ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности технологии развивающего обучения…………………...6
1.1 Понятие развивающего обучения…………………………………………....6
1.2. Взаимодействия учителя и ученика в системе развивающего обучения…8
1.3 Урок в режиме развивающего обучения…………………………………...11
Глава 2. Методика учебно-исследовательской деятельности учащихся…….18
2.1 Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях Горновской СОШ….…………………………………………………………….18
2.2 Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время…………………………………………………………………………….. 20
2.3. Результаты опыта использования учебно - исследовательской деятельности в обучении биологии ……………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
Введение
Поскольку обществу требуются молодые люди, умеющие отвечать за свою деятельность, принимать самостоятельные решения, произошло изменение социального заказа, что привело к пересмотру целей и задач обучения.
В процессе обучение возникает проблема в усвоении знаний учащимися на уроках, для того, чтобы учащиеся обладали навыками личностного общения, умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно-важных ситуациях, необходимо повысить интерес детей к самому процессу обучения.
Развить индивидуальные способности, сформировать творчески активную личность может позволить процесс обучения биологии, поскольку именно процесс обучения биологии отличается наличием разных уровней образования.
Анализ литературы по педагогике, психологии и методике преподавания биологии показывает, что одной из причин плохого усвоения учебного материала, является большой обьем информации, представленный в параграфах учебника, в результате ученик не всегда может выделить главную мысль, опорные слова для запоминания. В связи с этим, учащиеся начинают испытывать затруднения в процессе учебной деятельности, что отражается не только на успеваемости, но и в целом на отношении к учебе.
Исходя из вышеизложенного, поиск решений данных проблем заставляет пересмотреть методические аспекты преподавания наук естественного цикла и место ученика в процессе учебной деятельности как субъекта обучения.
Известно, что самостоятельная творческая работа учащихся на уроке способствует увеличению его ресурсов, таким образом формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности способствует активное обучение.
Система развивающего обучения, целью которой является развитие способностей умственной деятельности учащихся, является наиболее актуальной в сфере современного образования
Развивающее обучение включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач, что побуждает учащихся к формированию межличностных отношений в учебной деятельности, коллективной мыслительной деятельности.
В связи с тем, что система методических средств и приемов активизации познавательной учебной деятельности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков, выбранная тема является актуальной.
Цель курсовой работы изучить методы обучения биологии в режиме развивающего обучения, как средство повышения познавательной деятельности и развития творческих умений учащихся.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить общее понятие развивающего обучения и его методы.
2. изучить особенности взаимодействия учителя и ученика в системе развивающего обучения.
3. проанализировать результаты использования методов развивающего обучения в обучении биологии.
Объектом курсовой работы выступает учебная деятельность учащихся основной школы.
Предмет исследования - формы и методы развивающего обучения на уроках биологии.
Исходя из объекта, предмета и цели курсовой работы сформулирована гипотеза: если изменить традиционную систему методов обучения на уроке биологии на развивающие методы обучения, то у учащихся сформируется как дополнительный ресурс самостоятельной познавательной деятельности - опыт творческой деятельности.
Данное исследование основано на совокупности методов научного познания: диалектическом, комплексном, историко-сравнительном, системного анализа, формально-логическом, социологическом и др.
Теоретической базой исследования являются научные труды известных российских ученых в области педагогики. Проблема развивающего обучения широко рассматривалась психологами и дидактами Выгодским Л.С., Давыдовым В.В., Якиманской И.С., Занковым Л.В., Калмыковой З.И., Талызиной Н.Ф., Кабановой-Меллер Е.Н., Лернером И.Я., Дайри Н., Кирилловой Г.Д., Махмутовым М.И. и другими. В методике обучения биологии исследовались различные аспекты развивающего обучения: активизация познавательной деятельности (Нога Г.С., Танькова Б.А), проблемность обучения (Реброва Л.В., Коноваленко И.Г.), формирование на уроках приёмов учебной деятельности (Бровкина Е.Т., Бруновт Е.П., Сухорукова Л.Н.), развитие биологических понятий (Верзилин Н.М., Пономарёва Л.И.).
Однако, проблема методики развивающего обучения биологии не решена: до сих пор не сформулированы задачи и принципы развивающего обучения биологии, не определены способы осуществления такого обучения, не выявлена их взаимосвязь. Особенно остро стоит проблема развивающего обучения в курсе общей биологии. Причина этого заключается в том, что содержание и структура курса очень вариативны, и те немногие методики умственного развития учащихся, созданные в 70-80-х годах, не отвечают требованиям настоящего времени.
Структура работы обусловлена целью исследования и вытекающими из неё задачами, а также необходимостью последовательного изложения материала. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Особенности технологии развивающего обучения
-
Понятие развивающего обучения
Развивающее обучение – это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей1.
Цель развивающего обучения, состоящая в развитии ученика как субъекта учения, отвечает общей закономерности развития.
Все основные характеристики развивающего обучения – его содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса – взаимосвязаны и в конечном счете обусловлены целями развивающего обучения.
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция. Обращались к идее развивающего обучения также Сократ, Квинтиллиан.
В ХVI–ХVIII веках идею развивающего обучения разрабатывали М.Монтень, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег. Среди русских педагогов, занимавшихся этой проблемой, следует отметить Н.И. Новикова, В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого. Общее представление о развивающем обучении было определено П.Ф. Каптеревым2.
Развивающее значение согласно Л.В. Занкову, имеет само обучение, процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника – как следствие, кроме того внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность.
Д.Б. Эльконина была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития.
В.В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. На основе этих концепций в современной школе существуют две технологии развивающего обучения: одна Л.В. Занкова, другая Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
Существуют также другие концепции развивающего обучения: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обучения Т.В. Кудрявцева и М.И. Махмутова, концепция развивающего продуктивного и творческого мышления З.И. Калмыковой, концепция формирования мыслительных операций Н.Н. Поспелова и др3.
Современное представление о развивающем обучении включает в себя следующие характеристики: развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка и под ним понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу.
- ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности, за ним закрепляется роль познающего и творящего деятеля, который самостоятельно осуществляет все этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели, анализ результата, оценивание.
- развивающее обучение осуществляется путем решения последовательно сменяющих друг друга учебных задач (учебная задача в развивающем обучении сходна с проблемной ситуацией).
- содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума, а также направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
- педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности4.
-
Взаимодействия учителя и ученика в системе развивающего обучения
Современная эпоха научно-технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе.
Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. Учитель, работающий в этой системе, является профессионально компетентным специалистом, гуманистом, знающим и понимающим психологию ребенка.
Стиль отношений учителя и ученика может варьироваться от мягко демократического до жестко авторитарного.
Поскольку система образования в России в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.), эти идеи нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.
Существует два момента, которые в значительной степени определяют особенности работы учителя в условиях развивающего обучения. Во-первых, учитель не может организовать поисковую деятельность учащихся, задавая им готовую программу предстоящих действий. Во- вторых, учитель вынужден ориентироваться не столько на фактические результаты, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. От современности точности данного прогноза зависит эффективность усилий учителя, направленных на организацию учебной деятельности.
Таким образом, включаясь совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащихся, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Организация учебно-поисковой деятельности требует от учителя умения анализировать ее реальный ход и на этой основе строить прогноз ее дальнейшего развертывания. Учитель только создает необходимые предпосылки для учебно-поисковой деятельности, осуществить которую могут сами ученики.
В образовательном процессе учитель – равноправный с учащимися партнер, организатор учебной деятельности, участник коллективного процесса познания. Развивая партнерские отношения с детьми, педагог признает, что он не всезнайка и имеет право на сомнение и уточнение. Он воспитывает у учащихся самостоятельность, развивает критичность суждений, самоконтроль и способность к рефлексии.
Какова позиция ученика в системе развивающего обучения?
Ученик здесь: целостная личность, субъект учения, участник учебного сотрудничества, критически мыслящий человек по большому счету, не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя.
Его субъективный опыт становится отправной точкой образовательного старта. Его право на ошибку создает условия для осознанного усвоения знаний и формирования ключевых компетенций. Ученик и учитель, взаимодействуя между собой в учебном пространстве развивающей системы, строят свое взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнерства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.
Роль ученика учебно-поисковой деятельности состоит не в точном использовании рекомендаций учителя, а в возможно более полной реализации создаваемых им предпосылок для осуществления поиска.