Файл: Проблемы экономики и менеджмента 102 5 (45) 2015.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемы экономики и менеджмента
102
№ 5 (45) – 2015
УДК 65.658.5
Е.Л. Шемякин
студент,
кафедра производственного менеджмента,
ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный
университет»,
г. Хабаровск
РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности управления предприяти- ем на основе контроллинга. Раскрыта сущность контроллинга и обозначена его роль в обеспечении реле- вантной и своевременной информацией главных ее пользователей – управленческого персонала.
Ключевые слова: контроллинг, управление, управленческие решения, эффективность, инфор- мация, информационное обеспечение.
E.L. Shemyakin, Pacific National University, Khabarovsk
CONTROLLING ROLE IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISE MANAGEMENT
Abstract. The paper deals with improving the management of business on the basis of controlling. Es- sence and designated role in controlling information support of management personnel.
Keywords: controlling, management, efficiency, information, information technology.
Эффективное управление хозяйственной деятельностью является одним из глав- ных условий достижения намеченных оперативных и стратегических целей, финансо- во-экономической состоятельности, конкурентоспособности и развития предприятия.
Существующая сегодня нестабильная макроэкономическая конъюнктура, рост конку- рентного давления, усложнение организационных отношений и деловых коммуника- ций, активная экспансия отечественных предприятий на международные рынки делают процесс управления еще более сложным. Это вызывает необходимость применения прогрессивных инструментов менеджмента для обеспечения эффективности управле- ния, своевременного реагирования управленческого персонала к вызовам внешней сре- ды, поиска внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятия и его успешного функционирования в долгосрочной перспективе.
Большой интерес во многих исследованиях по повышению эффективности управления предприятием вызывает контроллинг. Однако данный термин имеет в на- учной литературе неоднозначную трактовку. Это обусловлено, прежде всего, сущест- вованием нескольких концепций контроллинга, различием его функционального назна- чения на предприятиях зарубежных стран и приверженностью некоторых авторов, уче- ных и исследователей к разным научным школам управления. Изучение опыта приме- нения контроллинга на зарубежных и отечественных предприятиях, научной литерату- ры, публикаций и концепций позволили выявить его общие черты и дать ему следую- щее определение: информационно-аналитическое и методическое обеспечение управ- ленческого персонала в процессе планирования, контроля, учета, анализа и управления,


Проблемы экономики и менеджмента
№ 5 (45) – 2015
103
контроль за осуществлением функций менеджмента с целью координации подсистем управления, консультационное сопровождение руководства в принятии управленче- ских решений, комплексная система поддержки управления предприятием [1; 2; 3; 4].
Контроль в контроллинге – это мониторинг достижения как оперативных, так и страте- гических целей предприятия, ориентация на будущую деятельность, а не на прошлые события и показатели. Особенностью контроллинга является его проактивная позиция, которая позволяет прогнозировать проблемную ситуацию на предприятии и вносить необходимые изменения. Это отличает контроллинг от контроля, аудита и учета, кото- рые ориентированы на прошлые или уже случившиеся факты в хозяйственной деятель- ности предприятия [5; 6]. Контроллинг реализует сервисную функцию, в соответствии с которой анализирует, обрабатывает данные и комментирует события, предоставляя релевантную информацию управленческому персоналу [7]. Информационное обеспе- чение контроллингом управленческого персонала сопровождается консультационной поддержкой в принятии управленческих решений (рекомендации и советы). Ценность контроллинга заключается в том, что он предоставляет альтернативные варианты ре- шений задач и проблем, что дает возможность менеджменту на сбалансированный, ос- мысленный и самостоятельный выбор с присущими ему рисками и возможными небла- гоприятными последствиями при его реализации [1]. Таким образом, контроллинг име- ет в своем арсенале большой набор инструментов, которые оказывают поддержку ру- ководству в принятии решений и управлении предприятием.
Одним из приоритетных направлений повышения эффективности управления на предприятиях является совершенствование механизма информационного обеспечения.
Любое предприятие можно представить как информационную систему, которая имеет внешние и внутренние информационные потоки. Большой объем необработанных дан- ных и циркулирующей документации, рассеянность информации по множеству источ- ников и мест хранения, раздробленность информационных систем снижает качество управления, является одной из главных проблем развития многих предприятий [8; 9].
Для принятия оптимального управленческого решения менеджеры многоуровневых предприятий нуждаются в обработанной и систематизированной информации по про- изводственным и финансово-экономическим вопросам. Контроллинг, используя ин- формационные технологии, программно-аппаратные средства и электронную обработ- ку данных, осуществляет координацию информационных потоков и эффективный об- мен информацией [10]. В этом заключается главная задача контроллинга – правильно организовать движение информационных потоков с целью их оптимизации, фильтра- ции и, посредством этого, ориентировать на получателя – управленческий персонал [6].
Качественное информационное обеспечение управленческого персонала является еще и результатом совместного взаимодействия над ней контроллера с сотрудниками пред- приятия из разных служб и подразделений. Совместная работа над информацией – это рассылка контроллером специальных бланков по подразделениям, общение по элек- тронной почте, информационные встречи и беседы с сотрудниками [11]. Анализ и об- работка контроллером информации позволяет создать на предприятии информацион-


Проблемы экономики и менеджмента
104
№ 5 (45) – 2015
ный поток, который представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организация контроллингом информационного потока
Таким образом организованный информационный поток позволяет управленче- скому персоналу получать наиболее важную информацию о деятельности предприятия и избегать непроизводительные временные затраты на ее получение.
Контроллинг обеспечивает на предприятии эффективное управление и принятие оптимальных управленческих решений посредством организации информационных по- токов, их обработки и координации. Предоставление своевременной и релевантной ин- формации контроллингом уменьшает управленческий риск, сокращает количество ошибок в управлении многочисленными операциями, повышает эффективность и обоснованность оперативных и стратегических решений.
Список литературы:
1. Балановский А.В. Развитие методического обеспечения контроллинга нефте- перерабатывающих предприятий: дис. …канд. экон. наук: 08.00.05 / Балановский Ан- тон Викторович; [Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т]. Тюмень, 2008. 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-8/147.
2. Фильченков С.В. Контроллинг как эффективный управленческий инструмент развития организации // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Серия: Экономика. Социология. Ме- неджмент. 2012. № 2. С. 138–143.
3. Пельменёва А.А. Возможности применения концепции контроллинга в неф- тяных компаниях // Альм. соврем. науки и образования. 2008. № 9. С. 171–174.
4. Павленков М. Роль контроллинга в развитии менеджмента // Управление предприятием: электронный журнал. 2012. № 5 (16).
5. Глухова Н.Н. Контроллинг: необходимость и перспектива развития // Вестн.
Саратов. гос. социал.-экон. ун-та. 2009. № 1. С. 35–38.
6. Алешина Е.И. Контроллинг в информационно-аналитическом обеспечении управления холдинговыми структурами в строительстве // Науковедение: интернет- журнал. 2012. № 3 (12). С. 104.
7. Суюнова К. Менеджмент на предприятии: новое веяние под названием «Кон- троллинг» // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и рос- сийская практика: сб. науч. ст. 4-й Междунар. науч.-практ. конф. /отв. ред. А.А. Горо- хов. 2014. С. 385–389.
8. Задорнов К.С. Информационное обеспечение контроллинга // Изв. Моск. гос. техн. ун-та МАМИ. 2014. Т. 5, № 4 (22). С. 68–72.
9. Кузьменко В.В., Трысячный В.И. Проблемы внедрения системы контроллин- га на промышленном предприятии // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № 2-3. С. 53–56.
10. Гуляева Е.Л. Развитие теории и практики контроллинга: (на примере органи- заций нефтяной отрасли): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Пермь, 2003. 236 c. РГБ ОД,
61:03-8/3805-9.
11. Бодрова Е.Е. О некоторых направлениях информационного обеспечения в рамках контроллинга // Транспортное дело России. 2009. № 12. С. 114–116.