Файл: Программа Орлята России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностно-развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их событие.
Коллективное творческое воспитание – это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей.
Коллективно-творческая
деятельность
– это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей.
Коллективно-творческие дела – это один из типов форм организации воспитательной деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий характер.
Самостоятельность
– обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена.
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
Ценностные основания, рассматриваемые в рамках реализации программы:
Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Раздел IV. Целевой блок
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:

содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и коллективной творческой деятельности;

познакомить детей с культурными традициями многонационального народа Российской Федерации;

формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;

способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и безопасной жизнедеятельности;

формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» и проектах Российского движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:

положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, спорт и здоровье;

получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри коллектива;

проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности
(творческой, игровой, физкультурно-оздоровительной, познавательной);

проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное поведение.
При построении педагогического процесса для школьников в летнем
лагере необходимо учитывать следующие принципы:

принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания и форм деятельности;

принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском лагере;
10



принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;

принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребёнка.
Раздел V. Модель смены
Смена в детском лагере длится 14 дней и включает в себя три периода: организационный (1 и 2 дни смены), основной (с 3 по 12 дни смены), итоговый (13 и 14 дни смены).
Модель смены имеет одинаковую структуру для лагерей всех уровней и выглядит следующим образом:
Таблица №1 «Модель смены»
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
Организационный период смены
Основной период смены
Итоговый период смены
Старт смены.
Ввод в игровой сюжет
Реализация игрового сюжета
Подготовка и реализация коллективно- творческого дела
(праздника)
Выход из игрового сюжета
Подведение итогов смены.
Перспективы на следующий учебный год.
Инвариантной составляющей содержания программы, обязательной для смен всех уровней, является работа с Государственными символами
Российской Федерации и ценностными ориентирами – Родина, семья,
команда, природа, познание, здоровье. Данная работа происходит за счёт реализации ключевых дел смены, режимных моментов, игрового сюжета, разговора с детьми и собственного примера педагогического коллектива лагеря.
Вариативность программы заключается в возможности дополнения её региональным компонентом того или иного субъекта Российской Федерации.


Раздел VI. Система диагностики результатов
Система диагностики результатов программы состоит из мнения педагогов, непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:

проявление ценностного отношения к Родине и Государственным
символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;

проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;

приобретение ребёнком знаний и социального опыта;

положительное эмоциональное состояние детей;

позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Для оценки программы со стороны детей рекомендуется применять методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребёнком знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации.
Представленные ниже примеры методов игровой диагностики являются рекомендуемыми и могут быть дополнены вариантами из собственного
педагогического опыта.
Таблица №2 «Примеры методов игровой диагностики»
Индикатор
Название и описание методов игровой диагностики
Проявление социально значимых качеств ребёнка и его ценностное отношение к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью
«Персонаж»
Детям предлагается выбрать себе персонажа из сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор
(чем отличаются персонажи, что понравилось в персонаже, на которого хочется равняться)
«Цветик-семицветик»

Ребятам предлагается нарисовать цветик-семицветик и написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от того, что ребёнок написал, педагог может классифицировать пожелания детей: для себя, для родных и близких, для своих друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень пожеланий, можно определить направленность личности ребёнка.
«Одна картинка – два ответа»
Детям предлагаются различные картинки с ситуациями
(представленные на экране или распечатанные), отражающие качества человека или какие-либо ценности, и варианты ответов: «согласен»,
«не согласен». После того, как ребята выбрали ответ, педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или иную позицию.
Проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности
«Если бы я был волшебником»
Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был волшебником», и подумать, какой день или какие события смены они бы хотели прожить ещё раз
(вернуться назад и узнать больше).
«Интересный вагон»
Из бумажных/картонных вагончиков педагог составляет своеобразный поезд. Детям предлагается выбрать персонажа/человечка и прикрепить его к определенному вагончику (как бы поместить его туда).
Вагончики подписаны: здесь могут быть спортивные игры и соревнования, изготовление поделок и сувениров, танцевальные мастер-классы, интеллектуальные игры и другие яркие, эмоциональные или содержательные события смены.
Таким образом ребята смогут увидеть, у кого из отряда такие же интересы, как и у них, а педагог может зафиксировать наиболее результативные дела как на уровне отряда, так и на уровне лагеря.
13


»
«Живая анкета»
Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они могут быть как серьёзные, так и шуточные, с подвохом), на которые можно будет ответить по- разному:
- 1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не согласен – топают;
- 2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из них представляет какой-то определенный ответ на вопрос.
Их задача – сосчитать, сколько раз им хлопнули по ладошке. Задача ребят в зале – подбежать и «дать пять» тому человеку, с ответом которого он согласен.
Полученные ребёнком знания и социальный опыт
«Чудо-дерево»
Детям предлагается создать «чудо-дерево» по итогам прожитого дня. Цвет листьев нужно выбрать в соответствии с теми новыми знаниями, которые они получили.
«Кидаем кубик»
Детям предлагается бросить кубик и рассказать, что
14
Знания
Опыт
Листья
«Получил новые
«Научился чему-то зелёного знания, узнал для новому» цвета себя много интересного»
Листья жёлтого цвета
- «Не вся информация для меня была новой»
- «Некоторая информация для меня была новой»
- «Что-то я умел уже раньше»
- «Что-то я попробовал сегодня впервые»
Листья
«Уже всё знал,
«Всё, что я красного никакой новой попробовал сделать цвета информации не
– уже умел» получил»
он запомнил после того или иного дела, используя то число слов/фраз, какое выпало на кубике.
«Сто к одному»
Дети разбиваются на небольшие команды или играют каждый за себя, если в отряде небольшое количество человек.
Педагог задает вопросы по всему пройденному во время смены материалу: правилам, информации, мероприятиям, играм, конкретным ситуациям, творческим делам. Задача участников – как можно точнее вспомнить событие и ответить на вопросы.
Эмоциональное состояние детей
«Живая картина»
Детям предлагается создать «живую картину» под музыку. Каждый ребёнок пробует изобразить мелодию, как он её чувствует – начинает один, остальные произвольно присоединяются. В итоге получается единый движущийся сюжет, где задействованы все ребята.
«Наш отрядный рецепт»
Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и каждому внести собственный ингредиент, соответствующий своему эмоциональному состоянию.
Ингредиенты могут быть представлены в виде различных картинок, чтобы наглядно продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое, приятное и т.д.).
«Цветной сундук»
Детям выдается большой лист бумаги с изображением сундука и предлагается его раскрасить. Каждый выбирает для раскраски какой-то элемент изображения и цвет в зависимости от самочувствия. Оранжевый – если они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и готовы принимать участие в событиях; голубой – если всё хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится; фиолетовый – если им скучно и хочется домой.
15


Взаимодействие в команде, коллективе
«Золотая коллекция»
Детям предлагают каждому взять по три разных медали и вручить их:
- тому, кому хочется сказать спасибо за сегодняшний день;
- тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в любой момент.
«Кругосветное путешествие»
Детям предлагается каждому лично на листочке написать, кого бы из ребят он взял с собой в кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали и какие предметы им бы там пригодились.
«Я и моя команда»
Детям предлагается на общей картине расположить человечка со своим именем, там, где он считает нужным (с кем-то рядом, в центре событий, или отдельно от всех). Затем ребята могут поделиться своим выбором места.
Метод классической социометрии:
https://lugovskayashkola.ru/zabolevaniya/sotsiometriya- klassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazets.html
Для оценки программы со стороны педагогов рекомендуется проведение педагогического совещания по итогам реализации смены.
Вопросы педагогического совещания соотносятся с предполагаемыми результатами программы и индикаторами диагностики, представленными выше. Кроме того, для педагогов важно увидеть проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности: бережное отношение к своей жизни и здоровью, самообслуживание, безопасное поведение.
Рассматриваются данные вопросы как по каждому ребёнку, так и по коллективу в целом. Качественный анализ смены даёт дополнительные материалы для грамотного планирования педагогом своей
16

15 деятельности в рамках Программы «Орлята России» на следующий учебный год.
Проходить итоговое педагогическое совещание может в разных формах
– конференция, круглый стол, дискуссия, с использованием творческих или игровых приёмов. Пример использования игровых элементов в рамках итогового совещания: перед педагогическим коллективом находится игровое поле «Морского боя». Команды педагогов по очереди делают ход и выбирают определённую клетку на поле. За каждой клеткой скрывается задание или вопрос, необходимый для анализа деятельности.
Оценка реализации программы со стороны внеотрядных педагогов/родителей может быть проведена следующим образом:

1 вариант – оценка реализуемых дел смены со стороны старшего вожатого/методиста/наставника, где оценивается качество дела и его содержание, качество работы педагога, включённость детей в процесс и др.;

2 вариант – обратная связь о смене в форме анкеты со стороны родителей (законных представителей) детей;

3 вариант – обратная связь со стороны педагогов-психологов, работающих в смене с детьми, педагогами и родителями.
Результативность программы обязательно должна быть оценена со стороны детей-участников и педагогов, реализующих программу. Оценка со стороны взрослых проводится на усмотрение организации, реализующей смену. Для получения наиболее качественных результатов диагностики в ней должны принять участие 98-100% детей и педагогов.