Файл: Программа Орлята России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление образования по делам молодёжи и спорта
Администрации Сеченовского муниципального округа
Нижегородской области
Филиал МБОУ Верхне-Талызинской СШ – Алферьевская ОШ
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол № от
2023 г.
Утверждено:
Директор МБОУ Верхне-Талызинской СШ
__________ /Новикова Л.В./
Приказ № от
__________2023 г.
Программа
«Орлята России»
лагеря с дневным пребыванием детей
«Радужная страна»
Разработана и составлена: начальник лагеря
Лосева Е.М.
Алферьево-2023

Паспорт программы лагеря с дневным пребыванием детей
Филиал МБОУ Верхне-Талызинской СШ - Алферьевская ОШ в период летних каникул 2023 года
Наименование
программы
Комплексная программа организации летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей «Орлята России»
Учреждение
Филиал МБОУ Верхне-Талызинской СШ – Алферьевская
ОШ
Юридический адрес
607572, Нижегородская область, Сеченовский район, с.
Верхне-Талызино, ул. Советская, д. 13а
Разработчик программы
Лосева Е.М., начальник лагеря с дневным пребыванием детей
Срок реализации
01.08.2023-22.08.2023
Целевая группа
Воспитанники пришкольного оздоровительного лагеря
7-12 лет (в количестве 20 человек)
Цель программы
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа
Российской
Федерации.
Задачи программы
 содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и коллективной творческой деятельности;
 познакомить детей с культурными традициями многонационального народа
Российской
Федерации;
 формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
 способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;
 формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и проектах Российского движения школьников.

Направления деятельности, направленность программы

правовая и профилактическая;

спортивно - оздоровительная;

экологическая;

патриотическая;

социально – значимая;

досуговая деятельность.


Ожидаемые результаты
 положительное отношение ребёнка к духовно- нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;
 получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;
 проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой, физкультурно- оздоровительной, познавательной);
 проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизнии здоровью, безопасное поведение.
Раздел I. Введение
В современной России воспитание подрастающего поколения находится в зоне особого внимания государства. Формирование поколения, разделяющего духовно- нравственные ценности российского общества, является стратегической задачей на современном этапе, что отражено в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
В школьном возрасте ребенок не только осваивает новыесоциальные роли и виды деятельности – это благоприятный период для усвоения знаний о духовных и культурных традициях народов родной страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения, принятых в обществе. «Знание школьником социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение... поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений»
Формирование социально-активной личности школьника в рамках данной программы основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия школьников в годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята
России», «Содружество Орлят России» и реализуется в период летних каникул. В рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их участия в годовом цикле Программы «Орлята России», «Содружество Орлят России».
Игровая модель и основные события смены направлены на закрепление социальных навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе
«Орлята России», «Содружество Орлят России» или проектах Российского движения школьников на следующий учебный год.


Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является благоприятным для становления личности школьника и формирования детского коллектива благодаря следующим факторам:

интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявитьсвои индивидуальные особенности;

эмоциональной насыщенности деятельности;

комфортно организованному взаимодействию в уже сложившемся коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;

возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
Методической основой программы смены является методика коллективной
творческой деятельности И. П.
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия, творческих способностей и интеллекта, а также формирование организаторских способностей каждого участника деятельности.
Смысл методики состоит в том, что ребята учатся коллективному общественному творчеству. Основное правило:
«Всё – творчески, иначе зачем?» За долгие годы придумано множество коллективных дел на пользу людям, которые можно реализовать в своём классе и школе. В них участвует весь детский коллектив: деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективной творческой деятельности даёт исключительно высокий педагогический эффект – на ней успешно повзрослели сотни тысяч ребят. В системе лагерной смены коллективно- творческие дела проводятся с чередованием разных видов творческой активности детей.
В основу коллективной творческой деятельности положены три основных идеи:

дело должно быть направлено на решение каких-либо образовательных, воспитательных задач, улучшение условий жизни, принесение пользы обществу;

работа носит коллективный характер, базируется на совместном проведении и включает взаимодействие детей и взрослых;

деятельность должна быть необычной, непохожей на иные, и помогать в раскрытии природного потенциала детей.
Любое мероприятие, основанное на трёх ключевых идеях коллективно- творческой деятельности, организуется согласно следующему алгоритму:

замысел
коллективно-творческой
деятельности:
основан на целеполагании, то есть в его основе лежат воспитательные цели, которых требуется достичь в ходе коллективной творческой деятельности;



планирование деятельности: носит коллективный характер, то есть все этапы деятельности планируются и утверждаются при согласии всех участников;

подготовка деятельности: в зависимости от вида деятельности и её целевого назначения происходит распределение ролей и обязанностей между всеми участниками деятельности;

проведение
коллективно-творческой
деятельности:
осуществляется в процессе совместного творчества в выбранной деятельности, ориентированной на достижение конкретной цели и решение определённых задач;

анализ результатов деятельности: ориентирован на выработку у детей навыков рефлексии. Происходит обсуждение результатов проделанной работы, подводятся её итоги. Данный этап должен быть эмоционально насыщенным;

закрепление данного опыта и создание возможностей его дальнейшего использования в педагогической практике.

Игровые технологии

Игровые технологии – это организованный процесс игровой коммуникации
(общения) субъектов (общностей) с целью осуществления воздействия на объект совместной игровой деятельности. Результаты использования игровых технологий: совместный труд души (переживания, сочувствие, солидарность), совместный труд познания (взаимопонимание в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества), совместная радость поиска и открытия непознанного ранее (И. И. Фришман, Игровые технологии в работе вожатого).
Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастом периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная) не вытесняют, а продолжают игру, усложняя ее по мере развития ребенка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса – одна из самых сложных задач в педагогической практике. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, при этом ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра позволяет также проигрывать отношения, существующие в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её многоплановым уровнем, с возможностью вхождения в роли, недоступные в обыденной реальности, позволяет ему углублять восприятие Другого и даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».


Игровая технология строится как целостное образование, объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Раздел II. Краткая характеристика детей-участников программ
летних смен
Участниками становятся обучающиеся
1-6 классов общеобразовательных организаций, в течение учебного года принимавшие участие в реализации Программы развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», «Содружество Орлят России».
Раздел III. Понятийный аппарат
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации
Социальная активность школьника – способность ребёнка включаться в специфические для его возраста виды деятельности, которые способствовали бы получению результатов, значимых для других и для себя (в плане становления социально значимых черт личности). В содержательномплане она проявляется в исполнительности и элементах инициативы, когда ребёнок включается в решение тех или иных задач, которые могут быть оценены с точки зрения ценности для общества, а главным образом для становления качеств личности, знаний и умений самого ребёнка.
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом.