
8. | Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться | вп | - |
9. | Я умею улучшить настроение окружающих | му | + |
10. | Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую | вэ | - |
11. | Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов | мп | + |
12. | В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки | ву | - |
13. | Я легко понимаю мимику и жесты других людей | мп | + |
14. | Когда я злюсь, я знаю, почему | вп | + |
15. | Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации | му | + |
16. | Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком | вэ | - |
17. | Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии | му | + |
18. | Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим | вп | - |
19. | Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть | вэ | + |
20. | Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние | мп | + |
21. | Я контролирую выражение чувств на своем лице | вэ | + |
22. | Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство | вп | - |
23. | В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций | вэ | + |
24. | Если надо, я могу разозлить человека | му | + |
25. | Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние | ву | + |
26. | Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю | вп | + |
27. | Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это | мп | + |
28. | Я знаю как успокоиться, если я разозлился | ву | + |
29. | Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса | мп | + |
30. | Я не умею управлять эмоциями других людей | му | - |
31. | Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда | вп | - |
32. | Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые | мп | + |
33. | Мне трудно справляться с плохим настроением | ву | - |
34. | Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает | мп | + |
35. | Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям | вп | - |
36. | Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями | му | + |
37. | Я умею контролировать свои эмоции | ву | + |
38. | Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно | мп | - |
39. | По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую | вэ | - |
40. | Если близкий человек плачет, я теряюсь | му | - |
41. | Мне бывает весело или грустно без всякой причины | вп | - |
42. | Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей | мп | - |
43. | Я не умею преодолевать страх | ву | - |
44. | Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает | му | - |
45. | У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить | вп | - |
46. | Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются | мп | - |
Бланк для ответов
Пол ____ Возраст _____ Род занятий (профиль учёбы) _____________________
Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
№ утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен | № утверждения | Совсем не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
1 | | | | | 24 | | | | |
2 | | | | | 25 | | | | |
3 | | | | | 26 | | | | |
4 | | | | | 27 | | | | |
5 | | | | | 28 | | | | |
6 | | | | | 29 | | | | |
7 | | | | | 30 | | | | |
8 | | | | | 31 | | | | |
9 | | | | | 32 | | | | |
10 | | | | | 33 | | | | |
11 | | | | | 34 | | | | |
12 | | | | | 35 | | | | |
13 | | | | | 36 | | | | |
14 | | | | | 37 | | | | |
15 | | | | | 38 | | | | |
16 | | | | | 39 | | | | |
17 | | | | | 40 | | | | |
18 | | | | | 41 | | | | |
19 | | | | | 42 | | | | |
20 | | | | | 43 | | | | |
21 | | | | | 44 | | | | |
22 | | | | | 45 | | | | |
23 | | | | | 46 | | | | |
Интерпретация