Файл: Автореферат бакалаврской работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»


Кафедра педагогической психологии и психодиагностики

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

Студентки 4 курса 431 группы
направления 050400 Психолого-педагогическое образование
профиля «Социальная педагогика»


факультета психолого-педагогического и специального образования

КАДРАЛИЕВОЙ АЛИИ КУМАРГАЛИЕВНОЙ




Ю.А. Акаемова

М.В. Григорьева
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент

Зав. кафедрой

доктор психол. наук, профессор

Саратов 2016

Введение

О процессе социализации и социальной адаптации, в своих трудах, писали многие авторы такие как: Т.В. Азарова, М.В. Антропова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. и др.

Актуальность данной проблемы доказывается наблюдениями за учениками подросткового возраста. Он полон острыми переживаниями, проблемами и критичностью. На данном этапе, определяются неизменные формы поведения, черт характера, способы эмоционального реагирования. Так же пора успехов, побед, расширение знаний, умений, становление Я, усвоение новых общественных принципов. В тоже время, это возраст утраты детского мировосприятия, возникновение обеспокоенности и психологического дискомфорта.

Преимущество социальной адаптации во многом определяется в отношениях между подростками образовательного учреждения. При всем том, что имеется огромное количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по интересующему вопросу, изучение проблемы социальной адаптации подростков, в общеобразовательной школе остается неполно изученным.


Актуальность данной проблемы стала основанием для выбора темы работы: "социальная адаптация подростков в школьной среде как социально педагогическая проблема".

Объект исследования: процесс социальная адаптация.

Предмет исследования: социально-педагогические проблемы

адаптации учащихся подросткового возраста.

Цель исследования: изучение социальной адаптации учащихся подросткового возраста и реализация программы по ее повышению.

Гипотеза исследования: уровень адаптированности подростков повыситься, если предложить и разработать программу, состоящую из подходящих методов и форм, повышающих адаптивные возможности, понижение уровня тревожности, повышение мотивации к обучению и школе, создание благоприятного климата в классе.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации учащихся подросткового возраста.

  2. Выявить особенности адаптации подростков.

  3. Провести диагностику социальной aдаптaции подростков.

  4. Разработать программу по повышению уровня адаптации учащихся.

  5. Определить взаимосвязь между социальной адаптацией и уровнем тревожности учащихся.

Для осуществления поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психолого­педагогической литературы, анкетирование, опрос, тестирование.

Исследование было проведено на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Дергачёвского района, р.п. Дергачи, Саратовской области. В нем приняли участие 44 учащихся 6-х классов. Возраст 11-12 лет, девочек - 26, мальчиков - 18.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации детей подросткового возраста и причины дезадаптации.



Здесь были рассмотрены особенности социализации, понятие социальная адаптация. Термин "адаптация" (от лат. приспособление) применяется на сегодняшний день во многих научных областях (биология, философия, социологии, социальная психология, педагогика) и занимает особое место, являясь ключевым, прогрессивном подходом в изучении людей.

Адаптация рассматривается в широком и узком значении:

В широком, адаптация - это приспособление организма к окружающим условиям.

В узком - взаимосвязь индивида с малой группой. Т.е. процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в общество, усвоение установленных норм, связей, занятие конкретного положения в структуре отношений среди членов.

При рассмотрение адаптации в числе важнейших вопросов - соответствие адаптации и социализации.

Развитие человека - непростой процесс. Он происходит под воздействием внешних факторов, сюда относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, особая, целенаправленная деятельность по созданию и развитию у подростков некоторых качеств, и внутренних сил - биологических и наследственных факторов, присущих индивиду. Формирование ребенка - это переход его из биологического индивида в социальное субъект - личность, что значит протекание процесса социализации.

Термин социализация, достаточно обширно употребляется в педагогической науке, принадлежит к разряду междисциплинарных и означает связь человека с обществом. Ее изучением занимались, в своих работах, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А.

Козлова, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

Социализация - процесс вхождения в общество, процесс, с одной стороны, овладение социального опыта, с другой - его активное воспроизводство и обогащение.

В ходе социализации осуществляется становление, изменение и повышение круга интересов, также социализация подростка характеризуется неизбежным критерием приспособленности в социуме. Социальная адаптация раскрывается как один из основных инструментов социализации.

Социальная адаптация - процесс активного вовлечения в социальную среду и состояние согласия между индивидом и средой. Т.е. приводя в исполнение свои потребности, человек соблюдает требования социальной среды.


Адаптация учеников в школе является одним из видов учебной адаптации. Учебная адаптация - процесс общения учащегося и школы, вследствие чего, ставится оптимальное соответствие, с одной стороны, увлечений, возможностей, интересов, знаний, умений и навыков ученика, полученных на ранних этапах обучения, воспитания и развития, а с другой, условий образовательной системы. При этом важным результатом взаимодействия считается получения субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я-образа.

Так же в данной главе, в пункте 1.2 мы рассмотрели «Причины и последствия дезадаптации подростков»

Дезадаптация (от лат. приставки de...) - обозначает, главным образом, исчезновение, утрачивание, полное отсутствие и исключительно реже применяется как снижение, падение.

Над изучением и рассмотрением дезадаптации работали Б.Н. Алмазов, М.А. Галагузова, М.В. Михайлова и др.

Социальная дезадаптация - это процесс, противоположный социальной адаптации, неумение человека приспосабливаться в обществе, приобретать и

воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, с помощью которых он усваивает навыки общения с окружающими, устанавливает с ними связи и взаимодействует.

Школьному социальному педагогу в большинстве случаев приходится работать со школьной, социальной и семейной дезадаптацией.

Школьная дезадаптация - расхождение социопсихологического и психофизиологического положения ученика школьным требованиям, усвоение которыми становится сложным или в предельных случаях невозможным. В итоге образовываются «педагогически запущенные» подростки, отстающие и предрасположенные к конфликтам. Чаще всего, различные действия и асоциальные демонстрации у них истолковываются не неосведомленностью, непониманием или отрицанием общепринятых нравственных и правовых норм, а неумением сдерживать свои эмоциональные реакции или препятствовать воздействию окружающих.

Социальная дезадаптация - наиболее высшая степень дезадаптации, отличающаяся асоциальными проявлениями (ненормативная лексика, курение, действия оскорбительного характера) и отдаленность от общих институтов социализации - семьи и школы. Отдаление социально запущенных подростков от семьи и школы служит причиной усложнения в выборе профессии, ощутимо понижает осознание ценностно-нормативных установок, норм нравственности и права, умение давать оценку себе и окружающим с этой позиций, действовать согласно им. Тогда подросткам необходимо более серьезное социально-педагогическое и социально­психологическое содействие, которое предпочтительнее должно быть оказано в специализированных учреждениях (центры социально­педагогической реабилитации и т.п.)


Глава 2 Эмпирическое исследование по социальной адаптации учащихся подросткового возраста.

В данной главе были использованы следующие методики: Групповая сплоченность методика Сишора К.Э. Автор: К. Э. Сишор, изучение общей 6

самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.). Автор: Казанцева. Г. Н., методика диагностики социально­психологической адаптации Роджерса - Даймонд. Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд, шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан). Автор: А.М. Прихожан. Проведенные диагностики на начальном этапе исследования показали на присутствие определенных проблем: по школьной адаптации и мотивации, повышенном уровне тревожности, заниженной самооценке, осознание своей важности, нерешительное поведение, барьеры в общении. Все это содействовало построению и реализации программы, так как данные качества требуются для повышения адаптированности учащихся .

Цель программы: повышение уровня адаптации учащихся.

Задачи программы: повысить уровень школьной адаптации и мотивации, обеспечение благоприятного климата в классе, повышение личностной значимости, понизить уровень тревожности.

Основные задачи профилактической работы с учащимися:

  • обеспечение школьника средствами самопознания;

  • повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства;

  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;

  • формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами;

  • развитие фантазии, воображения.

формы работы - диагностика; индивидуальные и групповые консультации, подвижные игры.

методы работы - анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; деловая игра; психолого-педагогические упражнения.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся: повышение уровня адаптации учащихся; повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся; повышение уровня социально-психологического климата в классе; повышение самооценки.