Файл: Рабочая программа по направлению формирование основ здорового образа жизни Блок Твое здоровье п г. т. Осинки Пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

государственное казенное учреждение Самарской области

«Чапаевский социально-реабилитационный центр несовершеннолетних»

Рабочая программа

по направлению формирование основ здорового образа жизни

Блок «Твое здоровье»

п.г.т. Осинки

Пояснительная записка.
  Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.  Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».

   В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов,  М. Я. Виленский,  Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

   Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

   Многие подростки употребляют алкогольные напитки. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.

Зачастую ребята попадают в СРЦН вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению
, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

   Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками  показала, что:

-курят 20%детей;

-имеют тягу к алкоголю20% детей;

-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.

   Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников . В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается  о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.

    Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, , учреждений дополнительного образования.

   Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях СРЦН. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что  не учитывает разновозрастной состав семьи воспитанников, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.

    Поэтому была разработана программа «Твое здоровье», именно для воспитанников СРЦН

  . Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

Задачи:

-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;

-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;  


-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

    Программа включает в себя четыре блока:

Первый блок: « ЗОЖ»  направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений, на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Второй блок «Питание и здоровье» направлен на формирование основ правильного и здорового питания

Третий блок: «Мое здоровье в моих руках» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

Четвертый блок «Я в школе и дома» направлен на формирование представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.

    Программа «Твое здоровье» рассчитана для детей от 7 до 14 лет , реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся 4 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 48 занятий

  Программа предусматривает следующие формы работы:

-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)


- дидактическая и  ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)

-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы: практический, наглядный, словесный.

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

-стремление заботиться о своём здоровье;

-уровень нравственной воспитанности;

-позитивное взаимодействие с окружающим миром;

-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.

Тематическое планирование.



Тема занятий

Количество часов

Сроки

Всего

Теория

Практика




Введение

1.Что такое здоровье

2.Факторы, влияющие на здоровье

2


1

0,5



0,5

Январь

1

ЗОЖ

1. Что такое ЗОЖ

2. Твой образ жизни

3 3. Вредные привычка

4. Причины формирования вредных привычек

5. Курение, компоненты табака и их влияние на организм

6. Как избавиться от курения

7. Алкоголь и его влияние на организм

8. Как сказать: Нет!

9 Здоровье и наркотики

10. Пять способов сказать: Нет!

11 Не грызи! Ногти, ручки, карандаши!

12 Что такое ВИЧ

13. Что такое СПИД

14. Как защититься и что делать если..

14


1
0,5

1
0,5

1

1

0,5

0,5
1

1

0,5



1

0,5

1


0,5

1
0,5

0,5


0,5


Январь-апрель

2

Питание и здоровье

1. Рациональное питание и его значение

2. Режим питания

3. Здоровое питание

4. Еда вредная и полезная 5.Витамины и их значение

6. Мы то, что мы едим



6


1
0,5

1


0,5
1
1

Май-июнь

3

Мое здоровье-в моих руках

1.Режим дня

2. Закаливание

3. Как уберечься от простуды

4. Физические нагрузки и гигиена

5. Личная гигиена

6. Гигиена кожи

7. Гигиена зубов и полости рта

8. Гигиена одежды и обуви

9 Гигиена зрения

10 Гигиена жилища

11. Сон. Гигиена сна.

12. Чистота –залог здоровья

12


0,5

1

1

1
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Июнь- сентябрь

4

Я в школе и дома

1. Роль физических упражнений

2. Утренняя зарядка

3. Почему мы болеем

4. Как вести себя ,если что то болит

5. Профессия –врач

6. Инфекционные заболевания

7. Прививки

8. Лекарственные препараты

9. Отравление и первая помощь

10. Мальчишки и девчонки

11. Я дома

12. Я в школе

13. Здоровье и домашнее задание

14. Кристал Здоровья

14


1

0,5

1

1
1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1



0,5

0,5

0,5
0,5

0,5

1







Содержание учебно-тематического курса

Введение

Здоровье и здоровый образ жизни.

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Раскрыть понятие “здоровье”,культура здорового образа жизни, влияние наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм.

Раздел 1 Здоровый образ жизн

Раскрыть понятие “здорового образа жизни”,его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

Раздел 2. Питание и здоровье

Правильное питание – залог здоровья.

Основы правильного питания. Определение понятий «пищевые продукты»,

«питательные вещества», функции питательных веществ. Из чего состоит наша пища.

Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Значение жидкости для организма человека. Вредные и полезные привычки в питании.

Секреты здорового питания.

Раздел 3. Мое здоровье в моих руках

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

Понятие «режим дня»,«работоспособность». Правильная организация режима дня — залог здоровья.Составление режима дня школьника. Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия “экология жилища”.
Раздел 4. Я в школе и дома

Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста.

Домашняя аптечка. Понятие «аптечка». Лекарственные и перевязочные

материалы, которыми комплектуется аптечка первой медицинской помощи. Работа с аптечкой первой медицинской помощи. Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.