Файл: Дидактических возможностях использования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий 1 (33) 2020



УДК 371.3, ББК 74.0280.122 © О. В. Фрик DOI: 10.24411/2225-8264-2020-10003

О. В. Фрик


О ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ДОСКИ PADLET В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА



Современныевыпускникивузовдолжныбытьспособныксамостоятельномуполучениюзнаний,иханализу,сопоставлению,корректировке,применениюиобновлениюнапротяжениивсейсвоейпрофессиональнойдеятельности.Разработкановыхобразовательныхтехнологий,которыепозволилибыдобиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившейся социокультурной среде,являетсяактуальнойзадачейсовременнойсистемыобразования.Виртуальныймирстудентовстановитсявсеширеиразнообразнее.Использованиевозможностейвиртуальнойонлайн-доскиотноситсякновымобразовательнымтехнологиям,актуальностькоторыхобъясняетсяспецификойнашеговремени,когдарезультаты общественного прогресса концентрируются в основном в информационной сфере. Информациюназываютновоймировойвалютой.

Встатьеобоснованаактуальностьпримененияновойобучающейтехнологиисиспользованиемсервисов(виртуальных)интерактивныхонлайн-досок(веб-досок,onlineboard(англ.)).РассматриваютсявопросыреализациисовременныхобразовательныхтехнологийпосредствоминтерактивнойвиртуальнойдоскиPADLET,исходяиз опытаавторапоприменениюданногообразовательногосредства.Этадоскапредставляет собой веб-интерфейс, универсальный многофункциональный сервис, позволяющей решать целыйряд образовательных задач. Проводится анализ функциональных возможностей интерактивной виртуальнойдоскивпроцессеорганизацииучебногопроцессаввузе.Выделяютсячетыреосновныххарактеристикивиртуальной доски Padlet, которые делают ее популярной в системе образования. Анализируются изменения ворганизации учебного процесса в вузе с введением виртуальной доски. Рассматриваются организационныеаспекты,связанныесприменениемвиртуальныхдосок,напротяжениипоследнегодесятилетия. Констатируетсятотфакт,чтонасегодняшнийденьуженетособыхвопросовпоприменениюразнообразныхсетевыхресурсовприреализацииобразовательныхтехнологий,приразработкемультимедийныхучебныхматериалов,поддержкестудентоввходеихобразовательнойдеятельности.Однако,актуальнойостаетсяразработкакомплексногоподходакпроцессуорганизацииэффективнойучебной деятельностивусловиях информационно-образовательнойсреды.

Ключевые слова: новые обучающие технологии, виртуальная доска, визуализация процесса обучения, дидактические средства.




В
ладение современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) является одной из важнейших компетенций современного

специалиста, востребованного на рынке труда. Поэтому формирование этой компетенции является задачей современной высшей школы. Более двадцати лет назад во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» (Принята в г. Париже 05.10.1998 - 09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры") было совершенно справедливо подчеркнуто:

«Прежние подходы к образованию, основанные на простой передаче знаний, не работают в нашем быстро изменяющемся мире. Только возрастное, непрерывное образование, проходящее через все его ступени, совмещающее знания и умения, поощряющее междисциплинарность, воспитывающее социальную толерантность, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства, способно адаптировать человека к современному миру» [1].

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных самостоятельно добывать знания, анализировать, сопоставлять, корректировать, применять и обновлять на

протяжении всего своего профессионального пути. Именно поэтому на первый план выходит проблема разработки новых образовательных технологий, позволяющих добиться нового качества обучения и новых результатов обучения в сложившихся социокультурных условиях [2]. Современные информационно-коммуникационные технологии играют важнейшую роль в данном контексте.

Современная система образования, имеющая в основе классическую модель, является новой системой с новыми принципами и новым содержанием. Современная образовательная среда формируется на основе виртуальной культуры, дистанционной коммуникации и новых требований, предъявляемых родителями и учениками к образовательным услугам [3, с. 4–6]. Известно, что виртуальный мир и современного школьника, и студента намного шире и разнообразнее, чем он был раньше. Книги, тетради, меловые доски не могут удержать внимание учащихся на уроке. Современные гаджеты и их программное обеспечение находят свое отражение и в построении информационной среды учащегося [4]. В данной статье будет рассмотрена технология, которая предполагает активное включение в том числе смартфона – «врага» многих педагогов как средней, так и высшей школы, в образовательный процесс.


В рамках статьи рассмотрим дидактические возможности виртуальной доски Padlet в образова- тельном процессе вуза. Padlet представляет собой веб-сайт, позволяющий общаться с другими пользо- вателями с помощью текстовых сообщений, фото- графий, ссылок и другого контента. Так как эта вир- туальная доска представляет собой веб-интерфейс, то пользователю не нужно ничего скачивать и устанав- ливать на своё устройство. Таким образом не занима- ется память компьютера. Для работы необходим до- ступ в интернет и браузер. Отдельное виртуальное пространство для общения называется “стена”. Вир- туальная доска Padlet также может быть использована в качестве частной доски объявлений. Коммерческие организации и образовательные учреждения исполь- зуют Padlet для поддержки идеи творческого обще- ния.

Несложно представить себе пробковую или магнитную доску, к которой могут быть прикреплены записки, картинки и фотографии. Padlet представляет собой аналог подобной доски, только существующей онлайн. На ней могут размещаться заметки, тексты, всевозможные изображения, фотографии,

видеофайлы том числе с веб-камеры любого мобильного устройства) и ссылки на внешние ресурсы. Возможно перемещение элементов, увеличение или уменьшение их, внесение записей на доску, настройка фонового изображения и организация совместной деятельности с другими пользователями.

По мере готовности доски, ею можно поделиться ей в социальных сетях, встроить ее в сайт, экспортировать в различных форматах, распечатать, и даже создать QR-код. Процесс использования виртуальной доской очень прост при наличии большого количества возможностей ее применения в учебном процессе. Доски открыты для сообщения всем, имеющим ссылку на них. При этом пользователь может добавлять / изменять / удалять только свои собственные сообщения. Создатель доски имеет возможность быть ее модератором, он может управлять всеми сообщениями. В данном случае речь идет о стандартных настройках веб-доски. На рис. 1 представлен начальный этап создания виртуальной доски.




Рис. 1. Создание новой стены Padlet


Рассмотрим возможности использования виртуальной доски Padlet в учебном процессе вуза. Итак, виртуальная доска может быть использована:

  1. с целью актуализации изученного ранее материала. Преподаватель может поместить на доску все необходимые материалы, попросить студентов просмотреть их и задать уточняющие вопросы при необходимости.

  2. При решении кейса (метод конкретных ситуаций (англ. Case method, кейс-метод, метод кейсов, метод ситуационного анализа), такой техники обучения, которая использует описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций, преподаватель может попросить студентов поместить свои идеи на доску. Затем можно обсудить имеющиеся варианты решения конкретной ситуации.

  3. При проведении мозгового штурма. Классический вариант предполагает две фазы: генерацию идей и их последующую оценку. Проблема записывается на доске и собираются идеи для ее решения. По сравнению с обычной доской использование Padlet удобно тем, что идеи записывают сами участники, модератор не отвлекается на запись, не тратит на это время и может полноценно участвовать в дискуссии.

  4. Для совместного сбора аргументов: на одной доске аргументы «за», на другой доске аргументы

«против».

  1. Для составления совместного конспекта. Преподаватель читает лекцию или один из студентов делает доклад, а другие студенты совместно добавляют на доску основополагающие идеи, озвученные проблемы, свои комментарии или


возможные уточняющие вопросы, возникающие в процессе ознакомления с материалом. Также может быть организована работа в группах: одна группа конспектирует основные идеи лекции (доклада) в виде тезисов, другая группа формулирует уточняющие вопросы по поводу услышанного, а третья критически анализирует материал и сопоставляет его с ранее изученным. Преподаватель может дать задание составить совместный конспект по проблемной статье, посвященной изучаемой теме. Текст статьи (или ссылка на нее) может быть размещена на виртуальной доске и далее задача студентов составить совместный конспект (краткий или развернутый). Студенту для того, чтобы поучаствовать в этом виде учебной деятельности, нужно не просто ознакомиться с текстом статьи, но и прочитать уже имеющиеся записи других студентов.

  1. Для проведения консультаций со студентами. Можно попросить их добавлять на доску их идеи, комментарии, возможные вопросы, которые можно обсудить.

  2. Для планирования внеаудиторных мероприятий. Например, при планировании новогодней викторины можно разместить на доску всю необходимую информацию: место, время, примерную программу, распределение ролей, сценарий, попросить студентов поучаствовать в работе над программой и т.д.

  3. Для проведения контроля знаний студентов по результатам освоения определенной темы. Здесь можно выделить несколько блоков: 1) «что нового вы узнали?», 2) «осталось ли что-то неясным?», 3)

«хотели бы вы задать мне какой-то вопрос по теме?». Преподаватель увидит результаты этой работы, сможет прокомментировать их, дать дополнительный материал в виде ссылки, текста или мультимедийного файла. Кроме этого можно попросить студентов попытаться ответить самостоятельно на представленные вопросы второй группы, таким образом инициировав интерактивную учебную деятельность. Эта доска в дальнейшем может быть эффективно использована с целью повторения материала.

  1. Для проведения консультаций. Преподаватель высылает студентам ссылку на новую доску с темой «Консультация», где студенты записывают свои вопросы. Положительным моментом является то, что информация никуда не исчезает, как, например, в случае с аудиторной консультацией или вебинаром. Вопросы и ответы остаются на доске, к ним можно вернуться тем, кто что-либо забыл или не мог присутствовать на аудиторной консультации.

  2. Создания галереи QR-кодов (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования; сокр. QR code). Студенты получают задание создать доску с материалами (текст, фото, видео, аудио) на определенную тему, а затем сгенерировать для

нее QR-код. Далее имеющиеся коды могут быть размещены в учебной аудитории. Это увлекательное задание, позволяющее не только изучить определённую тему, но и способствовать развитию технической грамотности студентов.

  1. Для хранения документов. На виртуальную доску Padlet можно загрузить материалы, которые можно будет скачать при необходимости.

  2. Для написания отчета о проведенном мероприятии. На виртуальной доске помимо текста могут быть размещены фотографии, видеофайлы и отзывы студентов. Интересные доски можно создать по результатам выездного мероприятия, куда можно разместить фото города или страны, где побывали студенты, интересную страноведческую информацию, любопытные факты и т.д.

  3. Для создания доски Padlet в качестве самостоятельного задания. Преподаватель даёт заклание студентам: подготовка доклада, презентации, интерактивного плаката, карты памяти или доски Padlet.

  4. Для совместного сбора материалов по определенной теме. Студенты могут работать при этом как всей группой, так и разделиться на подгруппы. Ресурсы собираются в одном месте и никогда не будут утеряны.

  5. Для размещения объявлений и важной информации доска Padlet может быть использована как доска сообщений.

  6. Для формирования перечня дополнительных материалов по теме. На созданной для этого доске могут быть размещены ссылки на статьи, фотографии и обучающие видеофайлы. Преподаватель может поделиться этой ссылкой. Она будет интересна и полезна студентам, желающим глубже ознакомиться с темой или тем студентам, которые пропустили занятие.

  7. Для того, чтобы быстро добавить подписи к изображениям. Изображение может быть загружено в качестве фона, а затем могут быть добавлены заметки к отдельным его частям.

  8. Для знакомства студентов первого курса в начале обучения. Куратор группы может создать доску о вузе, факультете, кафедре, и попросить студентов составить собственные доски с информацией о себе. Дополнительное задание может заключаться в том, чтобы написать, что студенты ожидают от первого года обучения. В конце первого курса можно вернуться к этим записям и проанализировать свои достижения.

  9. Для осуществления информационного обмена в виде обратной связи. Преподаватель может попросить студентов делиться своими впечатлениями, идеями, комментариями на виртуальной доске.