ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра педагогической психологии и психодиагностики
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
КАК СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
АВТОРЕФЕРАТ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
Студентки 4 курса 431 группы
направления 050400 Психолого-педагогическое образование
профиля «Социальная педагогика»
факультета психолого-педагогического и специального образования
КАДРАЛИЕВОЙ АЛИИ КУМАРГАЛИЕВНОЙ
Ю.А. Акаемова
М.В. Григорьева
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент
Зав. кафедрой
доктор психол. наук, профессор
Саратов 2016
Введение
О процессе социализации и социальной адаптации, в своих трудах, писали многие авторы такие как: Т.В. Азарова, М.В. Антропова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. и др.
Актуальность данной проблемы доказывается наблюдениями за учениками подросткового возраста. Он полон острыми переживаниями, проблемами и критичностью. На данном этапе, определяются неизменные формы поведения, черт характера, способы эмоционального реагирования. Так же пора успехов, побед, расширение знаний, умений, становление Я, усвоение новых общественных принципов. В тоже время, это возраст утраты детского мировосприятия, возникновение обеспокоенности и психологического дискомфорта.
Преимущество социальной адаптации во многом определяется в отношениях между подростками образовательного учреждения. При всем том, что имеется огромное количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по интересующему вопросу, изучение проблемы социальной адаптации подростков, в общеобразовательной школе остается неполно изученным.
Актуальность данной проблемы стала основанием для выбора темы работы: "социальная адаптация подростков в школьной среде как социально педагогическая проблема".
Объект исследования: процесс социальная адаптация.
Предмет исследования: социально-педагогические проблемы
адаптации учащихся подросткового возраста.
Цель исследования: изучение социальной адаптации учащихся подросткового возраста и реализация программы по ее повышению.
Гипотеза исследования: уровень адаптированности подростков повыситься, если предложить и разработать программу, состоящую из подходящих методов и форм, повышающих адаптивные возможности, понижение уровня тревожности, повышение мотивации к обучению и школе, создание благоприятного климата в классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
-
Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме социальной адаптации учащихся подросткового возраста. -
Выявить особенности адаптации подростков. -
Провести диагностику социальной aдаптaции подростков. -
Разработать программу по повышению уровня адаптации учащихся. -
Определить взаимосвязь между социальной адаптацией и уровнем тревожности учащихся.
Для осуществления поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение социально-педагогической и психологопедагогической литературы, анкетирование, опрос, тестирование.
Исследование было проведено на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» Дергачёвского района, р.п. Дергачи, Саратовской области. В нем приняли участие 44 учащихся 6-х классов. Возраст 11-12 лет, девочек - 26, мальчиков - 18.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации детей подросткового возраста и причины дезадаптации.
Здесь были рассмотрены особенности социализации, понятие социальная адаптация. Термин "адаптация" (от лат. приспособление) применяется на сегодняшний день во многих научных областях (биология, философия, социологии, социальная психология, педагогика) и занимает особое место, являясь ключевым, прогрессивном подходом в изучении людей.
Адаптация рассматривается в широком и узком значении:
В широком, адаптация - это приспособление организма к окружающим условиям.
В узком - взаимосвязь индивида с малой группой. Т.е. процесс адаптации понимается как процесс вхождения личности в общество, усвоение установленных норм, связей, занятие конкретного положения в структуре отношений среди членов.
При рассмотрение адаптации в числе важнейших вопросов - соответствие адаптации и социализации.
Развитие человека - непростой процесс. Он происходит под воздействием внешних факторов, сюда относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, особая, целенаправленная деятельность по созданию и развитию у подростков некоторых качеств, и внутренних сил - биологических и наследственных факторов, присущих индивиду. Формирование ребенка - это переход его из биологического индивида в социальное субъект - личность, что значит протекание процесса социализации.
Термин социализация, достаточно обширно употребляется в педагогической науке, принадлежит к разряду междисциплинарных и означает связь человека с обществом. Ее изучением занимались, в своих работах, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А.
Козлова, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.
Социализация - процесс вхождения в общество, процесс, с одной стороны, овладение социального опыта, с другой - его активное воспроизводство и обогащение.
В ходе социализации осуществляется становление, изменение и повышение круга интересов, также социализация подростка характеризуется неизбежным критерием приспособленности в социуме. Социальная адаптация раскрывается как один из основных инструментов социализации.
Социальная адаптация - процесс активного вовлечения в социальную среду и состояние согласия между индивидом и средой. Т.е. приводя в исполнение свои потребности, человек соблюдает требования социальной среды.
Адаптация учеников в школе является одним из видов учебной адаптации. Учебная адаптация - процесс общения учащегося и школы, вследствие чего, ставится оптимальное соответствие, с одной стороны, увлечений, возможностей, интересов, знаний, умений и навыков ученика, полученных на ранних этапах обучения, воспитания и развития, а с другой, условий образовательной системы. При этом важным результатом взаимодействия считается получения субъектного опыта ребенка, развитие его индивидуальности, его Я-образа.
Так же в данной главе, в пункте 1.2 мы рассмотрели «Причины и последствия дезадаптации подростков»
Дезадаптация (от лат. приставки de...) - обозначает, главным образом, исчезновение, утрачивание, полное отсутствие и исключительно реже применяется как снижение, падение.
Над изучением и рассмотрением дезадаптации работали Б.Н. Алмазов, М.А. Галагузова, М.В. Михайлова и др.
Социальная дезадаптация - это процесс, противоположный социальной адаптации, неумение человека приспосабливаться в обществе, приобретать и
воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, с помощью которых он усваивает навыки общения с окружающими, устанавливает с ними связи и взаимодействует.
Школьному социальному педагогу в большинстве случаев приходится работать со школьной, социальной и семейной дезадаптацией.
Школьная дезадаптация - расхождение социопсихологического и психофизиологического положения ученика школьным требованиям, усвоение которыми становится сложным или в предельных случаях невозможным. В итоге образовываются «педагогически запущенные» подростки, отстающие и предрасположенные к конфликтам. Чаще всего, различные действия и асоциальные демонстрации у них истолковываются не неосведомленностью, непониманием или отрицанием общепринятых нравственных и правовых норм, а неумением сдерживать свои эмоциональные реакции или препятствовать воздействию окружающих.
Социальная дезадаптация - наиболее высшая степень дезадаптации, отличающаяся асоциальными проявлениями (ненормативная лексика, курение, действия оскорбительного характера) и отдаленность от общих институтов социализации - семьи и школы. Отдаление социально запущенных подростков от семьи и школы служит причиной усложнения в выборе профессии, ощутимо понижает осознание ценностно-нормативных установок, норм нравственности и права, умение давать оценку себе и окружающим с этой позиций, действовать согласно им. Тогда подросткам необходимо более серьезное социально-педагогическое и социальнопсихологическое содействие, которое предпочтительнее должно быть оказано в специализированных учреждениях (центры социальнопедагогической реабилитации и т.п.)
Глава 2 Эмпирическое исследование по социальной адаптации учащихся подросткового возраста.
В данной главе были использованы следующие методики: Групповая сплоченность методика Сишора К.Э. Автор: К. Э. Сишор, изучение общей 6
самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.). Автор: Казанцева. Г. Н., методика диагностики социальнопсихологической адаптации Роджерса - Даймонд. Авторы: К. Роджерс, Р. Даймонд, шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан). Автор: А.М. Прихожан. Проведенные диагностики на начальном этапе исследования показали на присутствие определенных проблем: по школьной адаптации и мотивации, повышенном уровне тревожности, заниженной самооценке, осознание своей важности, нерешительное поведение, барьеры в общении. Все это содействовало построению и реализации программы, так как данные качества требуются для повышения адаптированности учащихся .
Цель программы: повышение уровня адаптации учащихся.
Задачи программы: повысить уровень школьной адаптации и мотивации, обеспечение благоприятного климата в классе, повышение личностной значимости, понизить уровень тревожности.
Основные задачи профилактической работы с учащимися:
-
обеспечение школьника средствами самопознания; -
повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства; -
развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении; -
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами; -
развитие фантазии, воображения.
формы работы - диагностика; индивидуальные и групповые консультации, подвижные игры.
методы работы - анкетирование; тестирование; наблюдение; опрос; беседа; деловая игра; психолого-педагогические упражнения.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся: повышение уровня адаптации учащихся; повышение уровня мотивации к обучению в школе у учащихся; повышение уровня социально-психологического климата в классе; повышение самооценки.