Файл: Динамическая линейная сочимодель распределения ресурсов в маркетинговых сетях безразличный Центр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Динамическая линейная СОЧИ-модель распределения ресурсов в маркетинговых сетях: безразличный Центр
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается динамическая модель сочетания общих и частных интересов распределения ресурсов в маркетинговых сетях. В качестве общих интересов агента влияния рассматривается общее для маркетинговой сети дело – привлечение клиентов (базовых агентов), создание хорошего мнения клиентов о товаре, распространяемом в соцсети агентами влияния. В качестве функций частной деятельности брались линейные функции Доказано, что ценность базового агента для всех агентов влияния и для Центра одинакова и зависит только от его связей. Различаем Центр благожелательный и безразличный к частным интересам базового агента. В данной статье рассматривается случай безразличного Центра. Доказано, что базовый агент тратит на повышение заинтересованности агента влияния меньше средств, чем считает нужным Центр.
Ключевые слова: СОЧИ-модель, базовые агенты, агенты влияния, благожелательный Центр, безразличный Центр
Введение
Модель, рассматриваемая в статье, основана на модели обмена мнениями и динамической модели сочетания общих и частных интересов (СОЧИ-модели).
В модели сочетания общих и частных интересов [1] имеется несколько агентов. В основном, рассматриваются равноправные агенты, но в некоторых разновидностях модели агенты могут быть связаны иерархическими соотношениями. Агенты объединены одной общей целью, которая требует вложения ресурсов с их стороны. Но кроме этой общей цели каждый агент имеет свою частную цель, которая также требует вложений ресурсов со стороны агента. Перед агентом стоит задача распределить имеющиеся у него ресурсы между общими и частными интересами.
Если общие и частные цели требуют одноразового вложения средств, то рассматривается статическая СОЧИ-модель, в противном случае образуется динамическая СОЧИ-модель. На базе динамической СОЧИ-модели и неоклассической социо-эколого-экономической модели Солоу построена модель трансграничного взаимодействия регионов в составе макрорегиона [4].
В моделях обмена мнениями [2] имеются агенты влияния, которые распространяют информацию о товары между базовыми агентами целевой аудитории. Считается, что на мнение агента целевой аудитории может воздействовать не только агент влияния, но и такие же базовые агенты, к мнению которых он прислушивается. Целью агента влияния является максимально хорошее о товаре суммарное мнение всех базовых агентов.
В статье [3] рассматривается распределение ресурсов в маркетинговых сетях, основанных на динамической модели обмена мнениями. Авторы данной статьи решили пойти дальше и ввели в целевую функцию агентов влияния слагаемое, представляющее его частные интересы.
Далее, структура статьи следующая. В п.2 приводится математическая модель сочетания общих и частных интересов при распределении ресурсов в маркетинговых сетях. В п.3 уточняется специфика рассматриваемой модели и перечислены используемые для ее исследования методы. В п.4 находится равновесие по Нэшу в игре базовых агентов. В п.5 и в п.6. находятся Парето-оптимальные решения в случае безразличного и благожелательного Центров соответственно. В п.7 приводятся выводы.
Математическая модель
На основе моделей обмена мнениями и моделей сочетания общих и частных интересов построим динамическую модель сочетания общих и частных интересов (далее, СОЧИ-модель) распределения ресурсов в маркетинговых сетях:
, (1)
, , , , (2)
, (3)
, , , (4)
, , , (5)
(6)
(1)-(6) – дифференциальная иерархическая игра. Здесь n – число базовых агентов (численность целевой аудитории), m – число агентов влияния (конкурирующих субъектов маркетинга), при этом, поскольку разные фирмы по-разному решают вопрос, на каких агентов сильных подгрупп влиять, а на каких – нет, мы просто считаем, что если i-ая фирма не влияет на j-го агента, то .R – общий маркетинговый бюджет Центра, T – период рассмотрения (длина игры),
, – функционалы выигрыша Центра и агентов влияния соответственно, – маркетинговый бюджет, выделяемый Центром i-му агенту в момент t, – мнение j-го базового агента в момент t, – расходы i-го агента влияния на маркетинговое воздействие на j-го базового агента в момент t, – коэффициент влияния i-го базового агента на j-го, – коэффициент воздействия i-го агента влияния на j-го базового агента.
В качестве общих интересов в модели принимается максимизация мнения всех базовых агентов системы.
Допущения модели, цель и методы исследования
Динамическими СОЧИ-моделями распределения ресурсов в сетевом маркетинге мы стали заниматься совсем недавно. На сегодняшний момент рассмотрен самый простой случай – случай линейных функций частного дохода базовых агентов, т.е. .
Различаем Центр благожелательный и безразличный к частным интересам базового агента. В случае благожелательного Центра в его целевую функцию Ведущего включаются частные интересы агентов влияния. В этом случае функция Ведущего представляет собой функцию общественного благосостояния, в которой суммируются целевые функции всех агентов влияния, в каждой из которых сочетаются общие и частные интересы последнего за минусом затрат ресурсов на достижение своих целей.
В случае же Центра, безразличного к частным интересам агента, последние не входят в целевую функцию Центра, которая представляет собой только максимизация суммарного мнения всех базовых агентов за минусом ресурсов, выделяемых им i-й фирме на привлечение клиентов. В данной статье рассмотрен лишь безразличный Центр.
В статье найдены единственные равновесия по Нэшу и Парето-оптимальное решение, для нахождения которых применялся метод Гамильтона-Якоби-Беллмана.
Полученные результаты планируется распространить на случай степенной вогнутой функции частного дохода, а также на случай произвольной производственной функции.
Нахождение равновесия по Нэшу.
Исследуем задачу i-ой фирмы (3)-(6).
Выпишем уравнение Гамильтона-Якоби-Беллмана:
при условии .
Максимизируя по , , , получаем
. (2)
где .
Поскольку функции Беллмана в нашей ситуации мы считаем линейными,
,
можем записать уравнение (1) с учетом (2) в виде
. (3)
Приравнивая в левой и правой частях уравнения (8) коэффициенты при первых степенях x, получаем следующие дифференциальные уравнения для коэффициентов :
,, (4)
здесь .
Перепишем систему уравнений (4) в матричной форме
, (5)
где – матрица влияний, – вектор-столбец коэффициентов , , I – единичная матрица, – n-мерный столбец единиц.Мы видим, что система уравнений (5) одна и та же у всех агентов влияния, поэтому для любого базового агента , и с этого момента мы будем опускать индекс i у коэффициентов .
Решая систему дифференциальных уравнений (4), получаем:
,
.
Вектор-столбец постоянных интегрирования найдем из граничных условий:
,
поэтому
.
В частности, при имеем
. (6)
Далее, учитывая, что для любого , перепишем (3) в виде:
.Выбирая максимальное значение величины правой части выражения (1) в зависимости от суммы , имеем
,
откуда
.
Значит, величина в (12) равна
. .
Заметим, что условие означает, что ценность каждого базового агента одинакова для всех агентов влияния, и, судя по (6), зависит только от его коэффициентов , т.е. только от его связей с другими агентами, а значит и влияния на других агентов.
Приравнивая свободные члены в левой и правой частях уравнения (7), получаем дифференциальное уравнение для :
. (8)
Уравнение (13) решаем методом вариации произвольных постоянных:
.
При имеем
,
где для любого (в частности, для данного i), имеем