Файл: Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (faces3).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3)

Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) представляет со­бой один из наиболее известных стандартизированных опросников, предна­значенных для оценки семейной структуры. Авторами данного опросника яв­ляются Д. X. Олсон, Дж. Портнер и И. Лави.

Метод был адаптирован в 1986 году М. Перре (Эйдемиллер Э. Г., Добря­ков И. В., Никольская И. М., 2003). В России методика была использована Н. Ф. Михайловой при изучении 70 семей здоровых и больных неврозами и в исследовании М. Ю. Городновой и С. Б. Ваисова 90 семей подростков с герои­новой наркоманией (Системная семейная психотерапия, 2002).

В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая мо­дель») Д. X. Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация. FACES-3 является третьим вариантом серий шкал FACES, разработанным для оценки двух основных параметров структуры семьи, представленных графически в «циркулярной модели», — семейной сплоченности и семейной адаптации.

Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаи­мозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от дру­га. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие пока­затели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решений», «время», «друзья», «интересы и отдых».

Семейная адаптация - характеристика того, насколько гибко или, наобо­рот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются сле­дующие параметры: «лидерство», «контроль», «дисциплина», «правила и роли в семье» (см. табл. 4).

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности — от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следую­щие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Анало­гично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структу­рированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и счи­тают, что именно сбалансированные уровни — показатель успешности функ­ционирования системы. Для семейной сплоченности такими уровнями явля­ются разделенный и связанный, для семейной адаптации — структурированный и гибкий. Экстремальные уровни обычно рассматриваются как проблематич­ные, ведущие к нарушениям функционирования семейной системы.


Посредством комбинирования четырех уровней сплоченности и четырех уровней адаптации возможно определить 16 типов семейных систем, 4 из ко­торых являются умеренными по обоим уровням и называются сбалансирован­ными, 4 — экстремальными, или несбалансированными, так как имеют край­ние показатели по обоим уровням. Восемь других типов являются средними (среднесбалансированными), так как один из параметров относится к экстре­мальным, а другой — к сбалансированным уровням (см. рис. 1).

Опросник сконструирован таким образом, что позволяет проанализировать, как члены семьи в данное время воспринимают свою семью и какой бы они



хотели ее видеть. Расхождение между восприятием и идеалом определяет сте­пень удовлетворенности существующей семейной системой. «Идеал» дает информацию о направлении и степени изменений в семейном функциониро­вании, которые хотел бы осуществить каждый из принявших участие в иссле­довании. Чем больше расхождение между идеалом и восприятием, тем больше неудовлетворенность существующей семейной системой.

Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать ат­мосферу доверия между исследователем и участниками опроса. Каждый полу­чает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. В ходе работы с опросником у обследуемого могут возникнуть уточняющие вопросы, на которые даются по­яснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психотерапевту дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить пат­терны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.

Опросник могут заполнить все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять его ко всем членам семьи, способным заполнять анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их комму­никации.

Описание методики



Методика состоит из списка утверждений (от 1 до 20). Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда — 1,

редко — 2,

время от времени — 3,

часто — 4,

почти всегда — 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функцио­нирование, во втором — идеальное, то есть такое, каким хотелось бы его ви­деть.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается ко­личество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверж­дений. Количество баллов, полученное при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных — уровень семейной адап­тации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами — суммарны­ми оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см. табл. 5).

2. Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяет степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определе­ния оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка рас­хождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адапта­ции, а общая опенка может быть получена в результате сложения этих двух оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой се­мейной удовлетворенности.

ФИО ________________________________________________________

Возраст ___________

Дата исследования ;_

Инструкция

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью (супруги и дети). Прочитайте следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной се­мьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

Бланк опросника

Утверждение

1 почти никогда

2

редко

3 время от времени

4 часто

5 почти всегда

1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью
















2. При решении проблем учитываются предложения детей
















3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи
















4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения
















5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу
















6. Каждый член нашей семьи может быть лидером
















7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом
















8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел
















9. Мы любим проводить свободное время все вместе
















10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе
















11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу
















12. В нашей семье большинство решений принимается родителями
















13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи
















14. Правила в нашей семье изменяются
















15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей
















16. Домашние обязанности могут пере­ходить от одного члена семьи к другому
















17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений
















18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер
















19. Единство очень важно для нашей семьи
















20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

















К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплочен­ности и адаптации (табл. 4).

Таблица 4

Оценка параметров шкалы FACES-3



Диагностические параметры

утверждений

Шкала

1

Эмоциональная связь

1,11,19

Семейная сплоченность

2

Семейные границы

5,7




3

Принятие решений

17




4

Время

9




b

Друзья

3




Ь

Интересы и отдых

13, 15




1

Лидерство

6,18

Семейная адаптация

г

Контроль

2, 12




3

Дисциплина

4,10




4

Роли

8,16,20




b

Правила

14




Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рам­ках психопрофилактики семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.


Группу риска, на наш взгляд, прежде всего, будут составлять семьи с ри­гидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющим­ся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризую­щих новый этап жизненного цикла семьи. Подобная структура затрудняет

Таблица 5