Файл: 21. Политическая система и ее роль в жизни общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21. Политическая система и ее роль в жизни общества
Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших со­циальных групп.

Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равно­душие к политическим проблемам — явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.

По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более вы­соком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА

Политическая жизнь на первый взгляд кажется несконча­емой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы зна­ете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного ме­ханизма — политической системы. К ее структурным элемен­там (компонентам) относятся: 1. Организационный (государст­во, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio — связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).

В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование — это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, дого­воров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его — обеспечить стабильность и развитие об­щества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение полити­ческой системы как целостного механизма реализации полити­ческой власти и политического управления.


Каждый элемент политической системы имеет свои особен­ности и вносит определенный вклад в осуществление общей це­ли. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.

ГОСУДАРСТВО — ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с об­ществом и трактуется как государственно организованное сооб­щество — союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других скажем, политических партий рядом признаков.

Главная отличительная черта государства — суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отно­шениях с другими странами. Будучи суверенной, государствен­ная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех зако­ны и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государст­во располагает особыми органами и учреждениями, в том чис­ле принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным инсти­тутом политической системы.

Основные направления деятельности государства по руко­водству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, ка­кие общественно значимые функции были присущи государст­ву на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)

Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и ваимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю по­литику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; соци­альная функция — в предоставлении социальных гарантий мо­лодежи, престарелым, инвалидам и др.



Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательст­ве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обще­ством и находят отражение в структуре и деятельности государ­ственного аппарата.

Государственный аппарат — это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется го­сударственная власть и государственное управление.

К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наде­лен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), власт­ными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собра­ние в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Фран­ции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых ре­гулируют общественные отношения и закрепляют государствен­ную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный харак­тер. Исполнительные органы (правительства) исполняют зако­ны. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.

Подчеркнем, что повседневная практическая работа по пре­творению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию испол­нения закона они обычно сопровождают мерами распорядитель­ного характера. Например, реализуя требование Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Правительством России были установлены невыгодные для мо­нополистов налоговые ставки, введены ограничения на произ­водство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных норматив­ных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опира­ясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.


Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуще­ствляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются госу­дарственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркива­ется их административный (исполнительно-распорядительный) характер.

В настоящее время во всех индустриально развитых стра­нах мира государственно-административный аппарат представ­ляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ве­домств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существу­ющим данным, в нем занято 8% населения — государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, на­чальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.

Государственные служащие работают на постоянной и про­фессиональной основе. В отличие от должностных лиц высше­го ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют ста­бильный костяк государственного аппарата. От профессиональ­ных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, пра­вовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управ­ления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится до­вольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.

Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интере­сы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Деятельность политической системы осуществляется на ос­нове определенных норм — правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являют­ся правилами политического поведения и воздействия на обще­ство.

О моральных нормах в политике вам многое известно. (По­думайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морально­го выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)

Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента,
постановлениях правительства, рас­поряжениях, приказах министерств, ведомств и других испол­нительных органов.

Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических докумен­тах государства и партий, международных документах.

Разделение норм на правовые и политические является ус­ловным, ибо правовые документы в большей или меньшей сте­пени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публич­ным правом (конституционным, частью административного, фи­нансового, уголовного и международного) при ведущей роли кон­ституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновремен­но основополагающими базовыми ценностями страны. Напри­мер, в экономической сфере — это равноправие частной и дру­гих форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социаль­ной — социальное обеспечение; в духовной — идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, пра­ва и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политичес­кие ценности включаются в нормативный компонент политиче­ской системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.

Поскольку законодательные органы занимают особое мес­то в государственном аппарате, публичным правом устанавли­ваются определенные правила проведения избирательных кам­паний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно име­ет дело не с министрами или депутатами парламента, а с госу­дарственными служащими налоговых органов, загсов, работни­ками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.

Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.