ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.06.2021
Просмотров: 2013
Скачиваний: 11
Технология научных исследований
Тематика лекций, семинаров, вопросы к зачёту
Тема 1. Наука и ее роль в современном обществе
1.1. Понятие науки
1.2. Наука и философия
1.3. Современная наука. Основные концепции
1.4. Роль науки в современном обществе
Тема 2. Организация научно-исследовательской работы
2.1. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура
2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие
2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников
2.4. Ученые степени и ученые звания
2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов
Тема 3. Наука и научное исследование
3.1. Науки и их классификация
3.2. Научное исследование и его сущность
3.3. Этапы проведения научно-исследовательских работ
Тема 4. Методологические основы научных исследований
4.1. Методы и методология научного исследования
4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования
4.3. Специальные методы научного исследования
Тема 5. Выбор направления и обоснование темы научного исследования
5.1. Планирование научного исследования
5.2. Прогнозирование научного исследования
5.3. Выбор темы научного исследования
5.4. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования
Тема 6. Поиск, накопление и обработка научной информации
6.1. Умение читать книгу
6.2. Поиск и сбор научной информации
6.3. Ведение рабочих записей
6.4. Изучение научной литературы
Тема 7. Студенческие научные работы
7.1. Особенности научной работы и этика научного труда
7.2. Курсовые работы
7.3. Дипломные работы
Структура дипломной работы и требования к ее структурным элементам
Тема 8. Написание научной работы
8.1. Композиция научной работы
8.2. Рубрикация научной работы
8.3. Язык и стиль научной работы
8.4. Редактирование и "вылеживание" научной работы
Тема 9. Литературное оформление и защита научных работ
9.1. Особенности подготовки структурных частей научных работ
9.2. Оформление структурных частей научных работ
9.3. Особенности подготовки к защите научных работ
Литература
1. Конституция Российской Федерации.- М., 2000.
2. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. // Сбор, законодательства Российской Федерации.- М., 1996.- № 35.
3. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. // Полный сборник законов Российской Федерации.- М., 2001.- Т. 2.
4. Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. // Полный сборник законов Российской Федерации.- М., 2001.
5. Положение о порядке присуждения ученых степеней. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. // Рос. газ.- 2002.- 6 февраля.
6. Положение о порядке присвоения ученых званий. Утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. // Рос. газ.- 2002.- 10 апреля.
7. Положение о подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Утв. приказом Министерства образования РФ от 27 марта 1998 г.- М., 1998.
8. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат.- Ростов н/Д, 2001.
9. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы.- М., 1994.
10. Иванов Г.И., Иванов А.Г. От рукописи к книге: Автор и редактор.- Минск, 1997.
11. Кара-Мурза Г. Проблемы организации научных исследований.- М., 1981.
12. Основные принципы формирования научной работы, этапы ее организации и выполнения: Методологические рекомендации.- Новосибирск, 1983.
13. Основы научных исследований: Учебное пособие // В.И. Крутов, И.М. Грушко и др.- М., 1989.
14. Папковская П.Я. Методология научных исследований.- Минск, 2002.
15. Рогожкин Ю.М. Подготовка и защита письменных работ: Учебно-практическое пособие.- М., 2001.
16. Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для вузов.- Киев, 1990.
17. Уваров А.А. Дипломные и курсовые работы по экономическим специальностям: Практические советы по подготовке и защите.- М., 2001.
18. Уваров А.А. Руководство подготовкой дипломных и курсовых работ по экономическим специальностям: Методологические рекомендации.- М., 2001.
19. Усачева И.В., Ильясова И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности.- М., 1986.
20. Эхо Ю. Письменные работы в вузах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, диссертации.- М., 2001.
В современных условиях бурного развития научно-технического прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно-технической информации, быстрой сменяемости и обновления знаний особое значение приобретает подготовка в высшей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных результатов.
С этой целью в учебные планы многих специальностей вузов включена дисциплина "Технология научных исследований", широко внедряются элементы научных исследований в учебный процесс. Во внеучебное время студенты принимают участие в научно-исследовательской работе, ведущейся на кафедрах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объединениях.
В новых социально-экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недостаточное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделено: анализу методологических и теоретических аспектов научного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенностей и логики процесса научного исследования; раскрытию методического замысла исследования и его основных этапов.
Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки студентов является выполнение ими различных научных работ, дающих следующие результаты:
- способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и отраслей науки;
- развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
- совершенствует методические навыки студентов в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
- открывает студентам широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
- способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.
В курсе «Технология научных исследований» обобщена и систематизирована вся необходимая информация, связанная с организацией научных исследований - от выбора темы научной работы до ее защиты.
В нем изложены основные положения, связанные с организацией, постановкой и проведением научных исследований в форме, пригодной для любой специальности.
Тема 1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Понятие науки.
1.2. Наука и философия.
1.3. Современная наука. Основные концепции.
1.4. Роль науки в современном обществе.
1.1. Понятие науки
Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.
На сегодня нет однозначного определения науки. В различных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: "Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи".
Также широко распространено и другое определение: "Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства".
В.А. Канке в своей книге "Философия. Исторический и систематический курс" дал следующее определение: "Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное".
Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным и верным определением. Следовательно, занятие наукой стало актуально не только в наше время, - ее истоки начинаются с довольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры и при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов.
Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди них можно отдельно выделить такого выдающегося ученого, как Аристотель. С точки зрения великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.
Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение.
Усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии, оказало большое влияние на развитие науки. Особенно велико, было влияние вавилонской науки - математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на Востоке.
В Древней Греции много уделялось времени и сил науке, научным исследованиям, и неудивительно, что именно здесь появлялись все новые и новые научные достижения. Астрономические, математические, физические и биологические понятия и догадки, позволили сконструировать первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы и многое другое), впервые предсказать астрономические и метеорологические явления. Собранные и самостоятельно добытые знания стали не только основой практического действия и применения, но и элементами цельного мировоззрения.
В Средние века основными науковедами принято было считать схоластов. Их интересовали не столько сами предметы, сколько сопоставление мнений, рассуждения об этих предметах. Тем не менее не следует уменьшать достижения схоластической учености - на таких диспутах оттачивались теоретический фундамент науки, умение превращать факты в понятия, логически строго рассуждать исходя из немногих общих положений.
Все же одних логических доводов было недостаточно, и в качестве основания для предпочтения был провозглашен опыт. "На средние века, - писал Ф. Энгельс, - смотрели как на простой перерыв в ходе истории вызванный тысячелетним всеобщим варварством. Никто не обращал внимания на большие успехи, сделанные в течение средних веков: расширение культурной области Европы, образование великих жизнеспособных наций, огромные технические успехи XIV и XV вв.
Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам в качестве источника познания объявили вещи, предметы, объекты. Несмотря на существенное различие философских концепций этих мыслителей, все они намечают сходную схему получения истинных знаний.
Линия познания, получившая у Роджера Бэкона название опытной, экспериментальной, идет от вещей, которые воздействуют на органы чувств.
1.2. Наука и философия
Наука всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы - как, например, в нашей стране на протяжении 1920-1950-х гг. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное видение. Можно вспомнить, скажем, "Правила умозаключений в физике", разработанные великим И. Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - А. Эйнштейн и Н. Бор, а в России - В.И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней.
Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В.И. Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводили к тяжелым последствиям. Примеры общеизвестны. Трагической оказалась судьба многих выдающихся ученых, - всем памятны имена Н.И. Вавилова, Н.К. Кольцова и др. Были репрессированы целые направления научного поиска (генетика, кибернетика, космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку не раз создавало препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Но и они не бросают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Догматические искажения роли философии в познании, совершенные в эпоху так называемой идеологизированной науки, были решительно осуждены на Первом совещании по философским вопросам современного естествознания, состоявшемся в 1958 г. Совещание нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конструировались только на цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, "холодная война" между философами и специалистами в области естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними.