Файл: Доклад на инструктивнометодическом совещании Докладчик Мастер по Кашковская О. А. Каменский, 2019.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение №190

Методы и формы организации образовательного процесса

в учреждении СПО

(Доклад на инструктивно-методическом совещании)

Докладчик:

Мастер п/о Кашковская О.А.

Каменский, 2019
Методы и формы организации образования в ОО СПО
В учреждениях СПО учебный процесс отличается многообразием организационных форм и методов.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методом обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей и решение задач образования. 

В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Если рассматривать традиционную классификацию, то можно выделить следующие группы методов:

  • практические методы (упражнение, учебно-производительный труд);

  • наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

  • словесные методы (объяснение, разъяснение дискуссия);

  • методы работы с книгой (чтение, изучение, конспектирование);

  • видео-методы (контроль, обучение).

В системе подготовки обучающихся ОУ СПО сложились и получили широкое распространение три группы форм взаимодействия преподавателей и обучающихся в ходе проведения занятий.

1. Традиционные методы.

2. Активные методы.

3. Интерактивные методы.

Традиционный метод - это форма взаимодействия преподавателя и обучающегося, в котором преподаватель управляет ходом занятия, а обучающиеся выступают в роли слушателей и подчиняются указаниям преподавателя. Связь преподавателя с обучающимися на таких занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных и контрольных работ, тестов и т. д.

Традиционный метод не достаточно эффективен с позиций современных педагогических технологий.

Активный метод характеризуется как форма взаимодействия преподавателя и обучающихся, при котором они взаимодействуют друг с другом и не являются пассивными слушателями, а играют роль активных участников образовательного процесса. 


Интерактивный метод означает взаимодействие не только между преподавателем и обучающимися., но также и между обучающимися. Преподаватель позволяет участникам образовательного процесса находиться в режиме диалога. Такие методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: классический урок, лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, олимпиада, конкурс и др.

Форма – это внешнее очертание или система организации чего-либо. В зависимости от активности учащихся и условий, в которых протекает процесс обучения, можно выделить массовые формы (например, лекции), групповые формы (практические и семинарские занятия) и индивидуальные формы организации обучения (например, консультация или домашняя работа). Как особая форма организации обучения могут выступать экзамен и зачет.

Лекция – это особая конструкция учебного занятия. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция – наиболее экономичный способ передачи учебной информации.

Проблемная лекция – лекция, на которой новое знание доводится обучающимся через проблемность вопроса или ситуации. Для ответа на проблемные вопросы требуется размышление.

Семинар - ориентирует обучающихся на проявление самостоятельности в учебной деятельности, в ходе семинара систематизируются и контролируются знания, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы.

Консультация - это вторичный разбор учебного материала, который слабо усвоен обучающимися; вид подготовки к зачётам и экзаменам. Основные цели консультаций – ликвидация пробелов в знаниях обучающихся и помощь в их самостоятельной работе.

Конференция – форма учебного процесса, связанная с публичными выступлениями обучающихся и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением. Конференция проводится с несколькими учебными группами.



Метод проектов –главной особенностью является обучение на активной основе. Основная цель метода проектов – предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Преподавателю в проекте отводится роль координатора, эксперта и дополнительного источника информации.

Собеседование - индивидуальная беседа, позволяющая выяснить уровень усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

Курсовая работа – форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения основного раздела или всей учебной дисциплины.

Дипломная работа – это самостоятельная творческая работа, в ходе выполнения которой обучающиеся решают конкретные профессиональные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню образования обучающихся.

В учреждениях СПО используются такие формы организации занятий, как индивидуальные, групповые и фронтальные. Метод проектов относится как к групповым формам занятия, так и к индивидуальным, это зависит от количества участников проекта. Это же относится и к консультация, которые могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Конференция и лекция – фронтальные формы организация занятия.

Каждый педагог выбирает для себя те методы и формы организации занятий, которые позволяют наиболее полно раскрыть тему, достичь поставленных целей урока и решить определенные задачи.

Выбирая тот или иной метод, педагог должен каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, он должен определить главную цель и конкретные задачи урока, которые будут решаться. Исходя из этого, педагог намечает группу методов, пригодных для достижения учебных задач. Далее он выбирает оптимальные пути, позволяющие наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

Можно выделить 6 условий, которые определяют выбор метода и формы обучения:

  • принципы обучения;

  • содержание предмета в целом и темы в частности;

  • цели и задачи обучения;

  • учебные возможности студентов;

  • внешние условия.

После установления целей и организации содержания определяются методы обучения, а затем уже намечаются способы реализации этих целей. 


Изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблюдалась тенденция найти универсальный метод. Одни пытались во всех случаях использовать один метод, другие — другой, забывая, что каждый метод имеет свою область применения. Вследствие этого наиболее рациональным будет комбинированное применение методов и способов их реализации, основанное на всестороннем анализе всех аспектов учебного процесса на уроке. 
Список литературы

1. Никитина, Н.Н. Основы профессионально – педагогической деятельности/ учеб. пособие для нач. и сред. проф.образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002.

2. Скакун, В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов: учеб.пособие для нач.проф.образования / В.А. Скакун.- 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2011.