Файл: Лекции_Информатика_1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.06.2021

Просмотров: 519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких 
к ним), в которых измеряется целевая функция. 

 

3 Количество информации. 

Количество  инфор

мации 

I

 

на  синтаксическом  уровне  невозможно 

определить без рассмотрения понятия неопределенности состояния системы 
(энтропии системы). 

Количеством  информации  называют  числовую  характеристику 

сигнала,  отражающую  ту  степень  неопределенности  (неполноту  знаний), 
которая  исчезает  после  получения  сообщения  в  виде  данного  сигнала.  Эту 
меру  неопределенности  в  теории  информации  называют  энтропией.  Если  в 
результате  получения  сообщения  достигается  полная  ясность  в  каком-то 
вопросе,  говорят,  что  была  получена  полная  или  исчерпывающая 
информация и необходимости в получении дополнительной информации нет. 
И,  наоборот,  если  после  получения  сообщения  неопределенность  осталась 
прежней, значит, информации получено не было (нулевая информация).  

Бит  -  минимальная  единица  количества  информации,  ибо  получить 

информацию меньшую, чем 1 бит, невозможно.  

Связь  между  количеством  информации  и  числом  состояний  системы 

устанавливается формулой Хартли:  

I

 

= log

2

N – формула Хартли                                (1) 

где

  I

  -  количество  информации  в  битах,  величина  измеряющая  неопределѐнность, 

ЭНТРОПИЯ;  

     N

 - число возможных состояний.  

Ту же формулу можно представить иначе:  

N = 2 

I

                                                               (2) 

Группа  из  8  битов  информации  называется  байтом.  Если  бит  - 

минимальная  единица  информации,  то  байт  ее  основная  единица. 
Существуют  производные  единицы  информации:  килобайт  (КБайт,  Кб), 
мегабайт (Мбайт, Мб) и гигабайт (Гбайт, Гб).  

1 Кб = 1024 байта = 2

10

 (1024) байтов.  

1 Мб= 1024 Кбайта = 2

20

 байт.  

1 Гб = 1024 Мбайта = 2

30

 байт.  

1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 2

40

 байт,  

1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 2

50

 байт.  

 
4 Качество информации 

Возможность 

и 

эффективность 

использования 

информации 

обусловливаются  такими  основными  ее  потребительскими  показателями 
качества,  как  репрезентативность,  содержательность,  достаточность, 
доступность,  актуальность,  своевременность,  точность,  достоверность, 
устойчивость.  

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и 

формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.  


background image

 

12 

Содержательность  информации  отражает  семантическую  емкость, 

равную  отношению  количества  семантической  информации  в  сообщении  к 
объему

 

обрабатываемых данных. 

Достаточность  (полнота)  информации  означает,  что  она  содержит 

минимальный,  но  достаточный  для  принятия  правильного  решения  состав 
(набор показателей).  

Доступность  информации  восприятию  пользователя  обеспечивается 

выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования.  

Актуальность  информации  определяется  степенью  сохранения 

ценности информации для управления в момент ее использования и зависит 
от  динамики  изменения  ее  характеристик  и  от  интервала  времени, 
прошедшего с момента возникновения данной информации

.

 

Своевременность  информации

 

означает  ее  поступление  не  позже 

заранее  назначенного  момента  времени,  согласованного  со  временем 
решения поставленной задачи. 

Точность  информации  определяется  степенью  близости  получаемой 

информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.. 

Достоверность  информации  определяется  ее  свойством  отражать 

реально существующие объекты с необходимой точностью.  

Устойчивость  информации  отражает  ее  способность  реагировать  на 

изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. 

 

Контрольные вопросы 

1

 

Какие определения информации Вы знаете? 

2

 

Как  связаны  с  понятием  информация  такие  понятия,  как  сообщение, 

сигнал, данные? 

3

 

Какие виды сигналов вы знаете? 

4

 

Какие структуры данных Вам известны? Приведите примеры. 

5

 

Какие подходы существуют к измерению информации? 

6

 

Что такое количество информации? 

7

 

От  чего  зависит  информативность  сообщения,  принимаемого 

человеком?  

8

 

Почему количество информации в сообщении удобнее оценивать не по 

степени  увеличения  знания  об  объекте,  а  по  степени  уменьшения 
неопределѐнности наших знаний о нѐм?  

9

 

Как определяется единица измерения количества информации?  

10

 

В  каких  случаях  и  по  какой  формуле  можно  вычислить  количество 

информации, содержащейся в сообщении?  

11

 

Почему в формуле Хартли за основание логарифма взято число 2?  

12

 

Что  определяет  термин  "бит"  в  теории  информации  и  в 

вычислительной технике?  

13

 

Приведите  примеры  сообщений,  информативность  которых  можно 

однозначно определить.  

14

 

Приведите  примеры  сообщений,  содержащих  один  (два,  три)  бит 

информации. 


background image

 

13 

Тема 3 

Позиционные системы счисления 

Лекция 3 

 

Цель:  сущность  и  понятие  позиционной  и  непозиционной  систем 

счисления;  перевод  чисел  и  арифметические  операции  в  позиционных 
системах счисления  

 

План лекции 

1.

 

Понятие позиционной и непозиционной систем счисления. 

2.

 

Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую 

3.

 

Арифметические операции в позиционных системах счисления 

 

Список рекомендуемой литературы:   

1

 

Информатика  :  Учебник  /  под  ред  .  Н.  В.  Макаровой  –  М.  : 

Финансы и статистика, 2005. – 768 с. 

2

 

Симонович С. В. Информатика. Базовый курс : учебник для вузов 

/ С. В. Симонович. – СПб : Питер, 2006. 639 с. 

3

 

Степанова  Е  .Е.  Информационное  обеспечение  управленческой 

деятельности  :  учеб.  пособие  /  Е.  Е  Степанова,  Н.  В.  Хмелевская.  –  М.  : 
ФОРУМ: ИНФРА – М., 2002. –  154 с. 

 

1 Понятие позиционной и непозиционной систем счисления. 

Система  счисления  это  знаковая  система,  в  которой  числа 

записываются  по  определѐнным правилам  с  помощью  символов некоторого 
алфавита, называемых цифрами. 

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и 

непозиционные.  В  непозиционных  системах  счисления  количественный 
эквивалент  каждой  цифры  не  зависит    от  ее  положения  (места,  позиции)  в 
записи  числа.  В  позиционных  системах  счисления  количественный 
эквивалент (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в записи числа. 

Развернутая  форма  числа.  В  позиционной  системе  счисления  любое  

вещественное    число    в  развернутой  форме  может  быть  представлено  в 
следующем виде: 

А

q

= ± (a

n-1

q

n-1

+a

n-2

q

n-2

+...+a

0

q

0

+a

-1

q

-1

+a

-2

q

-2

+...+a

-m

q

-m

)       (3) 

 Или 

А

= ± 

a

i

q

i

                                       (3.1) 

где  

А

 — само число, 

q

 — основание системы счисления, 

a

—цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления, 

— число целых разрядов числа, 

m

 — число дробных разрядов числа.  

Свернутой формой записи числа называется запись в виде: 


background image

 

14 

A=a

n-1

a

n-2

…a

1

a

0

,a

-1

…a

-m                                 

(3.2) 

Двоичная система счисления. 
Основание q=2. В этом случае формула (3) принимает вид:  

А

2

= ± (a

n-1

2

n-1

+a

n-2

2

n-2

+...+a

0

2

0

+a

-1

2

-1

+a

-2

2

-2

+...+a

-m

2

-m

)      (3.3) 

где 

а

i

 — возможные цифры (0, 1). 

Восьмеричная система счисления.  Основание: q=8.  Алфавит: 0, 1, 2, 3, 

4, 5, 6, 7. 

Шестнадцатеричная система счисления 
Основание: q=16.   Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. 
Здесь  только  десять  цифр  из  шестнадцати  имеют  общепринятое  

обозначение  0,1,  ..9.  Для  записи  остальных  цифр  (10,  11,  12,  13,  14  и  15) 
обычно используются первые пять букв латинского алфавита. 

 
2 Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую 

Можно сформулировать алгоритм перевода целых чисел из системы с 

основанием 

p

 в систему с основанием q: 

1. Основание новой системы счисления  выразить  цифрами  исходной 

системы  счисления  и  все    последующие  действия  производить  в  исходной 
системе счисления. 

2. Последовательно выполнять деление данного числа  и  получаемых 

целых  частных  на  основание  новой  системы  счисления  до  тех  пор,  пока  не 
получим частное, меньшее делителя. 

3.  Полученные  остатки,  являющиеся  цифрами  числа  в  новой  системе 

счисления, привести в соответствие с алфавитом новой системы счисления. 

4. Составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная 

с последнего остатка. 

Перевод дробных чисел из одной системы  счисления  в другую 
Алгоритм  перевода  правильной    дроби  с  основанием  p  в  дробь  с 

основанием 

q:

 

1. Основание новой системы счисления  выразить  цифрами  исходной 

системы счисления  и  все  последующие действия производить в исходной 
системе счисления. 

2.  Последовательно  умножать  данное  число    и  получаемые  дробные 

части  произведений  на  основание  новой  системы  до  тех  пор,  пока  дробная 
часть произведения не станет равной нулю или будет достигнута требуемая 
точность представления числа. 

3. Полученные целые части произведений,  являющиеся цифрами числа 

в  новой  системе  счисления,  привести  в  соответствие  с  алфавитом    новой 
системы счисления. 

4. Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная 

с целой части первого произведения. 

Перевод произвольных чисел 
Перевод произвольных чисел, т.е. чисел, содержащих целую и дробную 

части,  осуществляется  в  два  этапа.  Отдельно  переводится  целая  часть, 


background image

 

15 

отдельно  —  дробная.  В  итоговой  записи  полученного  числа  целая  часть 
отделяется от дробной запятой (точкой). 

Перевод  чисел  из  системы  счисления  с  основанием  2  в  систему 

счисления  с  основанием  2

n

  и  обратно.  Если  основание  q-ичной  системы 

счисления является степенью числа 2, то перевод  чисел из q-ичной системы 
счисления  в  2-ичную  и  обратно  можно  проводить  по  более  простым 
правилам.  Для  того,  чтобы  целое  двоичное  число  записать  в  системе 
счисления с основанием q=2

n

, нужно: 

1.  Двоичное  число  разбить  справа  налево  на  группы  по  n    цифр  в 

каждой. 

2.  Если  в  последней  левой  группе  окажется  меньше  n  разрядов,  то  ее 

надо дополнить слева нулями до нужного числа разрядов. 

3.  Рассмотреть  каждую  группу  как  n-разрядное  двоичное  число  и  

записать  ее  соответствующей  цифрой  в  системе  счисления  с  основанием 
q=2

n

Перевод  дробных  чисел.    Для  того,  чтобы  дробное  двоичное  число 

записать в системе счисления с основанием q=2

n

, нужно: 

1.  Двоичное  число  разбить  слева  направо  на  группы  по  n    цифр  в 

каждой. 

2. Если  в последней правой группе окажется меньше n разрядов,  то ее 

надо дополнить справа нулями до нужного числа разрядов. 

Перевод произвольных чисел. Для того, чтобы произвольное двоичное 

число записать в системе счисления с основанием q=2

n

, нужно: 

1.  Целую  часть  данного  двоичного  числа  разбить  справа  налево,  а 

дробную — слева направо на группы по n цифр в каждой. 

2.  Если  в  последних  левой  и/или  правой  группах  окажется  меньше  n 

разрядов, то их надо дополнить слева и/или справа нулями  до нужного числа 
разрядов; 

3.  Рассмотреть    каждую  группу  как  n-разрядное  двоичное  число  и 

записать ее соответствующей цифрой в системе счисления с основанием q=2

 

 
3 Арифметические операции в позиционных системах счисления 

   При  сложении  цифры  суммируются  по  разрядам,  и  если  при  этом 

возникает избыток, то он переносится влево.  

Выполняя  умножение  многозначных  чисел  в  различных  позиционных 

системах счисления,  можно использовать  обычный  алгоритм  перемножения 
чисел  в  столбик,  но  при  этом  результаты  перемножения  и  сложения 
однозначных  чисел  необходимо  заимствовать  из  соответствующих 
рассматриваемой системе таблиц умножения и сложения.  

Контрольные вопросы 

1.

 

Какие  системы  счисления  называют  позиционными,  а  какие 

непозиционными? 

2.

 

Что называется основанием системы счисления? 

3.

 

Почему  для  вычислительной  техники  особенно  важна  система 

счисления с основанием 2?