Файл: Лекции Технология научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.06.2021

Просмотров: 2018

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И сегодня мы можем сказать, что наука в современном об­ществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жиз­ни людей. И, несомненно, уровень развитости науки может слу­жить одним из основных показателей экономического, культур­ного, цивилизованного, образованного, современного развития общества.

Очень важны функции науки как социальной силы в реше­нии глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как извес­тно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явле­ний, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факто­ров тех радикальных и далеко не безобидных изменений, кото­рые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами ученые. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породи­ла ее особый статус в современной культуре и новые черты ее взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познаватель­ной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т.д.).

Эта проблема, будучи философской по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Ос­мысление специфики науки является необходимой предпосыл­кой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управле­ния самой наукой в условиях НТП, поскольку выяснение зако­номерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными фе­номенами духовной и материальной культуры.

В качестве же главных критериев выделения функций на­уки надо учитывать основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и по­требления научного знания. Ниже перечислены некоторые глав­ные функции:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, глав­ное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, от­крытие его законов и закономерностей, объяснение самых раз­личных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель - разработка научного мировоззре­ния и научной картины мира, исследование рационалистичес­ких аспектов отношения человека к миру, обоснование научно­го миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конеч­но, ведущую роль в этом играет философия;


3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, иннова­ций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" про­изводства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культу­ры, заметным фактором культурного развития людей и обра­зования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздей­ствуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педа­гогической науке. Данная функция науки осуществляется че­рез культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятель­ность ученых и др. Не забудем и того, что наука является куль­турным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного про­изводства.

Итак, мы рассмотрели такую важную тему, как "Наука и ее роль в современном обществе". Раскрывая тему мы показа­ли, что наука была актуальна в древние времена, она актуальна и сегодня. И, несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что если бы не было И.С. Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился А. Эйнштейн, то те­ория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: "Знание - сила" сегодня актуален как никогда. Он будет актуальным и в обозримом будущем, когда человечество будет жить в услови­ях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и ис­пользование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в еще большей мере - методов ее получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождать­ся усилением наук, специально анализирующих знание, позна­ние и методы исследования.


Контрольные вопросы и задания

1. Что такое наука?

2. Какова роль науки в формировании картины мира?

3. Какова роль науки в современном обществе?

4. Какие основные концепции современной науки вам изве­стны?

5. Какая главная социальная роль науки в современном об­ществе?

6. Какие основные функции науки вам известны? В чем их назначение?


Тема 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


2.1. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура.

2.2. Научно-технический потенциал и его составляющие.

2.3. Подготовка научных и научно-педагогических работников.

2.4. Ученые степени и ученые звания.


2.5. Научная работа студентов и повышение качества подготовки специалистов.


2.1. Законодательная основа управления наукой и ее организационная структура

Законодательной основой регулирования отношений меж­ду субъектами научной и научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и научно-техничес­кой продукции стал Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической по­литике" (далее - Закон). Согласно этому закону, государствен­ная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

- признания науки социально значимой отраслью, опре­деляющей уровень развития производительных сил страны;

- гарантии приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

- интеграции научной, научно-технической и образова­тельной деятельности на основе различных форм участия ра­ботников, аспирантов и студентов вузов в научных исследова­ниях и экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов на базе вузов, научных организа­ций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных орга­нов государственной власти;

- поддержки конкуренции и предпринимательской дея­тельности в области науки и техники;

- развития научной, научно-технической и инновацион­ной деятельности посредством создания системы государствен­ных научных центров и других структур;

- концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

- стимулирования научной, научно-технической и инно­вационной деятельности через систему экономических и иных льгот.

Под руководством Президента РФ разработаны "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспекти­ву". Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:

1) развитие фундаментальной науки, важнейших приклад­ных исследований и разработок;

2) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий;

3) формирование национальной инновационной системы;

4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;

5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-тех­нического комплекса;

6) интеграция науки и образования;

7) развитие международного научно-технического сотруд­ничества.

В Российской Федерации управление научной и (или) на­учно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и само­управления.

Органы государственной власти, учреждающие государ­ственные научные организации, утверждают их уставы, осуще­ствляют контроль за эффективным использованием и сохран­ностью предоставленного им имущества, осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-тех­нической политике" органы государственной власти России и субъектов РФ, научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномо­чий определяют приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование системы научных орга­низаций, межотраслевую координацию научной и научно-тех­нической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.


Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и научно-технической продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, явля­ются договоры (контракты) на создание, передачу и использо­вание научной и научно-технической продукции, оказание на­учных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, учредившие государ­ственные научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

Согласно ст. 114 Конституции РФ, Правительство России обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" определил функциональные обязанности и права Правительства и, в частности, право уста­навливать обязательный государственный заказ на научные исследования для учрежденных им научных организаций, ог­раничивать и лицензировать отдельные виды деятельности, вводить в необходимых случаях режим секретности, а также обязанность обеспечивать создание федеральных информаци­онных фондов, организовывать исполнение федерального бюджета в части расходов на научные исследования и проведение экспериментальных разработок.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являют­ся некоммерческими организациями в форме федеральных уч­реждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий (конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделен­ных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Важные управленческие функции в сфере вузовской на­уки выполняет Министерство образования и науки РФ. Оно яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, осуще­ствляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образова­тельных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования и науки РФ входит разработка и реализация системы уп­равления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреж­дениях и организациях сферы образования, реализация кадро­вой политики в областях образования и научной деятельности. Минобразованием России утверждена "Концепция науч­ной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации" (далее - Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эф­фективное использование ее образовательного, научно-техни­ческого и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения постав­ленной цели в Концепции сформулированы следующие основ­ные задачи:


- развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста;

- органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработ­ками коммерческого характера;

- приоритетное развитие научных исследований, направ­ленных на совершенствование системы образования всех его уровней;

- совершенствование системы планирования и финанси­рования научной, научно-технической и инновационной дея­тельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью:

- развивать систему научных олимпиад, конкурсов на луч­шую научную работу студентов и учащейся молодежи, науч­ных молодежных школ и конференций;

- обеспечить академическую мобильность студентов, ас­пирантов, докторантов, разработать систему поддержки и по­ощрения одаренной молодежи;

- совершенствовать организацию учебно- и научно-иссле­довательской работы молодежи в системе: школа - вуз - ас­пирантура - докторантура.

Структурным подразделением Министерства образования и науки РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

- обеспечение единой государственной политики, осуще­ствление контроля и координация деятельности в области ат­тестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации;

- содействие улучшению количественного состава науч­ных и научно-педагогических кадров, повышению эффектив­ности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образова­ния, техники и культуры.

В соответствии с возложенными на нее задачами Министер­ства образования и науки РФ:

- разрабатывает в пределах своей компетенции порядок формирования и организации работы диссертационных советов, инструкции и формы документов по вопросам присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий;

- контролирует деятельность диссертационных советов, а также пересматривает сеть диссертационных советов по каж­дой научной специальности;

- разрабатывает порядок оформления и выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук и аттестатов профессора и до­цента по специальности государственного образца;

- выполняет другие функции, перечисленные в Положе­нии о Высшей аттестационной комиссии Министерства образо­вания и науки Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти в сферах на­уки и образования работают во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, сотруднича­ют с образовательными учреждениями высшего профессио­нального образования, общественными научными объединени­ями.

Высшим научным учреждением страны является Российс­кая академия наук (РАН). Она учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. И воссоздана Указом Президента российской Федерации от 21 ноября 1991 г. как высшее научное учреждение России. Сегодня в академии состоит 473 академика и 697 членов-корреспондентов, в ее институтах и других науч­ных учреждениях - 113,7 тыс. человек, из них имеют ученую степень доктора наук - 9,3 тыс. и кандидата наук - 26,5 тыс. человек.