Файл: Методы получения первичной информации по учебной дисциплине Государственное и муниципальное прогнозирование и планирование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Методы получения первичной информации
по учебной дисциплине: Государственное и муниципальное прогнозирование и планирование
Выполнил(а): Федорова О.Е.
Фамилия И.О.
Направление подготовки:
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20__г.
Омск, 2023
Введение
Прогнозирование и планирование немыслимо без использования различного рода информации, будь то данные, полученные в ходе исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы, либо же данных, собранных ранее из внутренних и внешних источников.
По способу получения информацию принято разделять на первичную и вторичную, которые являются наиболее часто используемыми типами информации.
На сегодняшний день с быстрыми темпами развития информационных технологий, а именно с развитием компьютерной техники, систем связи и телекоммуникаций, сетевых технологий и развитием глобальной сети Интернет, появилась возможность массового доступа к информации, а также ее упорядочивание, анализ и обработка с помощью компьютеров. Все сказанное выше подтверждает актуальность выбранной темы.
Целью контрольной работы является изучение методов получения первичной информации.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
-
Изучить понятие первичной информации -
Изучить все методы сбора первичной информации
-
Понятие первичной информации и методы её получения
Первичная информация – это первоначальные данные, получаемые при проведении исследования, изучении предмета или объекта. Эта информация является основой для дальнейшего развития и углубления знаний. Ее сбор и анализ являются важной частью многих научных и практических работ в различных областях.
Существует 4 метода получения первичной информации:
1) Наблюдение – один из наиболее простых и дешевых способов изучения окружающей обстановки, оно заключается в проведении непосредственного анализа поведения людей и протекающих процессов.
2) Эксперимент – метод получения информации на основе зависимости одних факторов от других, т.е. эксперимент позволяет выявить реакцию потребителей на определенные изменения (факторы). Например, исследование возможности увеличения объема продаж при изменении розничной цены.
3) Имитация (фокусирование) – заключается в разработке и анализе модели, описывающей определенную ситуацию.
4) Опрос – наиболее универсальный метод проведения исследований, который позволяет выявить субъективное мнение людей в отношение какого-либо объекта.
-
Наблюдение
Наблюдение – общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях, изучающий поведение объекта исследования в реальной обстановке, фиксирующий результат прошлого поведения. Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
Наблюдение рассматривается как процесс, который служит определенной исследовательской цели, проходит планомерно и систематически, представляет собой не только сбор интересных фактов, но и служит для выработки обобщающих суждений, подвержен постоянному контролю с точки зрения надежности и точности. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.
Преимущества наблюдения:
1) простота и низкие затраты на реализацию;
2) независимость от желания объекта к сотрудничеству и его способности к словесному выражению сути дела;
3) возможность обеспечить более высокую объективность;
4) возможность восприятия неосознанного поведения (например, выбор товара на полках магазина);
5) естественность обстановки исследования.
Недостатки наблюдения:
1) трудность обеспечения репрезентативности;
2) субъективность восприятия, наблюдающего;
3) непринятие во внимание мотивов поведения потребителей, их интересов и факторов, определяющих поведение;
4) невозможность однозначного объяснения поведения объекта наблюдения;
5) при открытом способе наблюдения возможно отличие поведения объектов от естественного (эффект наблюдения);
6) однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
Категории социологического наблюдения – конкретные признаки из числа признаков
, зафиксированных в качестве предмета наблюдения; и одновременно удовлетворяющих следующим требованиям.
Категории социологического наблюдения:
1) должны быть значимы для решения определенных в общей программе исследования задач;
2) должны выражать те операционные понятия, которые определены в программе исследования;
3) должны иметь количественный характер.
Дневник наблюдения – документ, в котором фиксируются результаты наблюдения в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых.
Единица наблюдения – отдельный акт поведения наблюдаемых, в котором проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях и при определенных условиях.
Карточка регистрации единицы наблюдения – документ, в котором фиксируются в строго формализованном и закодированном виде все действия отдельной единицы наблюдения. Количество карточек наблюдения должно соответствовать количеству единиц наблюдения.
Протокол наблюдения – методический документ, обобщающий данные всех карточек регистрации единиц наблюдения и содержащий основные оценочные показатели: коэффициент устойчивости наблюдения; коэффициент согласия наблюдателей; коэффициент надежности наблюдения.
Коэффициент согласия наблюдателей (КСН) – коэффициент, показывающий степень совпадения данных, полученных одновременно разными наблюдателями в разное время.
Коэффициент устойчивости наблюдения (КУН) – коэффициент, характеризующий совпадение результатов, полученных одним и тем же наблюдателем в различное время.
Условия наблюдения – требования к наблюдаемой ситуации, при наличии которых можно производить наблюдение.
Как правило, наблюдение проводится в соответствии с заранее разработанным планом, где указываются место и время, объект наблюдения, способы установления характеристик объекта наблюдения, способ фиксирования результатов и др.
То есть можно выделить следующие этапы исследования методом наблюдения:
1) определение предмета наблюдения, объекта, ситуации;
2) выбор способа наблюдения и регистрации данных;
3) создание плана наблюдения;
4) выбор метода обработки результатов;
) собственно наблюдение;
6) обработка и интерпретация полученной информации.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
1) пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность
;
2) непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
В исследовательской практике используются различные формы наблюдения, которые можно классифицировать по следующим признакам:
- По характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым (в естественной обстановке), лабораторным (в искусственно созданной ситуации) и лабораторно-полевые наблюдения. Преимущество первой формы заключается в естественности наблюдаемого поведения.
- Вторая форма позволяет поддерживать более стабильные условия наблюдения и использовать технические средства.
Лабораторное наблюдение – тип наблюдения, при котором сбор информации проводится в искусственно созданных для изучаемой группы условиях, контролируемых исследователем. Полевое наблюдение – тип наблюдения, осуществляемый в естественных условиях реальной жизни.
По степени стандартизации (формализованной) различают стандартизированное (формализованное) и свободное (неформализованное) наблюдение. Стандартизация (формализация) подразумевает задание определенных категорий поведения, схем поступков;
Неформализованное наблюдение – Не стандартизированное наблюдение – тип наблюдения, структурированный планом, в котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащие изучению. Обычно не стандартизированное наблюдение используется для понимания проблемной ситуации.
Стандартизированное или формализованное наблюдение – тип структурированного жесткой программой наблюдения, при котором заранее определяются процедуры исследования и элементы изучаемой ситуации, имеющие наибольшее значение для реализации цели исследования. Стандартизированные наблюдения используются:
1) для проверки гипотез;
2) для уточнения уже имеющихся данных
3) для описания предмета исследования.
По систематичности различают систематические, эпизодические и случайные наблюдения. При несистематическом наблюдении необходимо создать обобщённую картину наблюдения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Систематическое наблюдение, проводится по определённому плану в течение определенного времени и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия среды.
Случайное наблюдение – Случайное наблюдение – тип наблюдения, характеризующийся получением неожиданной, не предусмотренной программой исследования информации.
По фиксируемым объектам выделяют сплошное и выборочное наблюдение. В случае сплошного наблюдения исследователь старается фиксировать все об изучаемом объекте, а в случае выборочного фиксируются лишь определённые параметры;
Не сплошное наблюдение – тип наблюдения, при котором обследованию подлежат не все единицы изучаемой совокупности, а только их определенная часть, достаточная для получения обобщающих статистических характеристик.
По степени участия в процессе наблюдателя различают включенные (участвующее) и не включённые (простое) наблюдения. При этом по способу осуществления наблюдение может быть скрытым (с применением специальных средств и приёмов) и открытым (с непосредственным участием наблюдающего);
Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке. Включенные наблюдения подразделяются на открытые и скрытые, когда наблюдаемые не знают о наблюдателе.
Не включённое наблюдение – при котором исследователь получает информацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясь членом этой группы.
-
Эксперимент
Эксперимент – метод сбора информации о поведении исследуемых объектов, предусматривающий установление контроля над всеми факторами, влияющими на функционирование этих объектов.
Цель эксперимента заключается в установлении причинно-следственных связей между факторами внешней среды и поведением исследуемых объектов. Для обеспечения достоверности результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными.
Отличительные черты. Главная отличительная черта эксперимента как метода сбора первичной информации состоит в том, что он предполагает, что при анализе должно быть исключено влияние всех факторов кроме изучаемого. Поэтому эксперимент предполагает наличие не менее двух сопоставимых исследуемых групп, одна из которых является экспериментальной, а другая контрольной.
Лабораторные эксперименты – проходят в искусственной обстановке, позволяют контролировать посторонние факторы.
Полевые эксперименты – осуществляемые в реальных условиях, не исключают влияния посторонних факторов.
Полевое исследование хотя и является наиболее сложным и дорогим, но в то же время и самым эффективным методом изучения рынка.
Оно позволяет быстро и всесторонне ознакомиться с требованиями рынка, методами сбыта, ценами и многими другими условиями, дает возможность устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, закупать образцы товаров и получать определенные виды услуг, пользующихся наибольшим спросом на данном рынке и пр.