Файл: Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лист ответа
ФИО Сопельникова Надежда Васильевна
Место работы Дубининская ООШ филиал МБОУ Родниковской СОШ
Обществознание, 10 класс
Тема урока: Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости
Задание 1.
Прочитайте текст и выполните задания.
Занятость бывает полной и неполной. Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Неполная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость служит источником безработицы. Безработица может быть добровольной и существовать при наличии свободных рабочих мест, когда работника не устраивает уровень заработной платы либо сам характер труда. Безработица может быть и вынужденной. Фрикционная безработица связана с различными перемещениями работников (переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми и т.д.). По своему содержанию фрикционная безработица может быть отнесена к добровольной. В принципе она неустранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Структурная безработица тесно связана с особенностями развития регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики или регионах может сопровождаться его нехваткой в других. Циклическая безработица определяется изменением экономической конъюнктуры. Она снижается во время циклических подъёмов и увеличивается в периоды кризисов. <…> В результате безработицы общество несёт колоссальные социальноэкономические потери. Когда люди остаются без работы, это означает, что производство сокращается по сравнению с имеющимися реальными возможностями. Вследствие этого усложняется решение проблемы повышения благосостояния населения. Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу. Социально ориентированная рыночная экономика, при которой государство активно поддерживает развитие конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наёмными работниками и работодателями, реализует обширные программы поддержки социально незащищённых слоёв населения, позволяет избежать социально-политических катаклизмов. (По Н.И. Саталкиной, Г.И. Тереховой, Ю.О. Тереховой) |
Вопросы и задания:
Задание 1.
Задание1.1. Какая характеристика полной занятости приведена в тексте? Какие конкретные жизненные обстоятельства, по мнению авторов, могут привести к фрикционной безработице? (Укажите любые три таких обстоятельства из текста.) С чем авторы связывают проявление социальных издержек безработицы?
Задание1.2. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих неполную занятость работников, вызванную разными причинами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)
Задание1.3 Одним из проявлений роли государства в социально ориентированной рыночной экономике авторы называют реализацию обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость принятия подобных мер со стороны государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
Задание 2. Заполните таблицу
-
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы, заполните вторую колонку таблицы. -
Определите государственные меры, которые смогли бы помочь в каждом конкретном случае безработицы. Используйте справочную информаию
РАБОТНИКИ | ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ |
Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу | | |
Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело | | |
Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье | | |
Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве | | |
Работник, уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей | | |
Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места | | |
Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть | | |
Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи | | |
Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей | | |
Справочная информация ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ ФРИКЦИОННАЯ Информация о наличии рабочих мест Услуги Государственной службы занятости СТРУКТУРНАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) Субсидии на получение образования Обучение и переобучение кадров Создание временных рабочих мест Закон о равных возможностях трудоустройства. Поддержка малого бизнеса (самозанятости) ЦИКЛИЧЕСКАЯ Налоговая политика Службы занятости Поддержка малого бизнеса Создание временных рабочих мест ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ БЕЗРАБОТИЦЫ: ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ |
Примерные ответы:
Задание1.1. Какая характеристика полной занятости приведена в тексте? Какие конкретные жизненные обстоятельства, по мнению авторов, могут привести к фрикционной безработице? (Укажите любые три таких обстоятельства из текста.) С чем авторы связывают проявление социальных издержек безработицы?
ОТВЕТ:
1) Полная занятость означает полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами.
2) Переезд на новое место жительства, получение новой квалификации, учёба, уход за детьми.
3) Социальные издержки безработицы связаны с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу.
Задание1.2. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих неполную занятость работников, вызванную разными причинами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Примеры не должны дублировать друг друга по содержанию.)
ОТВЕТ:
1) Желание работника (Гражданка Петрова учится очно в университете. Она устроилась официанткой в местном кафе и подрабатывает там 3 раза в неделю в вечернюю смену, чтобы подзаработать немного денег и при этом успевать посещать все учебные мероприятия)
2) Невозможность устройства на полный рабочий день (В стране К. экономический кризис и вследствие этого гражданка Петрова не смогла найти работу на полный рабочий день. Вместо этого она устроилась помощником юриста на неполный рабочий день)
3) По состоянию здоровья (Гражданин Иванов перенес сложную операцию на сердце, поэтому по рекомендациям врачей он устроился в компанию К. на неполный рабочий день)
Задание1.3. Одним из проявлений роли государства в социально ориентированной рыночной экономике авторы называют реализацию обширных программ поддержки социально незащищённых слоёв населения. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость принятия подобных мер со стороны государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)
ОТВЕТ:
1) Поддерживая социально незащищенные слои населения, государство снижает уровень преступности в стране. Так как если у людей заканчиваются средства к существованию, какая-то часть из них прибегнет к нарушению закона: грабежу, вымогательству, краже и т. д.
2) Поддерживая социально незащищенные слои населения, государство снижает уровень социального напряжения в обществе, а также способствует повышению доверия к государственными институтам со стороны населения.
3) Поддерживая социально незащищенные слои населения, государство позволяет в полной мере реализоваться детям из данных семей: у них отпадает необходимость в раннем возрасте устраиваться на работу, и поэтому они могут выучиться, получить образование и стать высококвалифицированными специалистами.
Формируемые познавательные умения при выполнении задания 1.
Метапредметные результаты (включая читательскую грамотность )
Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности) ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, соотносить социальную информацию, представленную в различных знаковых системах;
осуществлять синтез информации, полученной из разных источников
Понимать авторскую позицию;
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Задание 2. Заполните таблицу
1. Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы, заполните вторую колонку таблицы.
2. Определите государственные меры, которые смогли бы помочь в каждом конкретном случае безработицы. Используйте справочную информаию
РАБОТНИКИ | ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ |
Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу | Фрикционная | Информация о наличии рабочих мест, обращение в службу занятости. |
Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело | Структурная | Переобучение кадров, поддержка малого бизнеса, повышение мобильности раб. силы. |
Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье | Фрикционная | Информация о наличии рабочих мест. |
Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве | Циклическая | Переобучение кадров, предоставление временной работы. |
Работник, уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей | Сезонная | Предоставление временной работы, повышение мобильности раб. силы. |
Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места | Фрикционная | Информация о наличии рабочих мест, субсидии на получение образования. |
Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть | Циклическая | Само занятость, предоставление временной работы. |
Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи | Структурная | Переобучение кадров, поддержка малого бизнеса, предоставление временной работы. |
Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей | Циклическая | Само занятость, предоставление временной работы. |