Файл: Методы получения первичной информации по учебной дисциплине Государственное и муниципальное прогнозирование и планирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе подготовки к проведению эксперимента, важно определить место или места его проведения, длительность, состав факторов, которые должны быть постоянными или меняться строго определенным образом на протяжении всего эксперимента.
Достоинства эксперимента:

1) объективный характер;

2) возможность установления причинно-следственных связей между факторами.
Недостатки эксперимента:

1) трудности с организацией контроля над всеми факторами в естественных условиях;

2) сложности воспроизведения нормального поведения объекта в лабораторных условиях;

3) высокие издержки.


  1. Имитация


Имитация – это основанный на использовании ЭВМ метод, который воссоздает картину влияния различных маркетинговых факторов на компьютере, а не в реальных условиях. Вначале строится модель контролируемых и неконтролируемых факторов, с которыми сталкивается на рынке фирма. Затем их различные сочетания закладывают в компьютер с тем, чтобы определить влияние на общую стратегию фирмы. Имитация не требует сотрудничества со стороны покупателей и может учитывать большое число взаимосвязанных факторов. Однако имитационные модели сложны, дороги и трудны в применении и сильно зависят от предположений исследователя, положенных в основу модели. Наиболее широко применяется моделирование, обобщающее, объясняющее и прогнозирующее поведение потребителей. Большинство известных моделей покупательского поведения построено в расчете на интересы отдельных фирм. Зависимые и независимые переменные этих моделей выражают особенности поведения покупателей в отношении конкретных товаров в рамках определенных сегментов рынка.
К наиболее известным моделям покупательского поведения относятся:
1. Стохастические (или вероятностные), которые основываются на предположении, что предыдущие, и особенно последняя, покупки определяют будущее поведение потребителя на рынке. Они используются при определении степени лояльности к маркам товаров, частоты смены привычных марок и прогнозировании спроса на новые товары.
2. Линейно-экспериментальные, применяемые обычно для моделирования потенциального спроса на конкретные товары. Они отличаются формальной математической структурой и отражают тенденции поведения потребителей относительно отдельных товаров, например, долю той или иной торговой марки в совокупном объеме покупательского спроса. Такие модели носят обычно описательный характер и представляют собой обобщение движения спроса населения на всем рынке.

3. Модели переработки информации, строящиеся на предположении о том, что покупатель постоянно получает информацию из многих источников, перерабатывает ее и принимает решение о выборе того или иного товара. Достоинством имитационного моделирования является возможность всестороннего изучения множества факторов, определяющих стратегию маркетинга. Однако получаемые результаты практически полностью зависят от исходных посылок и предположений.


  1. Опрос


Опрос — метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов.
Понятие опроса применяется в различных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой является человек. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.
Самая старая схема массовых опросов - почтовое анкетирование - метод, имеющий более чем столетнюю историю со «светлыми» и «темными» периодами. Специфика опроса заключается в следующем:
- при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий;

- опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению;

- опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом;

- опрос может быть использован при изучении самых разных сфер;

- опрос позволяет в короткие сроки опрашивать большие группы людей;

- при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

- вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Однако информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью. Необходимо постоянно учитывать возможность искажения информации, полученной методом опроса.
Основные элементы опроса:
- социолог, конструирующий инструментарий;

- анкетер или интервьюер;

- анкета или план интервью;

- ситуация опроса;

- респондент;

- социальная реальность.


Основные этапы подготовки и проведения опроса:
- Определение целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта исследования, определение исходных понятий.

- Обоснование выборки

- Обоснование опросного листа

- Стандартизация требований для интервьюеров по ведению опроса.

- Обеспечение условий для обработки результатов исследования.

- Обоснование сроков опроса.

- Тиражирование документов опроса.

- Отбор, обучение и контроль интервьюеров.

- Сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.

- Подготовка и презентация отчета.
В социологических исследованиях используются различные виды опросов.

По Формам контакта исследователя и респондента выделяют виды опроса:
а) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
б) индивидуальный или групповой;

в) свободный или формализованный, фокусированный (направленный);

г) устный или письменный;

д) сплошной или выборочный;

е) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум разновидностям:
- анкетирование — опосредованный, письменный опрос;

- интервью — непосредственный, устный опрос.

Заключение
Подводя итоги данной работы, можно сказать, что каждый из рассмотренных методов получения первичной информации имеет свои достоинства и недостатки, использование того или иного метода зависит, прежде всего, от специфических особенностей объекта исследования. Также следует отметить большую роль метода изучения документов. Она необходима на стадии подготовки к опросу (при определении основных целей и задач), и для анализа полученных данных после опроса, эксперимента или наблюдения. И не стоит забывать, что данный метод существует как самостоятельный способ получения информации. Выбор того или иного метода зависит от ряда других обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, целей и задач проводимого исследования. В большинстве исследований применяется не один, а несколько методов сбора первичной информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.


Список использованных источников

  1. Прогнозирование и планирование : учебное пособие для бакалавров / О. Г. Каратаева, М. А.Романюк, М. С. Никаноров, Т. С. Кукушкина. —Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021 — 104 c.

  2. Стегний, В. Н. Прогнозирование и планирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний, Г. А. Тимофеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 210 с.

  3. Информационный студенческий ресурс: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru