ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2021
Просмотров: 826
Скачиваний: 3
Информаторов контрразведывательного подразделения можно условно разделить на несколько групп:
-
Работники предприятия, осведомляющие о работе потенциальных источников утечки информации в силу своего служебного положения (например, секретари, водители персональных машин и т.д.).
-
Соседи, знакомые, друзья, любовницы и т.д., осведомляющие о готовящихся правонарушениях в отношении охраняемых сотрудников предприятия во внеслужебное время.
-
Лица, не работающие на предприятии, но имеющие близкие контакты с сотрудниками охраняемого предприятия, которые, в свою очередь, являются потенциальными объектами разработки со стороны конкурентов.
-
Сотрудники контрразведывательного подразделения службы безопасности, негласно внедрившиеся на определенное время в качестве сотрудника охраняемого предприятия.
Возможна и другая классификация методов контрразведывательной деятельности. Например, в рамках триады «человек - документ - изделие (процесс)» методы получения контрразведывательной информации подразделяются по такому основанию, как источники информации (см. табл. 5).
Таблица 5
Основные методы получения разведовательных сведений (по источникам информации)
Человек |
Документ |
Изделие (процесс) |
1. Опрос сотрудников своего предприятия. |
1. Изучение документов судебных, правоохранительных и контрольно-надзорных органов. |
1. Создание благоприятных условий для кражи негодного образца (изделия), выдаваемого за годный и документальная фиксация этого преступления. |
|
|
|
2. Запуск ложного слуха через болтливых сотрудников своего предприятия с целью дезинформации конкурентов. |
2. Анализ документации по соблюдению пропускного режима. |
|
3. Условия по небрежному хранению документов (изделий) с одновременным негласным контролем за этим с целью установления лица, заинтересованного в их приобретении. |
3. Сбор и анализ информации по отклонениям, нарушениям охранной (сторожевой) службы. |
|
4. Строго дозируемая и негласно контролируемая информация среди сотрудников предприятия с целью выявления источника утечки конфиденциальной информации. |
4. Выпуск сфаль-сифицированной проектно-сметной документации. |
|
5. Беседа с сотрудниками правоохранительных и контрольно-надзорных органов. |
|
|
Однако перечисленные методы будут эффективными только в том случае, если они взаимно дополняют друг друга.
Для объективной оценки деятельности контрразведки необходимо разработать соответствующие критерии и показатели ее деятельности. Критерии деятельности контрразведывательного подразделения: а) степень противодействия разведывательным мероприятиям деловых конкурентов и преступников, б) уровень предотвращенных и пресеченных правонарушений на охраняемом объекте. Показателями, раскрывающими вышеуказанные критерии, могут быть:
-
количество привлеченных к ответственности за разглашение коммерческой тайны предприятия;
-
количество выявленных экономических (промышленных) шпионов;
-
количество реализованных информационных материалов о причинах, порождающих и условий, способствующих совершению правонарушений;
-
количество выигранных судебных процессов по гражданским делам на основании материалов контрразведки;
-
количество выигранных судебных процессов по уголовным делам на основании материалов контрразведки;
-
количество рассмотренных материалов, подготовленных контрразведкой, по административным правонарушениям;
-
количество служебных расследований, проводимых в отношении персонала предприятия;
-
количество разысканных без вести пропавших сотрудников предприятия;
-
количество проверок сотрудников предприятия;
-
количество возвращенного предприятию утраченного его сотрудниками имущества.
ГЛАВА IX. ШТАБНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
Создание разведывательного, контрразведывательного (детективного) и охранного подразделений в службе безопасности является обязательным условием его (т.е. службы безопасности) образования. Штабное подразделение создается в случае, если вышеуказанные подразделения являются большими (по количеству их сотрудников) и сложными (по количеству их функций) оргструктурными формированиями. Наличие штабного подразделения свидетельствует о высоком уровне организационного строительства. Керженцев П.М., один из основоположников советской управленческой науки, по этому поводу еще в 1922 году заметил: «Наличие штаба в организации свидетельствует обычно о более высоком характере организационного строительства. Штаб, несомненно, имеет возможность внести в работу научную планомерность, он может отрешиться от текущей повседневности, чтобы разрабатывать вопросы общего характера, намечать новые пути для работы, учитывать необходимое изменение и вообще осмысливать и обобщать всю деятельность организации» (80, 69).
Организация работы штаба направлена на создание необходимых условий для выполнения его сотрудниками служебных задач и включает в себя:
-
распределение и закрепление в должностных инструкциях обязанностей, прав и ответственности сотрудников;
-
определение распорядка дня и режима работы сотрудников;
-
обеспечение сотрудников штаба информационно-аналитическими материалами (планами и графиками работы, отчетами, протоколами совещаний и заслушиваний, правовыми актами, материалами переписки, методическими документами, публикациями и др.);
-
планирование своей деятельности;
-
организацию исполнения решений (определение исполнителей, сроков, проведение инструктажей, совещаний и т.д.);
-
организацию контроля, учета и оценки деятельности;
-
порядок осуществления взаимодействия внутри штаба (определение форм и процедур взаимодействия, порядка обмена информацией, подведения итогов совместной работы и т.п.);
-
обеспечение материально-техническими средствами и их эксплуатацию (компьютерной и иной оргтехникой, расходными материалами, средствами связи, другим оборудованием, своевременное их обслуживание и ремонт);
-
эффективное применение материальных и моральных стимулов в отношении сотрудников штаба.
Основными принципами, которыми должна быть пронизана вся работа штаба, являются: 1) организованность - в четкой, строго упорядоченной и умело построенной работе штаба; 2) целеустремленность - в постоянной направленности штаба на решение главных задач, умелом определении и концентрации основных усилий на первоочередной проработке и осуществлении важнейших мероприятий, от которых зависит успешное выполнение поставленных перед службой безопасности целей; 3) оперативность - в способности штаба ка-чественно и в установленные (сжатые) сроки решать задачи; 4) предвидение и предусмотрительность - в заблаговременном определении штабом возможного развития криминогенной обстановки на длительный период и разработке основных предупредительных мер по ее улучшению; 5) точность и исполнительность - в выполнении штабом возложенных на него задач в полном объеме и в соответствии с решениями начальника службы безопасности, в безошибочности проводимых расчетов, разрабатываемых документов и отдаваемых распоряжений, в точности выводов и предложений по обстановке, в ответственном отношении к исполнению всех поручений и заданий; 6) инициатива и творчество - в стремлении штаба найти наиболее целесообразные и эффективные способы качественного выполнения поставленных задач, умении самостоятельно определить лучшие формы и методы работы в организации и планировании деятельности службы безопасности, внедрять все новое и передовое, обобщать и использовать положительный опыт, готовность взять на себя ответственность за самостоятельные действия.
Деятельность штабного подразделения включает следующие элементы:
-
выполнение руководителем тех функций, которые посчитает необходимым начальник службы безопасности;
-
реализация функций, обеспечивающих управление;
-
оказание начальнику службы безопасности технической помощи при подготовке и реализации управленческих решений;
-
разработка стратегии системы управления, поиск путей совершенствования системы и процесса управления;
-
оперативное управление подразделениями службы безопасности.
Основная цель деятельности штабного подразделения состоит в обеспечении наиболее эффективного функционирования основных подразделений (разведки, контрразведки и охраны) и всей системы службы безопасности в целом. Достижение этой цели возможно на основе реализации следующих задач: комплексный анализ в сфере правопорядка; интеграция деятельности подразделений по достижению общих задач, поставленных перед службой безопасности; оказание эффективной помощи подчиненным подразделениям; своевременное представление на утверждение начальника службы безопасности проектов управленческих решений.
Достижение вышеуказанных целей и задач возможно при условии реализации следующих функций:
-
принятие и реализация наиболее квалифицированных решений в критических ситуациях;
-
ресурсное обеспечение деятельности службы безопасности;
-
планирование деятельности службы безопасности;
-
организация контроля исполнения мероприятий;
-
комплексное инспектирование подчиненных подразделений;
-
организация взаимодействия и координации между подразделениями;
-
обеспечение информацией сотрудников подразделений и руководителей предприятия;
-
организация связи с общественностью;
-
правовое обеспечение деятельности службы безопасности;
-
изучение, обобщение и распространение положительного опыта деятельности подразделений;
-
организационно-штатное обеспечение службы безопасности;
-
организация эффективного использования связи.
Рассмотрим эти функции более подробно.
Принятие и реализация наиболее квалифицированных решений в критических ситуациях.
Известно, что начальник службы безопасности выполняет функцию принятия общих решений, которой никто, кроме него, не наделен, и функцию распорядительства в отношении всех подчиненных ему подразделений и сотрудников. Однако это не исключает возмож-ности передачи им своих специфических функций штабу при исключительных условиях на время и с оговоренными ограничениями. В частности, штаб должен заблаговременно подготовить планы реагиро-вания на такие критические ситуации, как нападение на охраняемый объект, захват заложников, установление взрывных устройств и т.д.
Совершенно очевидно, что в случае возникновения таких ситуа-ций организация действий персонала предприятия и сотрудников службы безопасности возложена на штаб. Разумеется, начальник службы безопасности может вмешаться и повлиять на ход реализации этой Функции, однако следует делать это только тогда, когда сотрудники штаба явно не справляются со своими обязанностями.
Ресурсное обеспечение деятельности службы безопасности.
Реализация этой функции возможна лишь на основе наличия материально-технических, финансовых, кадровых и информацион-ных средств. Определение перечня этих средств, порядок их приобретения и распределения является обязанностью сотрудников штаба, невыполнение (или некачественное выполнение) которых приведет к парализации деятельности службы безопасности. Следует особо отметить, что штаб только поставляет вышеуказанные средства, в то время как их эксплуатация (применение, использование) входит в компетенцию руководителей соответствующих подразделений. В обязанность некоторых сотрудников штаба может быть вменен контроль за исполь-зованием таких технических средств, которые могут быть применены с нарушением законных прав граждан.
Планирование деятельности службы безопасности.
Специфика планов штаба службы безопасности состоит в том, что все они носят комплексный характер и касаются деятельности службы в целом. Целесообразность в планировании возникает там, где есть необходимость координировать деятельность, по крайней мере, двух подразделений. Например, подготовка и проведение переговоров с деловым партнером на основе штабного плана осуществляются следующим образом: разведка подготавливает все информационные материалы о партнере, контрразведке поручается проведение мероприятий по пресечению подслушивания в помещении, где будут проходить переговоры, а охрана пресекает все попытки посторонних проникнуть в это помещение.
Такие мероприятия носят название комплексных операций. Помимо комплексных операций, которые планируются только в случае необходимости, штаб разрабатывает текущие планы работы на месяц, квартал, полугодие и год. Структура такого плана содержит следующие разделы: организационные мероприятия; обеспечение экономической безопасности; обеспечение информационной безо-пасности; обеспечение физической безопасности; работа с кадрами; ресурсное обеспечение; связь с общественностью; контроль и т.д. Особенностью таких планов является четкая направленность на обеспечение функционирования и развития службы безопасности в целом.
Организация контроля за исполнением мероприятий.
В процессе работы службы безопасности регулярно возникает необходимость контроля за выполнением как плановых мероприятий, так и эффективностью деятельности подразделений. Эту работу организует начальник штаба в рамках своей компетенции или по указанию своего непосредственного начальника. Надо сказать, что контроль этот не является всеобъемлющим (в силу малочисленности со-трудников штаба), а выборочным. Объектами контроля становятся те «болевые точки», изучение которых позволит сделать вывод об эффективности деятельности либо подразделения, либо службы безопасности в целом. Например, контроль за обеспечением пропускного режи-ма необходим для объективной оценки степени защищенности всего охраняемого объекта.