ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 825
Скачиваний: 3
Для повышения эффективности контроля необходимо в обязательном порядке проверять фактическое устранение недостатков, выявленных в процессе первичного контроля («контроль за контролем»). Регулярные проверки осуществляются с применением досье контроля на определенный объект. Фиксируются не только недостатки, но и положительный опыт в работе.
Комплексное инспектирование подчиненных подразделений.
Отдельные контрольные проверки не позволяют оценить деятельность подчиненных подразделений в целом. Оценка возможна только по итогам комплексного инспектирования. В ходе инспектирования обследованию подлежит как деятельность всего подразделения в це-лом, так и его групп (секторов) и каждого сотрудника. Системный анализ позволяет выявлять недостатки и положительные результаты, тенденции развития, профессиональный уровень сотрудников и т.д.
Поскольку в ходе комплексного инспектирования требуется произвести глубокий и качественный анализ, то необходимо предоставить инспекторской группе значительное время, в связи с чем не рекомен-дуется проводить такое инспектирование чаще, чем один раз в год.
По итогам инспектирования составляется акт, который представляется руководителю службы безопасности (второй экземпляр вручается начальнику инспектируемого подразделения). Представляется, что этот акт, видимо, должен быть формализованным, поскольку это позволит проследить динамику изменений в инспектируемом подразде-лении за несколько лет.
Организация взаимодействия и координации между подразделениями.
Организация взаимодействия условно подразделяется на два вида. Во-первых, постоянное взаимодействие между подразделениями, которое требует организующего воздействия со стороны штаба. Например, при проведении длительных по времени и крупных по масштабу привлекаемых сил и средств комплексных операций (борьба с кражами, обеспечение порядка во время ярмарок, специализированных выставок и т.д.).
Во-вторых, временное взаимодействие для решения повседневных конкретных задач. Примером может служить контроль за несением службы охранниками на своих постах и маршрутах; своевременное введение в действие сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций (119;201) доведение до сведения сотрудников подразделений необходимой информации и т.д. При организации взаимодействия между подразделениями возникает опасность вторжения штаба в их компетенцию. Избежать этого можно путем четкого разграничения функций.
Такое взаимодействие можно квалифицировать как вертикальное (участники разных ступеней иерархии), информационное (обмен информацией), консультационное (методическое), организационное (установление регламентов, нормативов и пр.) и формальное. В отличие от организации взаимодействия, координировать может только штаб, наделенный соответствующими полномочиями по отношению к остальным подразделениям службы безопасности. Координация заключается в согласовании и упорядочении действий этих подразделений.
По своему характеру координационная деятельность штаба может быть превентивной (направленной на сохранение существующей схемы работы) и стимулирующей (направленной на улучшение деятельности системы даже при отсутствии конкретных проблем).
Обеспечение информацией сотрудников подразделений и руководителей предприятия-учредителя.
Каждое структурное подразделение службы безопасности получает от штаба информацию о состоянии, структуре и динамике правонарушений на предприятии; о правонарушителях из числа персонала; о потенциальных и реальных угрозах со стороны внешней среды; о действенности форм и методов работы службы безопасности; о новых правовых актах в сфере правопорядка и т.д.
Информация должна быть структурирована и адресована или всем сотрудникам службы безопасности или сотрудникам какого-либо его подразделения. При этом должны соблюдаться такие принципы информационной работы, как ее аналитичность, сжатость, доходчивость, своевременность и т.д. Сотрудники, занимающиеся информационной работой, оснащаются необходимыми средствами организационной и вычислительной техники.
Помимо информации, предназначенной для сотрудников подразделений, штаб готовит информационные материалы для руководства предприятия. К ним относятся ежедневные сводки о состоянии правонарушений на обслуживаемом объекте, аналитические обзоры по отдельным проблемам (согласовывается с руководителем предприятия), отчеты о работе службы безопасности (периодичность также согласовывается с руководством), докладные записки по усилению профилактики правонарушений и т.д.
Информационные материалы целесообразно представлять одновременно с проектами приказов, распоряжений, программ, направленных на устранение имеющихся недостатков. Информационные материалы, направляемые в подразделения службы безопасности, подписывает начальник штаба, руководству предприятия - начальник службы безопасности.
Организация связей с общественностью.
Реализация этой функции включает в себя:
-
регулярное информирование общественности, населения и коллектива охраняемого объекта о деятельности службы безопасности;
-
изучение мнения работников предприятия об эффективности работы сотрудников охраны и контрразведки;
-
организация для представителей средств массовой информации пресс-конференций и брифингов;
-
систематический анализ публикуемых в средствах массовой информации материалов о деятельности службы безопасности;
-
организация деловых контактов с пресс-службами правоохранительных органов и местных администраций.
Правовое обеспечение деятельности службы безопасности.
Работа штаба по организации правового обеспечения деятельности службы безопасности включает:
-
осуществление контроля за соответствием разрабатываемых службой безопасности правовых актов действующим законам и подзаконным актам;
-
защиту правовыми средствами прав и законных интересов службы безопасности;
-
систематизированный учет правовых актов и информирование сотрудников службы безопасности по правовым вопросам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей;
-
проведение занятий с сотрудниками по правовым вопросам. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность службы безопасности, проходит в несколько этапов. На первом этапе сотрудники штаба разрабатывают положения о подразделениях службы безопасности. С этой целью используется следующая форма:
Таблица 8
Распределение целей, задач и функций между подразделениями
№№ Наименование п(п подразделения |
ЦЕЛЬ |
ЗАДАЧИ |
ФУНКЦИИ |
1. Разведка |
|
|
|
2. Контрразведка |
|
|
|
3. Охрана |
|
|
|
4. Штаб |
|
|
|
После заполнения формы наступает второй этап: уточняются цели, задачи и функции всех подразделений с таким расчетом, чтобы они не пересекались друг с другом, а их реализация позволила бы службе безопасности эффективно функционировать. Далее, сотрудники штаба приступают к разработке проектов положений о подразделениях и утверждают их у начальника службы безопасности (третий этап). Разработка положений о секторах, группах подразделений и должностных инструкций входит в обязанности руководителей этих подразделений.
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта деятельности подразделений.
В содержание этой работы входит:
-
выявление, распространение и внедрение отечественного и зарубежного положительного опыта организации работы службы безопасности;
-
хранение документов по одобренному и рекомендованному положительному опыту для использования в повседневной деятельности;
-
издание и распространение среди сотрудников службы безопасности бюллютеней, листовок и другой малотиражной печатной продукции по вопросам положительного опыта их работы.
Организационно-штатное обеспечение службы безопасности.
Организационно-штатная работа включает в себя:
-
обобщение и анализ изменений в деятельности службы безопасности и подготовку предложений по приведению его организационно-штатной структуры в соответствие с объемом выполняемых задач;
-
разработку структуры и формирование штатов службы безопасности и подчиненных ему подразделений;
-
учет и анализ штатной численности службы безопасности по категориям и подразделениям;
-
выработку предложений по наиболее рациональному и эффективному использованию имеющихся сил и средств, распределению и перераспределению имеющейся и дополнительно выделенной штатной численности;
-
расчет нагрузки на сотрудников всех подразделений службы безопасности.
Организация эффективного использования связи
В целях эффективного использования системы связи штаб:
-
разрабатывает основополагающие документы (планы связи, распоряжения по связи, схемы организации радио- и проводной связи, таблицы позывных должностных лиц, наставления, инструкции и методические пособия) по вопросам организации и эксплуатации средств связи;
-
организует стационарные и передвижные узлы связи;
-
определяет лиц, имеющих в использовании средства связи, а также порядок пользования этими средствами;
-
создает резерв средств связи;
-
разрабатывает и реализует мероприятия по организации контроля за использованием средств связи. Цели, задачи, функции и другие вопросы деятельности штаба обычно отражаются в положении о штабе, примерный образец которого приведен в приложении 6. После утверждения руководством службы безопасности и предприятия целей, задач и функций штаба необходимо сформировать его структуру.
В составе штаба целесообразно создать следующие подразделения: анализа и планирования, связей с общественностью, ресурсного обеспечения, дежурной части, справочно-информационного фонда, кабинета передового опыта, организационно-инспекторского, юридической и криптофафической защиты.' Все подразделения штаба условно можно разделить на 4 группы:
-
аналитические (отделение анализа и планирования, справочно-информационный фонд, кабинет передового опыта);
-
организационно- управленческие (дежурная часть и организационно-инспекторское отделение);
-
вспомогательные (отделение по связям с общественностью и отделение по ресурсному обеспечению);
-
внешней и внутренней защиты (юридическое отделение, криптографическая группа).
Более четкое представление о разграничении структурных подразделений штаба между собой возможно на основе таких параметров, как их задачи и формы представления результатов работы (см. табл. 9).
Таблица 9
№№ Наименованиелие пп подразделения |
Задачи |
Форма представления результатов работы |
1. Отделение (сектор, группа, сотрудник) анализа и планирования.Качественное составление и своевременное представление на утверждение проектов комплексных планов; разработка аналитических материалов. |
Планы; справки о реализации планов; график реализации плановых мероприятий; аналитические обзоры. |
|
2. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по связи с общественностью. |
Формирование положительного образа сотрудника службы безопасности в глазах общественности. |
Обзоры; газетные публикации; видео материалы; брошюры и т.д. |
3. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по ресурсному обеспечению. |
Своевременное, качественное и полное обеспечение заявок подразделений службы безопасности материально-техническими, кадровыми,финансовыми и информационными ресурсами. |
Заявки; справки о выполнении заявок; графики обеспечения заявок; нормы обеспеченности и т.д. |
4. Дежурная часть. |
Оперативное управление деятельностью сотрудников подразделений, включенных в работу суточных нарядов. |
Графики; журналы; докладные записки и т.д |
5. Справочно-информационный фонд. |
Своевременное обеспечение сотрудников службы безопасности информацией общего характера (обстановка во внешней среде, правонарушительство на объекте, деятельность службы безопасности и т.д.). |
Аналитические обзоры; справочники; сборники правовых актов; научная литература; периодическая печать и т.д. |
6. Кабинет передового опыта. |
Обобщение и распространение передового положительного опыта работы отдельных сотрудников. |
Бюллетени; буклеты; альбомы; брошюры и.т.д. |
7. Организационно-инспекторское отделение (сектор, группа). |
Организация взаимодействия между подразделениями службы безопасности и контроль за их деятельностью. |
Планы; графики; справки;акты и т.д. |
8. Криптографическая группа. |
Преобразование (шифрование) информации для ее защиты от незаконных пользователей. |
Шифросистемы. |
9. Юридическое отделение (группа, сектор, юрисконсульт). |
Юридическая защита интересов службы безопасности и ее сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей |
Исковые заявления; судебные решения и.т.д. |
Силы и средства штаба и методы деятельности его сотрудников носят специфический характер. К силам относятся сотрудники, имеющие лицензию частных охранников или детективов и не имеющие ее (юристы, специалисты по шифросистемам, сотрудники подразделения по связи с общественностью и т.д.). Особые требования предъявляются к сотрудникам первой группы, которые должны иметь некоторый опыт работы в аналитических, штабных подразделениях или в дежурных частях правоохранительных органов.
В то же время каждый сотрудник штаба должен знать основы деятельности службы безопасности и ее подразделений, их .задачи и возможности; четко выполнять свои должностные обязанности; уметь анализировать, оценивать и кратко докладывать криминогенную обстановку; быстро и точно производить необходимые расчеты; качественно готовить штабные документы; знать и строго соблюдать требования по обеспечению коммерческой тайны; постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе; объективно оценивать результаты деятельности подразделений службы безопасности.
Среди средств штабной работы в первую очередь следует выделить материально-технические и информационные средства. К материально-техническим средствам относится оборудование для пультов дежурных частей, компьютерные системы, вычислительная техника и т.д. В число информационных средств входят различного рода учеты,
справочники, сборники правовых актов, печатные публикации, сводки, аналитические материалы и т.д.
Особенностью финансового обеспечения штаба является относительно высокая, по отношению к другим подразделениям, оплата труда сотрудников, что вполне объяснимо, т.к. почти все они должны быть набраны из числа высококлассных специалистов.
Сотрудники штаба с учетом специфики своей работы могут применять методы деятельности, среди которых прежде всего упомянутые в ст. 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», если они не противоречат требованиям, изложенным в этом Законе. Например, опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) производится только с целью получения сведений о работе сотрудников других подразделений службы безопасности.
Аналогичным образом применяются и другие методы (наведение справок, внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение, в т.ч. электронное). Однако основным методом следует, видимо, признать изучение документов. В то же время надо подчеркнуть, что только комплексное применение вышеупомянутых методов может дать положительные результаты. Параллельно с методами, применение которых законом разрешено, штабные работники широко используют и такие общенаучные методы, как системный подход, моделирование, эксперимент и т.д.