Файл: Система законодательства в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 680

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

 


Письменная работа №1 

  2 семестр 

 

 

 Дисциплина: Конституционное право

 

 

Реферат 


Тема: Система законодательства в Российской Федерации

 

 

                                                                                        

       Выполнил (а): 

Смаль М.Е.

(Ф.И.О. студента) 

Гражданское право
ЮС3 ГПз-1122(2)

(направление, группа)

 

                                                                                                         Проверил (а): 

 _____________________________  

(Ф.И.О. преподавателя)  

 _____________________________ 

 (дата) 


Омск 2023


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………………………………………..4

    1. ШИРОКОЕ И УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА……..4

  1. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…….………6

  2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…….………………..…9

  3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСВА…………………………………..……………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….………………………16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовой системой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А., Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ по этой теме, посвященных и правовым системам мира (Рене Давид), и правовой системе сначала СССР, а теперь правовой системе России (Синюков В.Н., Шафеев, Д. Р). Большую помощь в написании работы оказал и учебные пособия по праву для ВУЗов. Среди них можно назвать учебники по курсу теории государства и права следующих авторов: Курицына В.М. и Ивановой З.Д., Пиголкина А.С., Бабаев В.К и Перевалова В.Д., Лившиц Р.З., Стрекозова В.Г., Г.Н. Манова., Мешкова О.Е и Малько А.В., и т.д.


Цель работы изучение и системы законодательства в Российской Федерации.

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение, рассмотреть особенности развития системы в современном мире.



  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система законодательства — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации); совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве.

Система законодательства может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования).1

В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека.

    1. ШИРОКОЕ И УЗКОЕ ПОНИМАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Широкое понимание законодательства — это путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе – всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.

2

Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.

От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения может и должно применяться только узкое понимание законодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) может использоваться и широкое понимание законодательства, предполагающее (при всех условиях) четкое разделение законодательных и подзаконных актов.

С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.3

  1. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований можно выделить горизонтальную, вертикальную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право —
конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

В вертикальной классификации системы законодательства отражается принцип действия и юридическая сила норм права. Исходя из иерархической системы, можно выделить следующие нормативно правовые акты, имеющие юридическую силу в порядке убывания:

- Международные договоры Российской Федерации

- Конституция Российской Федерации

- Федеральные конституционные законы Российской Федерации

- Федеральные законы Российской федерации

- Законы субъектов Российской Федерации  

подзаконные акты:

- Указы Президента Российской Федерации

- Постановления Правительства Российской Федерации

- Инструкции, приказы министерств и ведомств РФ

- Акты местных органов государственной власти

- Акты местных органов государственного у правления

- Акты муниципальных органов

- Локальные нормативные акты

Законодательство Российской Федерации  основывается на  Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы  международного права,  федеральные конституционные законы,  федеральные законы  (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы  субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

- Гражданский кодекс Российской Федерации

- Семейный кодекс Российской Федерации

- Уголовный кодекс Российской Федерации

- Бюджетное законодательство Российской Федерации

- Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации

- Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

Закон - нормативно-правовой акт, в котором перечислены установленные государством общеобязательные правила. Законодательство - совокупность законодательных актов, и х взаимодействие между собой или деятельность высших органов государственной власти по изданию законов. Любое законодательство совершенствуется и изменяется в результате принятия п оправок и новых актов. Из-за этого в законах возникают противоречия, которые можно трактовать (толковать) по-разному. Эти противоречия разрешают суды.

Законодательная власть в России представлена Федеральным собранием – парламентом, состоящим и з двух палат. Нижней палатой парламента является Государственная Дума из 450 депутатов, а верхней - Совет Федерации, который включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого). Без утверждения Федеральным Собранием (и ли его молчаливого одобрения) ни один основной закон в государстве не может быть принят. Законы также могут приниматься органами местного самоуправления, но они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.


Законодательства Р Ф состоит из следующих актов:

1. Кодексы

2. Федеральные законы

3. Законы

4. Классификаторы и номенклатуры

5. Договоры

6. Уставы

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую с илу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:

- законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),

- федеральные и принимаемые субъектами Р Ф (по вертикальным связям иерархии).

Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической с илы):

- федеральные конституционные законы,

- федеральные законы (включая кодексы),

- законы субъектов Р Ф.

Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.

На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру. К ним относятся акты:

- Президента РФ (указы, распоряжения),

- правительства (постановления, распоряжения),

- федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),

- субъектов Российской Федерации.

  1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Систематизация законодательства - это упорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованную систему.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. 4

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.