ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 1 (33) 2020
УДК 371.3, ББК 74.0280.122 © О. В. Фрик DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10003
О. В. Фрик
О ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ДОСКИ PADLET В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Современныевыпускникивузовдолжныбытьспособныксамостоятельномуполучениюзнаний,иханализу,сопоставлению,корректировке,применениюиобновлениюнапротяжениивсейсвоейпрофессиональнойдеятельности.Разработкановыхобразовательныхтехнологий,которыепозволилибыдобиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившейся социокультурной среде,являетсяактуальнойзадачейсовременнойсистемыобразования.Виртуальныймирстудентовстановитсявсеширеиразнообразнее.Использованиевозможностейвиртуальнойонлайн-доскиотноситсякновымобразовательнымтехнологиям,актуальностькоторыхобъясняетсяспецификойнашеговремени,когдарезультаты общественного прогресса концентрируются в основном в информационной сфере. Информациюназываютновоймировойвалютой.
Встатьеобоснованаактуальностьпримененияновойобучающейтехнологиисиспользованиемсервисов(виртуальных)интерактивныхонлайн-досок(веб-досок,onlineboard(англ.)).РассматриваютсявопросыреализациисовременныхобразовательныхтехнологийпосредствоминтерактивнойвиртуальнойдоскиPADLET,исходяиз опытаавторапоприменениюданногообразовательногосредства.Этадоскапредставляет собой веб-интерфейс, универсальный многофункциональный сервис, позволяющей решать целыйряд образовательных задач. Проводится анализ функциональных возможностей интерактивной виртуальнойдоскивпроцессеорганизацииучебногопроцессаввузе.Выделяютсячетыреосновныххарактеристикивиртуальной доски Padlet, которые делают ее популярной в системе образования. Анализируются изменения ворганизации учебного процесса в вузе с введением виртуальной доски. Рассматриваются организационныеаспекты,связанныесприменениемвиртуальныхдосок,напротяжениипоследнегодесятилетия. Констатируетсятотфакт,чтонасегодняшнийденьуженетособыхвопросовпоприменениюразнообразныхсетевыхресурсовприреализацииобразовательныхтехнологий,приразработкемультимедийныхучебныхматериалов,поддержкестудентоввходеихобразовательнойдеятельности.Однако,актуальнойостаетсяразработкакомплексногоподходакпроцессуорганизацииэффективнойучебной деятельностивусловиях информационно-образовательнойсреды.
Ключевые слова: новые обучающие технологии, виртуальная доска, визуализация процесса обучения, дидактические средства.
В
ладение современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) является одной из важнейших компетенций современного
специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому формирование этой компетенции является задачей современной высшей школы. Более двадцати лет назад во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» (Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры") было совершенно справедливо подчеркнуто:
«Прежние подходы к образованию, основанные на простой передаче знаний, не работают в нашем быстро изменяющемся мире. Только возрастное, непрерывное образование, проходящее через все его ступени, совмещающее знания и умения, поощряющее междисциплинарность, воспитывающее социальную толерантность, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства, способно адаптировать человека к современному миру» [1].
Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно добывать знания, анализировать, сопоставлять, корректировать, применять и обновлять на
протяжении всего своего профессионального пути. Именно поэтому на первый план выходит проблема разработки новых образовательных технологий, позволяющих добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившихся социокультурных условиях [2]. Современные информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую роль в данном контексте.
Современная система образования, имеющая в основе классическую модель, является новой системой с новыми принципами и новым содержанием. Современная образовательная среда формируется на основе виртуальной культуры, дистанционной коммуникации и новых требований, предъявляемых родителями и учениками к образовательным услугам [3, с. 4–6]. Известно, что виртуальный мир и современного школьника, и студента намного шире и разнообразнее, чем он был раньше. Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося [4]. В данной статье будет рассмотрена технология, которая предполагает активное включение в том числе смартфона – «врага» многих педагогов как средней, так и высшей школы, в образовательный процесс.
В рамках статьи рассмотрим дидактические возможности виртуальной доски Padlet в образова- тельном процессе вуза. Padlet представляет собой веб-сайт, позволяющий общаться с другими пользо- вателями с помощью текстовых сообщений, фото- графий, ссылок и другого контента. Так как эта вир- туальная доска представляет собой веб-интерфейс, то пользователю не нужно ничего скачивать и устанав- ливать на своё устройство. Таким образом не занима- ется память компьютера. Для работы необходим до- ступ в интернет и браузер. Отдельное виртуальное пространство для общения называется “стена”. Вир- туальная доска Padlet также может быть использована в качестве частной доски объявлений. Коммерческие организации и образовательные учреждения исполь- зуют Padlet для поддержки идеи творческого обще- ния.
Несложно представить себе пробковую или магнитную доску, к которой могут быть прикреплены записки, картинки и фотографии. Padlet представляет собой аналог подобной доски, только существующей онлайн. На ней могут размещаться заметки, тексты, всевозможные изображения, фотографии,
видеофайлы (в том числе с веб-камеры любого мобильного устройства) и ссылки на внешние ресурсы. Возможно перемещение элементов, увеличение или уменьшение их, внесение записей на доску, настройка фонового изображения и организация совместной деятельности с другими пользователями.
По мере готовности доски, ею можно поделиться ей в социальных сетях, встроить ее в сайт, экспортировать в различных форматах, распечатать, и даже создать QR-код. Процесс использования виртуальной доской очень прост при наличии большого количества возможностей ее применения в учебном процессе. Доски открыты для сообщения всем, имеющим ссылку на них. При этом пользователь может добавлять / изменять / удалять только свои собственные сообщения. Создатель доски имеет возможность быть ее модератором, он может управлять всеми сообщениями. В данном случае речь идет о стандартных настройках веб-доски. На рис. 1 представлен начальный этап создания виртуальной доски.
Рис. 1. Создание новой стены Padlet
Рассмотрим возможности использования виртуальной доски Padlet в учебном процессе вуза. Итак, виртуальная доска может быть использована:
-
с целью актуализации изученного ранее материала. Преподаватель может поместить на доску все необходимые материалы, попросить студентов просмотреть их и задать уточняющие вопросы при необходимости. -
При решении кейса (метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа), такой техники обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций, преподаватель может попросить студентов поместить свои идеи на доску. Затем можно обсудить имеющиеся варианты решения конкретной ситуации. -
При проведении мозгового штурма. Классический вариант предполагает две фазы: генерацию идей и их последующую оценку. Проблема записывается на доске и собираются идеи для ее решения. По сравнению с обычной доской использование Padlet удобно тем, что идеи записывают сами участники, модератор не отвлекается на запись, не тратит на это время и может полноценно участвовать в дискуссии. -
Для совместного сбора аргументов: на одной доске – аргументы «за», на другой доске – аргументы
«против».
-
Для составления совместного конспекта. Преподаватель читает лекцию или один из студентов делает доклад, а другие студенты совместно добавляют на доску основополагающие идеи, озвученные проблемы, свои комментарии или
возможные уточняющие вопросы, возникающие в процессе ознакомления с материалом. Также может быть организована работа в группах: одна группа конспектирует основные идеи лекции (доклада) в виде тезисов, другая группа формулирует уточняющие вопросы по поводу услышанного, а третья критически анализирует материал и сопоставляет его с ранее изученным. Преподаватель может дать задание составить совместный конспект по проблемной статье, посвященной изучаемой теме. Текст статьи (или ссылка на нее) может быть размещена на виртуальной доске и далее задача студентов составить совместный конспект (краткий или развернутый). Студенту для того, чтобы поучаствовать в этом виде учебной деятельности, нужно не просто ознакомиться с текстом статьи, но и прочитать уже имеющиеся записи других студентов.
-
Для проведения консультаций со студентами. Можно попросить их добавлять на доску их идеи, комментарии, возможные вопросы, которые можно обсудить. -
Для планирования внеаудиторных мероприятий. Например, при планировании новогодней викторины можно разместить на доску всю необходимую информацию: место, время, примерную программу, распределение ролей, сценарий, попросить студентов поучаствовать в работе над программой и т.д. -
Для проведения контроля знаний студентов по результатам освоения определенной темы. Здесь можно выделить несколько блоков: 1) «что нового вы узнали?», 2) «осталось ли что-то неясным?», 3)
«хотели бы вы задать мне какой-то вопрос по теме?». Преподаватель увидит результаты этой работы, сможет прокомментировать их, дать дополнительный материал в виде ссылки, текста или мультимедийного файла. Кроме этого можно попросить студентов попытаться ответить самостоятельно на представленные вопросы второй группы, таким образом инициировав интерактивную учебную деятельность. Эта доска в дальнейшем может быть эффективно использована с целью повторения материала.
-
Для проведения консультаций. Преподаватель высылает студентам ссылку на новую доску с темой «Консультация», где студенты записывают свои вопросы. Положительным моментом является то, что информация никуда не исчезает, как, например, в случае с аудиторной консультацией или вебинаром. Вопросы и ответы остаются на доске, к ним можно вернуться тем, кто что-либо забыл или не мог присутствовать на аудиторной консультации. -
Создания галереи QR-кодов (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code). Студенты получают задание создать доску с материалами (текст, фото, видео, аудио) на определенную тему, а затем сгенерировать для
нее QR-код. Далее имеющиеся коды могут быть размещены в учебной аудитории. Это увлекательное задание, позволяющее не только изучить определённую тему, но и способствовать развитию технической грамотности студентов.
-
Для хранения документов. На виртуальную доску Padlet можно загрузить материалы, которые можно будет скачать при необходимости. -
Для написания отчета о проведенном мероприятии. На виртуальной доске помимо текста могут быть размещены фотографии, видеофайлы и отзывы студентов. Интересные доски можно создать по результатам выездного мероприятия, куда можно разместить фото города или страны, где побывали студенты, интересную страноведческую информацию, любопытные факты и т.д. -
Для создания доски Padlet в качестве самостоятельного задания. Преподаватель даёт заклание студентам: подготовка доклада, презентации, интерактивного плаката, карты памяти или доски Padlet. -
Для совместного сбора материалов по определенной теме. Студенты могут работать при этом как всей группой, так и разделиться на подгруппы. Ресурсы собираются в одном месте и никогда не будут утеряны. -
Для размещения объявлений и важной информации доска Padlet может быть использована как доска сообщений. -
Для формирования перечня дополнительных материалов по теме. На созданной для этого доске могут быть размещены ссылки на статьи, фотографии и обучающие видеофайлы. Преподаватель может поделиться этой ссылкой. Она будет интересна и полезна студентам, желающим глубже ознакомиться с темой или тем студентам, которые пропустили занятие. -
Для того, чтобы быстро добавить подписи к изображениям. Изображение может быть загружено в качестве фона, а затем могут быть добавлены заметки к отдельным его частям. -
Для знакомства студентов первого курса в начале обучения. Куратор группы может создать доску о вузе, факультете, кафедре, и попросить студентов составить собственные доски с информацией о себе. Дополнительное задание может заключаться в том, чтобы написать, что студенты ожидают от первого года обучения. В конце первого курса можно вернуться к этим записям и проанализировать свои достижения. -
Для осуществления информационного обмена в виде обратной связи. Преподаватель может попросить студентов делиться своими впечатлениями, идеями, комментариями на виртуальной доске.