Файл: Система законодательства в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 681

Скачиваний: 58

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов. Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания.

Существуют два вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация - это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Главная задача - расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, но и другим категориям населения.

Кодификация. Высшая ступень систематизации законодательства - кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификация - это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения.

Три основные виды кодификационных актов:

1. Основы законодательства - это нормативно правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

2. Кодекс - наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
5

3. Устав, положение - это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация - достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства 6

С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация законодательства.

Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно - правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации.

Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСВА

Изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства. Их можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трёх ещё структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

В федеративной структуре законодательства заметным явлением стал фактический отказ от такой формы федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства. На их место приходят кодексы.



Сильное воздействие изменений, происходящих в системе права, испытывает отраслевая структура законодательства. Подобно системе права в системе законодательства можно одновременно зафиксировать проявление процессов и интеграции, и дифференциации.

Под влиянием последних сформировались, например, такие отрасли и пододрали законодательства, клак избирательное законодательство, об охране здоровья, образовании, пенсионное и др.

Общими тенденциями развития системы права Российской Федерации являются следующие:

  1. Постепенное изменение акцентов в соотношении "человек и право" в пользу человека с предоставлением ему реальных возможностей, провозглашаемых на конституционном уровне прав и свобод ("очеловечивание права").

  1. Децентрализация правового регулирования посредством более точного определения предметов ведения между субъектами Российской Федерации и федеральным центром, а также разработка правового механизма его реализации.

  1. Интеграция международного права в правовую систему Российской Федерации. Это влечёт за собой необходимость приведения национальной правовой системы в соответствие с принципами и требованиями, содержащимися в нормах международных организаций.

Все более активное развитие рыночных отношений в России повлекло за собой необходимость совершенствования, правовой регламентации, действий субъектов этих отношений. Это повлекло за собой обособление корпоративного законодательства и придание ему системного характера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование законодательства - это установленная Конституцией форма развития правовой системы, сфера практической деятельности субъектов конституционных отношений.

Российское законодательство вошло в период крупномасштабных реформ. Эти реформы, связанные, прежде всего с принятием нового законодательства практически по всем отраслям права, включая государственное.

При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.


Система права и система законодательства не тождественны друг другу. К таким причинам можно отнести:

- некоторую обусловленность системы законодательства от системы права конкретного государства;

- элементы систем не всегда совпадают друг с другом, отсюда и внутренняя структура обеих систем прямо не соотносится друг с другом;

- система законодательства по объему представленного в ней материала шире системы права;

- в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Нормы отрасли права очень однородны. А отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода;

- система законодательства кроме ориентации на систему права ориентирована и на форму государственного управления и т.д.

Системы функционируют в непрерывной взаимосвязи. Они соотносятся между собой как две стороны одного явления.

Система права - это внутреннее содержание права, а система законодательства – это внешняя форма его выражения. Поэтому эти две системы нужно рассматривать не по отдельности, а вместе, чтобы лучше понять систему права и систему законодательства государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. РГ от 25 декабря 1993 года.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. М.: Изд-во Проспект, 2010.

3.Федеральный закон от 1996 г. "О нормативных правовых актах РФ". .Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 (ред. от 28.06.2005)"О классификаторе правовых актов" // Собрание законодательства РФ. - 20.03.2000. - № 12. - ст.126.

4.Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 2009. N 1 - 2. 5.Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т.2. - М.: "Юридическая литература", 2010. С.217

6.Бабаев, В.К. Теория права и государства в схемах и определениях. Г., 2007. С.94.

7.Байтин М.И. Сущность права. - Саратов. 2010. - С.5.

8.Большой энциклопедический словарь / под ред.А.М. Прохорова. М., 2000. С.398.

9.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.6-е изд. - М.: Юриспруденция, 2009. С.213.

10.Гапоненко В.Ф., Михайлова Ф.Н. Теория права: Учебник. - М.: Норма, 2011. - 466 с.

11.Дробязко С.Г., Козлов В.С. Общая теория права. М., 2007. С.247. 12.Конституции государств Европейского союза / под ред. Л.А. Окунькова. М., 2007.С. 201


1 Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во БЕК, 2008. С.181.

2 Мешкова О.Е. Соотношение системы права и системы законодательства.М. 2008. С.88-90.



3 Федеральный закон от 1996 г. "О нормативных правовых актах РФ".



4 Шафеев, Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации: автореф. дисс. / Уфа, 2002. С.2.



5 Российская юридическая энциклопедия / под ред.А.Я. Сухарева. М., 2001. С.340.

6 Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во БЕК, 2008. С.181