Файл: СБ Предприятия (на печать).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2021

Просмотров: 827

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для объективной оценки деятельности штаба необходимо разработать соответствующие критерии и показатели его деятельности.

Критерием эффективной деятельности штабного подразделения можно признать качество его управленческого воздействия на подразделения службы безопасности в целом и его подразделений в отдельности. Показателями, раскрывающими этот критерий, являются: степень достижения цели планов; своевременное и полное обеспечение ресурсами подразделений службы безопасности по установленным нормам; оперативное и качественное выявление недостатков и положительного передового опыта, выявленного в процессе контроля и комплексного инспектирования; достаточное и своевременное предоставление сотрудникам службы безопасности установленных видов информационных документов.


Анализ практики функционирования служб безопасности позволяет утверждать, что слабая эффективность их деятельности в значительной степени является следствием сущестования различных проблем. Все эти проблемы настолько переплетены друг с другом, что разграничение их между собой на практике невозможно. Тем не менее автор посчитал необходимым сделать это, так как разграничение этих проблем позволяет в самом общем виде сформулировать способы их решения. Проблемы эти можно свести в четыре группы: правовые, организационные, кадровые и экономические. Рассмотрим эти проблемы и краткие предложения по их решению.

  1. Отсутствие типового устава службы безопасности. Разработку, утверждение и официальное опубликование типового устава службы безопасности можно поручить Министерству юстиции РФ.

  2. Неэффективное взаимодействие служб безопасности с право-охранительными и контрольно-надзирающими органами.
    Правила и процедуры такого взаимодействия для каждого органа отдельно в рамках его компетенции могут быть определены в специальном постановлении Правительства России.

  3. Запрет на ношение и применение оружия при охране жизни и здоровья физических лиц. Такой бессмысленный и необоснованный запрет легко отменить путем внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.

  4. Отсутствие закрепленного в законе перечня основных функций службы безопасности.
    Необходимо в соответствующий раздел Закона «О частной детек-тивной и охранной деятельности в Российской Федерации» внести в качестве поправки исчерпывающий перечень этих функций.

  5. Сдерживание развития службы безопасности в связи с высокими налоговыми платежами.
    В законодательном порядке установить перечень налогов, сборов и т.д. для служб безопасности и льготного режима налогообложения в начале их деятельности ( на год, три и т.д.).

  6. Отсутствие самостоятельного статуса службы безопасности.
    Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для признания службы безопасности как самостоятельной коммерческой негосударственной правоохранительной организации, т.е. юридическим лицом.

  7. Запрет об оказании службой безопасности предприятия услуг другим физическим и юридическим лицам. Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с оговоркой, что такие услуги служба безопасности может осуществлять с согласия руководства предприятия-учредителя.

  8. Отсутствие методики определения необходимого количества сотрудников службы безопасности для данного предприятия. Какая-либо общественная организация (фонд), занимающаяся проблемами безопасности в сфере предпринимательства, могла бы объявить конкурс на разработку такой методики.

  9. Совмещение функций выдачи лицензии, регистрации и контроля за деятельностью служб безопасности у одного органа. Представляется, что выдача лицензий, регистрация сотрудников и самой службы безопасности должны быть закреплены за органами Министерства юстиции, функцию же контроля оставить за органами внутренних дел.

  10. Отсутствие у руководителей служб безопасности необходимых правовых и организационно-управленческих знаний, умений и навыков. Разработка для этой категории руководителей силами преподавателей негосударственных образовательных учреждений программ спецкурсов.

  11. Запрещение выдачи лицензий гражданам, имеющим судимость за совершение только умышленного преступления. Целесообразно дополнить ст. 6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запретом на выдачу лицензий также гражданам, имеющим непогашенную судимость и совершивших неумышленные преступления.

  12. Отсутствие нормативных оснований для одностороннего рас-торжения договора с предприятием-учредителем. Необходимо в законодательном порядке зафиксировать такие основания, как противоправные действия руководства предприятия-учредителя, задержки с выдачей зарплаты, незаконные указания, так как существующий в законодательстве порядок расторжения договора не содержит ясного и исчерпывающего перечня таких оснований.

  13. Несовершенство статистического учета результатов деятельности службы безопасности. Целесообразно создание в органах Министерства юстиции единого и детального учета результатов деятельности служб безопасности по муниципальным территориальным образованиям, регионам и стране в целом.

  14. Запрет на выдачу лицензии бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год. Практика показала, что такой запрет необходимо отменить путем внесения поправок в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Привлечение этой категории законопослушных и профессионально грамотных сотрудников к работе в службах безопасности (например, в штабных подразделениях) только укрепит в них состояние законности и дисциплины.

  15. Невозможность действий сотрудников службы безопасности вне государственной территории Российской Федерации. Решение этой проблемы видится в подписании межправительственнных соглашений, регламентирующих порядок действий сотрудников службы безопасности на территории другой страны.

  16. Запрет на создание службы безопасности для группы предприятий и коммерческих организаций.
    Такой запрет нелогичен, поскольку толкает их руководителей к обеспечению собственной безопасности неправовыми средствами. Устранить этот запрет можно внесением соответствующей поправки к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

  17. Необходимость письменного согласия предпринимателя при заключении им коммерческого контракта на выяснение биографических и других характеризующих личность контрагента данных. Общеизвестно, что на практике такое согласие никогда не дается. Следует внести соответствующие коррективы в действующее законодательство, т.к. предпринимательская деятельность в условиях риска требует, среди прочего, информацию о личности делового партнера.

  18. Несоответствие между декларируемой в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» общей позицией законодателя о признании частных охранно-детективных структур коммерческими организациями и закреплением в этом же Законе статуса служб безопасности как структурных подразделений предприятия. Целесообразно внести поправку к Закону о признании службы безопасности коммерческой организацией, имеющей право заключать договора на обслуживание многих предприятий.


Совершенно очевидно, что автором перечислена только часть проблем деятельности служб безопасности предприятий. Однако сама их постановка позволяет утверждать, что рано или поздно решать их придется. Автору остается только надеяться, что свои размышления, предложения, советы и т.д., изложенные в настоящей работе, подтолкнут внимательного и пытливого читателя к формулированию других проблем деятельности служб безопасности и предложений по их решению.


101