Файл: Увечье, дефект развития трудовая деятельность может осуществляться лишь при.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С изменением способа производства, характера производительных сил

под инвалидностью стали понимать такое состояние физических и духовных сил

человека, при котором в связи со стойкими нарушениями функций организма (болезнь,

увечье, дефект развития) трудовая деятельность может осуществляться лишь при

определенных условиях, или она невозможна вообще.

Трудоспособность и инвалидность зависят от ряда социальных и биологических факторов.

К социальным факторам относят:

• характер выполняемой работы и требования, предъявляемые работой к организму;

• профессию;

• квалификацию;

• образование;

• санитарно-гигиенические и производственные условия труда;

• материально-бытовые условия;

• социально-трудовой прогноз и др.

К биологическим факторам относят:

• характер заболевания и степень выраженности функциональных нарушений;

• этиологию патологического процесса;

• адаптационные и компенсаторные возможности организма;

• клинический прогноз заболевания и др.

Изменение этих факторов, как и влияние на трудоспособность и инвалидность,

носит различный характер в зависимости от их сочетания. Их динамичность

обусловливается течением заболевания под влиянием лечения или реабилитационных

49

мероприятий. Наряду с социальными и биологическими факторами, влияющими на

динамичность инвалидности и трудоспособности, определенное значение имеют

психологические особенности личности больного - установка на труд, склонности,

характер сложившихся взаимоотношений в трудовом коллективе, степень социальной

конформности (соответствие личности коллективу) и др.

1.3.1. Классификация инвалидности

В зависимости от степени утраты трудоспособности врачебнотрудовые экспертные

комиссии (ВТЭК) органов социального обеспечения устанавливают инвалидность первой,

второй или третьей группы.

• Первую группу инвалидности устанавливают лицам, у которых наступила полная

постоянная или длительная потеря трудоспособности, нуждающимся в повседневном

систематическом постороннем уходе (помощи или надзоре).

• Вторую группу инвалидности устанавливают лицам с полной постоянной или

длительной потерей трудоспособности вследствие нарушений функции организма
, но не

нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи или надзоре).

• Третью группу инвалидности устанавливают при необходимости перевода человека по

состоянию здоровья на работу другой профессии более низкой квалификации вследствие

невозможности продолжать работу по прежней профессии (специальности).

Инвалидность классифицируют не только по степени утраты или ограничения

трудоспособности, но и в зависимости от причин, приведших к ней. Например:

• инвалидность вследствие общего заболевания;

• инвалидность вследствие профессионального заболевания;

• инвалидность вследствие трудового увечья;

• инвалидность с детства;

• инвалидность до начала трудовой деятельности.

1.3.2. Профессиональная и техническая реабилитация

Профессиональная реабилитация заключается в подготовке инвалида к трудовой

деятельности. Трудовые мероприятия следует начинать как можно раньше и проводить

параллельно с медицинскими, психологическими и другими реабилитационными

мероприятиями. Еще до получения определенных производственных навыков или

переквалификации инвалид (больной) должен быть профессионально ориентирован в

основных специальностях и знать требования к избираемой им профессии. Для инвалидов,

которые не могут работать в обычных производственных условиях, создают

специализированные цехи и участки, где они работают в специально созданных условиях

(укороченный рабочий день, индивидуальные нормы выработки и др.) под постоянным

медицинским наблюдением. С этой же целью организуют надомный труд инвалидов с

доставкой на дом материалов и сбором готовой продукции силами приемно-раздаточных

пунктов комбинатов надомного труда. Социальную реабилитацию инвалидов, утративших

зрение или слух, наиболее успешно проводят в учебно-производственных предприятиях

(УПП) обществ слепых и глухих, где созданы условия не только для их рационального

трудоустройства, но и для постоянного медицинского контроля.

Техническая реабилитация предусматривает применение достижений научнотехнического прогресса для восстановления функциональной полноценности организма

инвалида (больного) и для включения его в общественно полезный труд. Технические

средства широко используют практически на всех этапах восстановительного процесса.

Особенно велика роль их при повреждениях ОДА. Система современного протезирования

50


и протезостроения выделилась в самостоятельную научнопрактическую дисциплину

медицинского и технического профиля. Совершенствование и разработка новых видов

протезов различного назначения позволяет вернуть к трудовой деятельности десятки

тысяч инвалидов. Разработка средств передвижения (мотоколясок, автомашин с ручным и

электрическим управлением и др.) значительно облегчает многим инвалидам условия

быта и способствует привлечению их к труду и общественной деятельности. Развитие

техники позволяет создавать особые конструкции многих приборов и средств бытового

назначения (ложки, вилки, замки и др.), что обеспечивает инвалидам возможность

самообслуживания и упрощает его.

Медицинская, профессиональная и техническая реабилитация, вместе взятые,

обеспечивают социальную реабилитацию больного (пострадавшего), восстановление его

нормальных отношений в обществе, в первую очередь в сфере труда.

1.3.3. Физическая культура и спорт инвалидов

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами с

нарушением функций ОДА показывает, что физическая культура и спорт среди данного

контингента - наиболее действенный метод всех видов реабилитации.

Первые восстановительные (реабилитационные) центры стали создаваться после

Первой мировой войны в Германии, Англии, Франции и США. В настоящее время такие

центры имеются во всех странах мира, поскольку и в наши дни проблема инвалидности

остается по-прежнему проблемой века. Так, по данным ВОЗ:

• каждый десятый житель Земли является того или иного рода инвалидом;

• ежегодно 20 млн человек получают бытовые увечья;

• ежегодно 10 млн человек получают ранения, подчас серьезные, в связи с транспортными

происшествиями.

Если представить, с одной стороны, растущее количество различных повреждений,

а с другой - последствия алкоголизма и наркомании, становится ясным, что инвалидность

приходится рассматривать как важную медицинскую, социальную, психологическую и

экономическую проблему. Инвалиды из-за своих физических дефектов требуют особого

внимания и помощи в области воспитания, образования, в том числе и физического.

Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания


пострадавшего в стационаре (первой на помощь приходят лечебная физкультура, массаж,

физические факторы, психологическая подготовка), затем продолжается в

реабилитационных центрах, санаторияхпрофилакториях, идеальным образом

препятствует уходу инвалида в свою болезнь. Физическая культура и спорт

противодействуют тому ненормальному психологическому и антисоциальному

поведению, которое часто возникает на почве тяжелой инвалидности. В последние годы в

программу восстановительного лечения больных с повреждением позвоночника и

спинного мозга, ДЦП, с дефектами конечностей широко входят спортивные танцы и

иппотерапия.

В наши дни реабилитационный спорт вышел за пределы больниц, клиник,

реабилитационных центров и приобрел самостоятельное направление - физическая

культура и спорт инвалидов. Это движение принимает различные формы - группы,

секции, физкультурнооздоровительные и спортивные клубы. Систематические занятия

физкультурой и спортом повышают приспособляемость инвалидов к жизненным

условиям, расширяют их функциональные возможности, способствуют оздоровлению

организма, воспитывают сознательное отношение к регулированию двигательного

режима, прививают санитарно-гигиенические навыки. Особенно важно и то, что занятия

51

физкультурой и спортом благоприятно воздействуют на психику инвалидов, мобилизуют

их волю, приводят к сознательному участию в жизни коллектива, общества, возвращают

людям чувство социальной полноценности, способствуют установлению социальных

контактов.

Цели физической культуры и спорта - развитие самодисциплины, самоуважения,

духа соревнования и дружбы, т.е. тех характерных качеств, которые имеют существенное

значение для интеграции или реинтеграции инвалида в обществе. Другими словами,

физкультура и спорт в значительной степени «способствуют освобождению человека с

тяжелой инвалидностью из гетто изоляции, в котором он прозябал многие столетия из-за

недостаточного понимания и отрицательной реакции окружающих его людей» (Guttman

L.).

Физическая культура и спорт инвалидов объединяет большую группу людей с

наличием самых разнообразных видов инвалидности (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Структура физической культуры и спорта инвалидов (Жиленкова В.П.)

Все категории инвалидов объединяет состояние малоподвижности, ограниченности


в общении. Это состояние не является «заболеванием» в медицинском понимании этого

слова.

Международный спортивный комитет глухих (ЦИСС) создавался в 1930-е годы, а

Всероссийское общество глухих вступило в ЦИСС только в 1957 г. и с этого времени

участвует во Всемирных спортивных играх. Среди слепых и слабовидящих людей

спортивная работа проводилась еще в дореволюционной России. После революции эта

работа приобрела особый размах, что нашло свое отражение в создании специальных

программ физического воспитания слепых детей. Только в 1960-е годы появились

рекомендации для занятий физкультурой и спортом инвалидов с дефектами ОДА.

Организационная работа по физической культуре и спорту среди инвалидов с нарушением

функции ОДА стремительно развивается и в наше время. В короткие сроки были

организованыфизкультурнооздоровительные клубы (ФОК), имеющие следующие задачи.

• Объединение инвалидов с дефектами ОДА, членов их семей в группы общей

физической подготовки, секции по видам спорта с целью вовлечения их в

систематические учебно-тренировочные занятия.

• Организация групп и секций на промышленных предприятиях, спортивных

сооружениях.

• Организация и проведение физкультурно-спортивных праздников и соревнований.

• Организация строительства спортивных специализированных комплексов с учетом

специфики физической культуры и спорта инвалидов.

52

• Пропаганда и агитация физической культуры и спорта инвалидов, проведение

разъяснительной работы с иллюстрацией практических, жизненных каждодневных

примеров, с привлечением различных средств массовой информации.

ФОК - организационная форма внебольничной реабилитации инвалидов,

способствующая привлечению их к регулярным занятиям физкультурой и спортом для

укрепления здоровья, формирования активной жизненной позиции и пропаганды

здорового образа жизни.

Необходимость в занятиях физкультурой и спортом безусловна для всех

возрастных групп, независимо от пола, возраста и состояния тренированности. Вместе с

тем всегда следует учитывать, что если для здорового человека занятия физическими

упражнениями - потребность, то для инвалида - это жизненная необходимость. Начало

занятий согласуется (после клинико-функционального обследования) врачом. При этом