Файл: 21. Политическая система и ее роль в жизни общества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21. Политическая система и ее роль в жизни общества
Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной власти, политическими интересами больших социальных групп.
Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень, формы политического участия. Однако полное равнодушие к политическим проблемам — явление нечастое, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба.
По мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА
Политическая жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепью хаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслить ее люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Однако только в XX в. пришло понимание политики как единого, сложно организованного механизма — политической системы. К ее структурным элементам (компонентам) относятся: 1. Организационный (государство, политические партии, общественно-политические движения). 2. Нормативный (политические, правовые, нравственные нормы и ценности, обычаи и традиции). 3. Культурный (политическая идеология, политическая культура). 4. Коммуникативный (от лат. communicatio — связь, общение) (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом).
В процессе взаимодействия всех названных структурных элементов осуществляется политическая власть. Напомним, что политическое властвование — это процесс разработки, принятия и реализации политических решений (законов, доктрин, договоров и пр.). На их основе осуществляется воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Цель его — обеспечить стабильность и развитие общества, придать совместной деятельности людей согласованный характер. Именно в этом и состоит главное назначение политической системы как целостного механизма реализации политической власти и политического управления.
Каждый элемент политической системы имеет свои особенности и вносит определенный вклад в осуществление общей цели. Рассмотрим подробнее их сущность и роли.
ГОСУДАРСТВО — ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. В первом значении государство отождествляется с обществом и трактуется как государственно организованное сообщество — союз людей, проживающих на данной территории. Во втором оно как бы отделяется от общества и рассматривается в качестве политической организации, которая отличается от других скажем, политических партий рядом признаков.
Главная отличительная черта государства — суверенность, т. е. верховная власть внутри страны и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, распространяется на все население, на все негосударственные организации. Во-вторых, она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. В-третьих, государство располагает особыми органами и учреждениями, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).
Наличие монопольных прав и мощных организационных, финансовых, военных рычагов воздействия на общество ставит государство в особое положение. Оно выступает главным институтом политической системы.
Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в его функциях. (Подумайте, какие общественно значимые функции были присущи государству на различных этапах общественного развития. Как и почему они видоизменялись?)
Сегодня к наиболее значимым функциям демократических государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия (внутренние), а также оборона страны и ваимовыгодное сотрудничество с другими странами (внешние). Функции, как известно, характеризуют внутреннюю (экономическую, социальную, правовую и пр.) и внешнюю политику государства. Так, экономическая функция выражается в регулировании экономических процессов с помощью налогов, кредитов, создания стимулов экономического роста и пр.; социальная функция — в предоставлении социальных гарантий молодежи, престарелым, инвалидам и др.
Следовательно, речь идет вовсе не о грубом вмешательстве государства в повседневную жизнь людей, не о подчинении общества государству, что нередко случалось в истории разных стран. (Приведите примеры.) Напротив, обозначенные функции являются своего рода обязательствами государства перед обществом и находят отражение в структуре и деятельности государственного аппарата.
Государственный аппарат — это комплекс государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственная власть и государственное управление.
К государственным органам относятся: законодательные (представительные), исполнительные, судебные. Каждый наделен компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), властными полномочиями (правом действовать от имени государства в пределах своих полномочий) и решает конкретные задачи. Так, законодательные органы (парламенты: Федеральное собрание в России, Конгресс в США, Национальное собрание во Франции) разрабатывают и принимают законы, нормы которых регулируют общественные отношения и закрепляют государственную политику. Например, положения Конституции РФ закрепили основы экономической политики, ориентированной на развитие рыночного хозяйства. Последующие нормативные акты придали общей политической линии конкретный характер. Исполнительные органы (правительства) исполняют законы. Судебные органы осуществляют правосудие (суд) и вместе с прокуратурой, ведущей надзор за исполнением законов, входят в состав правоохранительных органов.
Подчеркнем, что повседневная практическая работа по претворению в жизнь законодательных решений принадлежит исполнительным (управленческим) органам. Организацию исполнения закона они обычно сопровождают мерами распорядительного характера. Например, реализуя требование Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», Правительством России были установлены невыгодные для монополистов налоговые ставки, введены ограничения на производство отдельных видов продукции и пр. Свои распоряжения исполнительные органы закрепляют в подзаконных нормативных актах и контролируют их выполнение. Кроме того, опираясь на нотариат, налоговую полицию, службы госбезопасности и пр., они осуществляют ряд правоохранительных функций: обеспечение правопорядка, законности, интересов общества, прав и свобод граждан.
Исполнительная власть в рамках своих полномочий осуществляет все виды деятельности государственного аппарата: принятие решений, организацию их исполнения, контроль за выполнением. Поэтому управленческие органы именуются государственным аппаратом в узком смысле. При этом подчеркивается их административный (исполнительно-распорядительный) характер.
В настоящее время во всех индустриально развитых странах мира государственно-административный аппарат представляет собой мощную и разветвленную систему министерств, ведомств, служб управления государственными предприятиями, специализированных комитетов, комиссий и пр. По существующим данным, в нем занято 8% населения — государственных служащих. Среди них есть должностные лица (руководители, начальники), которые в силу занимаемой должности наделены большими, чем рядовые сотрудники, полномочиями.
Государственные служащие работают на постоянной и профессиональной основе. В отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров) они не зависят от выборов и правительственных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк государственного аппарата. От профессиональных качеств госслужащих, соблюдения ими дисциплины, правовых и этических норм зависит как разработка, так и реализация политических решений, эффективность государственного управления. Поэтому сегодня во многих странах мира проводится довольно жесткий конкурсный отбор людей на государственную службу.
Подчеркнем, что государство, являясь главным институтом политической системы, призвано выражать и защищать интересы не узкого круга лиц (политической элиты), а общезначимые социальные интересы и потребности граждан.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенных норм — правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Они взаимосвязаны и являются правилами политического поведения и воздействия на общество.
О моральных нормах в политике вам многое известно. (Подумайте, при решении каких общественно значимых вопросов профессиональные политики встают перед проблемой морального выбора. Как ее решение отражается на жизни общества?)
Правовые нормы закрепляются в законах и подзаконных актах: указах президента,
постановлениях правительства, распоряжениях, приказах министерств, ведомств и других исполнительных органов.
Политические нормы содержатся в Конституции, законах, регулирующих политические отношения, политических документах государства и партий, международных документах.
Разделение норм на правовые и политические является условным, ибо правовые документы в большей или меньшей степени закрепляют как политику, так и правила политической деятельности. Политико-правовые нормы представлены публичным правом (конституционным, частью административного, финансового, уголовного и международного) при ведущей роли конституции. Конституционные принципы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, являются одновременно основополагающими базовыми ценностями страны. Например, в экономической сфере — это равноправие частной и других форм собственности, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в социальной — социальное обеспечение; в духовной — идеологическое многообразие и пр. В политической сфере к базовым ценностям демократического общества относятся правовое государство, права и свободы человека, парламентаризм, многопартийность и др. Будучи закрепленными на государственном уровне, политические ценности включаются в нормативный компонент политической системы и определяют комплекс органов государственной власти, порядок их образования и полномочия.
Поскольку законодательные органы занимают особое место в государственном аппарате, публичным правом устанавливаются определенные правила проведения избирательных кампаний. Большое внимание также уделяется регулированию деятельности исполнительных органов. Гражданин обычно имеет дело не с министрами или депутатами парламента, а с государственными служащими налоговых органов, загсов, работниками отделений милиции и др. Чтобы оградить людей от возможного произвола, политическими нормами определяются границы допустимого поведения представителей власти.
Кроме того, нормами публичного права регулируются взаимоотношения внутри государственного аппарата, например между министерствами и ведомствами, должностными лицами и госслужащими.