Файл: Психологическое сопровождение профессиональной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 159.922.1+316.624
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Е.С. Черкасова
Новосибирский филиал Московской академии Следственного комитета
Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
Аннотация.
В статье рассматриваются актуальные проблемы организации психологического сопровождения сотрудников правоохранительных органов на всех этапах выполнения профессиональной деятельности. Раскрывается содержание понятия «психологическое сопровождение», приводится авторская классификация психологического сервиса в ходе реализации планомерного и постоянного участия психолога в деятельности сотрудника в зависимости от специфики и сложности реализуемых им задач. Многоаспектность психологического сопровождения необходима также с позиции психологического консультирования и помощи в выполнении профессиональной деятельности в зависимости от направления, что носит вариабельный характер.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологический сервис, психологи, специалисты помогающего профиля, профессиональное выгорание, синдром, правоохранительная деятельность.
UDC 159.922.1+316.624
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF EMPLOYEES
LAW ENFORCEMENT
E.S. Cherkasova
Novosibirsk branch of the Moscow Academy of Investigative Committee
Russian Federation (Novosibirsk, Russia)
Annotation. The article discusses the current work of the organization of psychological support for law enforcement officers at all stages of professional activities. The content of the concept of «psychological support» is revealed, the author’s classification of psychological service is given in the course of the implementation of the planned and constant participation of the psychologist in the activities of the employee, depending on the specifics and complexity of the tasks implemented by him. The multidimensionality of psychological support is also necessary from the standpoint of psychological counseling and assistance in carrying out professional activities, depending on the direction, which is variable in nature.
Keywords: psychological support, psychological service, psychologists, aids profile specialists, professional burnout, syndrome, law enforcement.
Актуальность исследования и определения концептуального подхода к профессиональному психологическому сопровождению деятельности сотрудников правоохранительных органов определена несколькими основаниями: во-первых, психологически напряженной деятельностью сотрудника правоохранительной структуры вне зависимости от специфики деятельности (феноменологически для каждой правоохранительной структуры); во- вторых, для большинства сотрудников данная профессиональная деятельность сопряжена как с опасностью для жизни, так и с трудоголической аддикцией; в-третьих, сама профессиональная деятельность, специфичная в своем многообразии, требует знания психологических особенностей объектов правоохранительной деятельности; в-четвертых, большинство сотрудников правоохранительных органов сталкиваются с семейными проблемами, конфликтами

и кризисами, имеющими в базисе именно профессиональные и временные особенности выполняемой деятельности; в-пятых, физиологические, психологические, эмоциональные, гормональные и иные перегрузки однозначно отрицательно сказываются на соматическом, клиническом, психологическом самочувствии, требуя грамотного подхода к нивелированию отрицательного влияния вышеперечисленных перегрузок.
Содержание понятия «психологическое сопровождение» складывается из ряда факторов, но прежде всего необходимо понимание того, что это – определенная идеология психологической работы, психологической помощи и психологического сервиса. Именно такой подход должен быть внедрен на уровне профессионально-развитой компетенции у выпускника психологического факультета, мечтающего и планирующего заниматься психологической деятельностью в кадровом составе правоохранительный структуры любого ведомства при условии понимания специфических особенностей каждого. Данный постулат должен находиться в базисе понятийного аппарата каждого руководителя, отвечая на часто звучащий вопрос: «зачем нужен психолог?» К сожалению, ситуация в отечественной психологической практике деятельности правоохранительных органов, далека от идеальной. В настоящее время обозначенная позиция продуктивно не реализуется несмотря на то, что понятия
«психологический отбор кадров», «психодиагностика» и «психопрофилактика» в ряде правоохранительных органов существуют уже более пятнадцати лет.
Авторская модель классификации сопровождения в зависимости от моделей психологической деятельности включает ряд направлений:
1. Профессиональный психологический отбор кадров.
2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: оперативной, оперативно-боевой, следственной, агентурной, кадровой и т.д.
3. Психологическая помощь сотрудникам и членам их семей: консультативная, индивидуальная, групповая, тренинговая.
4. Профилактика негативного влияния профессиональной деятельности в диапазоне от профилактики выгорания на службе до превентивных мер развития клинического спектра.
5. Сохранение и мониторинг психологического климата в коллективах и подразделениях.
6. Научные психологические исследования, научно-исследовательские проекты.
Первое направление положительно зарекомендовало себя на протяжении многих лет и является наиболее понятным как руководителям правоохранительных органов, так и самим сотрудникам. Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов специфична по характеру выполняемой деятельности, именно это отличает её от всех остальных профессиональных направленностей. Она предполагает повышенные требования к психике сотрудника (кандидата на службу), характерологическим, интеллектуальным, нравственным качествам. Особое внимание при проведении комплекса мероприятий «психологического отбора уделяется выявлению прогностически-неблагоприятных психологических факторов, снижающих адаптивные возможности сотрудника к профессиональному направлению и его факторам риска, недопустимым при поступлении на службу» [3, с. 159]. Статистические материалы по результатам выявленных неблагоприятных факторов риска, собранные на основании запросов в отделы и подразделения кадров управлений Следственного комитета Российской Федерации
(далее – СК РФ) по Сибирскому Федеральному округу, дают возможность утверждать, что свыше
43% не рекомендательных заключений на основании выборки из 765 заключений, имеет такой фактор риска, как употребление наркотических веществ (свыше одного раза), 11% – противоправные (уголовно-наказуемые) деяния, оставшиеся никому не известными или не раскрытыми, 7% – злоупотребление спиртными напитками и сокрытие информации при заполнении документов. Особенности объективизации факторов риска в совокупности с возможностями установления иных противоправных деяний неоднократно становились предметом исследования авторов. Так, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Алехин в

научных публикациях неоднократно ссылался на «необходимость расширения прикладного аспекта реализации опросов с использованием полиграфа как крайне действенного прикладного инструмента» [1, с. 138-139].
Основными методами профессионального психологического отбора являются: наблюдение (пассивное, активное, включенное); анализ (контент-анализ документов, данных диагностики, поведенческих проявлений и др.); интервью, собеседование, анализ вербальной речи; моделируемый констатирующий эксперимент
(диагностика, проведение психофизиологического исследования с применением полиграфа, мероприятия по верификации
(выявлению) наличия скрываемой информации); прогнозирование (поведенческих проявлений, профессионального роста).
К специфичным характеристикам профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов относят правовую регламентацию профессионального поведения, обязательный и властный характер профессиональных полномочий, экстремальный характер профессиональной деятельности на фоне высоких психоэмоциональных нагрузок и дестабилизирующих факторов, нестандартный, творческий характер профессиональной деятельности в совокупности с процессуальной самостоятельностью и персональной ответственностью [3, с. 159]. К сожалению, большинство мер, предпринимаемых в этом направлении, не имеют своего логического продолжения при выполнении сотрудниками функций правоохранительной деятельности в случае положительного (рекомендательного) заключения о соответствии их психологических и личностных характеристик той деятельности, которую они планируют выполнять в конкретном подразделении. В частности, мониторинг адаптационного процесса освоения и реализации служебных обязанностей, исследование успешности/не успешности в решении поставленных профессиональных задач, включенное наблюдение за психологическим компонентом выполняемой деятельности и многое другое, практически не представлено в системе актуального психологического сервиса. По результатам завершенного в 2016 году трехлетнего исследования сотрудников СК РФ, проходящих повышение квалификации на базе третьего факультета Института повышения квалификации
ФГКОУ ВО «Московская академия СК РФ» (с дислокацией в г. Новосибирск), со сроком службы от шести месяцев до 1 года, более 26% из 235 сотрудников, участвующих в исследовании, имеют не завершенный процесс адаптации к новому виду деятельности, что в значительной мере способно негативно отразиться на качестве выполнения ими профессиональной деятельности.
Возможности психологического обеспечения непосредственной профессиональной правоохранительной деятельности, такой как оперативная, оперативно-боевая, следственная, агентурная, кадровая и других, в настоящее время отсутствует. Крайне редко в отдельных подразделениях правоохранительных органов можно встретить энтузиастов-психологов, которые помимо кадровых вопросов работы с кандидатами на службу, занимаются осуществлением данного направления. Большинство педагогических вузов не ведут целенаправленной подготовки специалистов-психологов для работы по психологическому обеспечению правоохранительной деятельности, а знания и навыки в области криминальной психологии, виктимологии, мотивации агентурной деятельности и многих других направлениях, либо крайне разрозненны, либо сужены до рамок ограниченного пользования. Так, в частности, по данным нашего исследования мотивационной готовности к прохождению дальнейшей профессионализации в подразделениях
МВД России, СК РФ, иных правоохранительных структурах, из 54 выпускников факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета выразили такое желание только два студента.
Как это не парадоксально, сотрудникам правоохранительных структур зачастую приходится самостоятельно находить ответы на вопросы, сопряженные с психологией личности, поведенческими проявлениями, прогностическими характеристиками поведенческих паттернов

и т.п. вследствие чего становятся распространенными эффекты «пропуска цели» и «ложного обвинения».
Реализация третьего направления психологического сервиса также представлено очень ограничено. Психологическая помощь сотрудникам, в том числе консультационная и индивидуальная, оказывается эпизодически и, как правило не носит системного, пролонгированного характера. В результате опроса следователей СК РФ, проходивших повышение квалификации в Новосибирском филиале «Московской академии СК РФ» в период с января по июнь 2019 года, из 132 опрошенных не было ни одного сотрудника, который бы имел возможность пройти реабилитационные мероприятия после расследования категории тяжких и особо тяжких уголовных преступлений. До настоящего времени у сотрудников правоохранительных органов не сформирована установка на решение собственных психологических проблем при помощи профессионала-психолога. Уровень доверия к представителям помогающей профессии по-прежнему крайне низок. Причин данного явления много, но от понимания противодействующих факторов актуальность проблемы не снижается.
Сотрудники и члены их семей не только испытывают свойственные каждому человеку психологические проблемы, кризисы и сложности, но в силу специфики профессиональной деятельности таких сложностей и кризисов намного больше, чем, например, у сотрудников частно-коммерческого спектра, так называемых «белых воротничков». Члены семей сотрудников правоохранительных органов постоянно испытывают психоэмоциональные перегрузки и стрессы, связанные с ситуацией неопределенности, касающейся выполнения служебных обязанностей супругов. Самым сложным моментом является отсутствие квалифицированной психологической помощи в ситуации гибели или ранения сотрудника, когда семья, находясь в состоянии фрустрации и горя, не имеет возможности и не обладает необходимыми знаниями о способах и методах получения психотерапевтической и консультативной помощи.
В подразделениях тренинговая работа с действующим составом представлена, однако её объем и квалификация психологов настолько разнообразны, что также указывает на отсутствие продуманной и простроенной системе работы. Так, принятые на должность практического психолога выпускники психологических факультетов учреждений высшего профессионального образования города Новосибирска имеют не только различную профессиональную подготовку и направления специализации, но и разный уровень этой подготовки. Из пяти, известных автору лично практических психологов (система ФСИН РФ) из числа «вчерашних студентов», все занимаются вопросами профессионального психологического отбора, но никто из них не ведет работы в направлении психологического сопровождения. Мероприятия групповой терапии, тренингов, деловых игр зачастую являются крайне редким явлением и используются в очень ограниченном временном промежутке. Дефицитарный характер деятельности, объем стоящих перед специалистом и выполняемых им задач, недостаточность должностей психологов, несомненно, оказывают свое негативное влияние на развитие направления «психологического сопровождения». Ситуация усугубляется непониманием и скептическим отношением к данному направлению деятельности со стороны руководства, исходящего из принципа «незаменимых нет». Ограниченный взгляд на потенциал подчиненных, отсутствие стремления сохранить кадровый состав, недостаток профессиональной культуры и психологической подготовки – вот не полный перечень причин необъективно-пристрастного отношения, в котором индивидуальность каждого сотрудника, его личность, его возможности не рассматриваются с позиции феномена [5, с. 102 - 105].
Профилактика негативного влияния профессиональной деятельности в диапазоне от профилактики выгорания на службе до превентивных мер развития клинического спектра – данное направление в практике психологов правоохранительных органов представлено крайне фрагментарно. Несмотря на то, что ряд правоохранительных органов структур имеет собственные санатории, профилактории, базы отдыха и т.д., психопрофилактическое направление, по-

прежнему является «заветной мечтой» большинства сотрудников. Отдельными энтузиастами проводится реабилитационно-восстановительная работа по преодолению и недопущению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), способного стать не только причиной снижения эффективности выполнения профессиональной деятельности, но и «запустить» серьезные психосоматические проблемы [2; кошен]. Позитивно зарекомендовали себя в этом направлении системы биологической обратной связи «Бослаб» [4, с. 192-197], имеющиеся в арсенале МЧС
России и фрагментарно в ФСБ России. Обратная связь сотрудников после прохождения тренинговых занятий, психофизиологический позитивный отклик организма, возможность самостоятельно «приобретенной» способности справляться со стрессом и напряжением – это не полный перечень достоинств психофизиологической поддержки в системе психологического сопровождения [3, с. 159-162].
Мониторинг психологического климата в коллективах и подразделениях, проводящийся чаще всего в режиме анонимного заполнения опросников и анкет, зарекомендовал себя положительно. Большинство правоохранительных органов проводят данные мероприятия, оперируют статистическими отчетами о внедренных опросниках, хотя глубокой психологической проработки выявленных проблем они не преследуют. Чаще всего проведенный психологический
«срез» имеет целью определение актуального уровня морально-психологического климата, но не предусматривает динамических исследований, и тем более реализации психологической коррекции при выявлении, например, проблем психологической несовместимости, неадаптивных копинговых стратегий преодоления конфликтных ситуаций, психологического несоответствия сотрудника занимаемой должности и т.п. Причин подобного явления несколько: нехватка должностей психологов, занятость самих сотрудников, все тот же скепсис руководства и многое другое. И, как следствие, несмотря на то, что усилий, времени, трудозатрат эти исследования занимают много, их эффект оказывается крайне ограничен. Так, например, масштабное исследование, завершенное в 2018 году на базе Новосибирского филиала «Московской академии
СК РФ» совместно с научно-исследовательским институтом биофизики и молекулярной биологии, лабораторией компьютерных систем биоуправления, проводимое с 2010 года, позволяет констатировать, что 1264 респондента, принявших участие в исследовании копинг- стратегии и стратегии преодоления сложных психологических ситуаций, распределились следующим образом: 47% - используют повседневно нерациональные копинг-стратегии, 42% обследуемых испытывают психофизиологические перегрузки при выполнении деятельности, связанной с высокими психоэмоциональными нагрузками и не умеют самостоятельно справляться с напряжением.
В заключение следует отметить, что возможности мероприятий психологического сопровождения и профилактики профессионального выгорания многообразны, а представленный спектр психологического сервиса, объединенный понятием «психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительных органов», способен значительно улучшить не только психологическое самочувствие сотрудников, но и во многом облегчить их профессиональную деятельность, позитивно повлиять на физиологический и соматический уровень, стабилизировать и качественно улучшить мотивационную составляющую продолжения службы в правоохранительных системах страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Н., Черкасова Е.С., Букин А.В. Возможности психофизиологического исследования в целях объективизации аномального сексуального поведения // Вестник
Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2018. № 1. С. 138 – 142.
2.
Прикладная юридическая психология: Учеб. Пособие для вузов /Под ред.
А.М.Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 639 с.