Файл: Обучающийся Хапцева Ксения Александровна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Целенаправленности - соотнесение организационных форм, средств и методов реализации мониторинговой деятельности с его целью - направленностью на изучение изменений в результатах образовательной деятельности учреждения.

Периодичности - проведение исследований многократно по одинаковым диагностическим технологиям через определенные заданные промежутки времени.

Оптимальности и объективности - подбор методов и средств мониторинговой деятельности, с помощью которых можно наиболее полно осуществить комплексное изучение исследуемого объекта, всех его характеристик, взаимодополнение качественных и количественных показателей.

Адресности - дифференциация форм и содержания мониторинговой деятельности, направленная на конкретные результаты, изменения результатов субъектов деятельности.

Надежности и достоверности - применение методов и средств мониторинговой деятельности, соответствующих современным достижениям науки и практики, способных изменить деятельность учреждения в лучшую сторону.

Обязательного учета результатов мониторинга в дальнейшей деятельности - тщательный анализ результатов мониторинга для выработки решений по дальнейшей коррекции деятельности.

Системности - учет влияния всех компонентов системы деятельности учреждения на отслеживаемый результат.

Организация мониторинговой деятельности педагога представляет собой систему педагогических методов и средств изучения состояния образовательного процесса и его результатов:

результат обучения детей (уровень освоения программного материала);

результат воспитания и развития детей (уровень воспитанности, развитие качеств личности, уровень социализированности личности);

социально-педагогический результат (уровень сформированности коллектива);

уровень удовлетворённости детей и родителей деятельностью образовательного учреждения.

Главная цель мониторинговой деятельности заключается в сборе и анализе полученных результатов; их соответствии поставленным целям, а так же в прогнозировании дальнейших перспектив развития по улучшению качества основных направлений деятельности.

Основные технологические этапы организации мониторинговой деятельности педагога дополнительного образования

Подготовительный.

Практический.

Аналитический.

Прогностический.

Каждый этап предполагает реализацию определенного алгоритма действий.

Подготовительный этап предполагает:


определение цели, задач и объекта мониторинговой деятельности 

подбор критериев и показателей для определения результативности

создание комплекта диагностического инструментария для конкретных объектов мониторингового исследования

разработку графика проведения плановых диагностик.

Необходимо хорошо продумать диагностическое обследование, точно запомнить инструкцию, подготовить наглядный материал, продумать его расположение, подготовить протоколы, бланки.

Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.

Практический этап заключается в организации и проведении педагогического мониторинга. Как правило, используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Чаще всего применяются следующие методы и формы диагностики: наблюдение, анкетирование, опрос (устный, письменный), тестирование, творческий зачет и др.

Организация мониторинговой деятельности педагога начинается со сбора количественных показателей информации о субъектах образовательного процесса: сохранность контингента, уровень возрастного и полового состава коллектива, сводные данные о семье воспитанников для выяснения социального статуса обучающихся, влияющего на условия обучения, потребности и интересы.

В системе дополнительного образования результатом обучения считается освоение детьми системы знаний, умений и навыков, предусмотренных дополнительными образовательными программами в различных направленностях деятельности, развитие интересов детей, их общих и специальных, способностей, достижения детей. Критерии и показатели для отслеживания результативности каждый педагог определяет самостоятельно, исходя из направления деятельности и особенностей образовательной программы. Для отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на основе общенаучных методов исследования и специфических методов педагогической диагностики. Условно можно выделить следующие методы: тестирование, анкетирование, выставка, конкурс, концерт, использование опросных карт и др.

Для изучения результатов и эффективности воспитания и развития наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются ведущие мотивы поведения детей, нравственные ценности и ориентации, поступки обучающихся. Поскольку реальным проявлением воспитанности являются поступки, то важно зафиксировать их, наблюдая за поведением обучающихся или создавая специальные ситуации, в основе которых лежит свобода выбора детьми своих действий. Основными критериями отслеживания результатов воспитания и развития являются:



мотивационная сфера деятельности – мотивы для занятий в детском объединении и интерес к совместной деятельности;

уровень воспитанности обучающихся – эта методика позволяет видеть динамику развития личности обучающихся;

анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении одного обучающегося, так и всех ребят в целом;

определять приоритетные направления в воспитательной работе Центра и индивидуальной работе с каждым ребенком;

уровень социализированности личности – человек принадлежит к социальной системе, которая определяет его социальные качества, выражающиеся в накоплении и систематизации духовных ценностей общества, степени эмоционального отношения к различным ценностям и конкретных поступков, которые привязываются к той или иной социальной роли;

развитие качеств личности – изменение интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности;

Периодичность проведения исследования два раза – в начале и в конце учебного года (для отслеживания динамики); мотивационная сфера – в начале учебного года.

Технологии мониторинга – анкетирование, наблюдение.

Технология мониторинга уровня сформированности коллектива. Важнейшим критерием, позволяющим определить эффективность образовательного процесса учреждения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса.

Рассматривая детский коллектив как результат образовательного процесса можно выделить несколько критериев, по которым будет производиться мониторинг:

- психологический атмосфера;

- самоуправление;

- степень удовлетворённости совместной работой;  - уровень развития коллектива в целом (социально-психологическая самоаттестация коллектива); 

Главной характеристикой развития коллектива является социально–психологический климат в нём, изучение которого осуществляется по следующим показателям:

удовлетворённость членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством; преобладающее настроение;

взаимопонимание руководителей и подчинённых, старших и младших, взрослых и детей;

степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;

сплочённость, продуктивность совместной деятельности;

чувство гордости за свой коллектив;

защищённость всех членов коллектива.

При диагностике коллектива необходимо выбрать для исследования те показатели, которые важны для оценки эффективности образовательного процесса.


Периодичность проведения исследования будет зависеть от того, сколько времени существует коллектив:

– один раз в год

– два раза в год. В начале учебного года обучающимся можно предложить «сделать прогноз», а в конце – оценить работу коллектива и сделать сравнительный анализ «прогноз-результат» Технология мониторинга – анкетирование.

Для того чтобы зафиксировать динамику развития коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диагностики.

Технология мониторинга уровня удовлетворённости детей и родителей деятельностью учреждения. О результативности образовательного процесса учреждения дополнительного образования можно судить по степени удовлетворённости родителей деятельностью учреждения, так как они являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса.

Можно определить следующие цели исследования:

выяснить, в какой степени родители детей, посещающих учреждение, удовлетворены его деятельностью;

какова степень доверия родителей к педагогу детского объединения, которое посещает ребёнок;

в какой степени родители заинтересованы в посещении родительских собраний (насколько они полезны для родителей).

Удовлетворённость детей занятиями в учреждении является также важным показателем эффективности деятельности. Составление анкеты направлено на сбор следующей информации: степень удовлетворённости организацией учебной деятельности, психологический климат в коллективе, степень удовлетворённости образовательных потребностей .

Периодичность проведения исследования – один раз в год (в конце учебного года).

Технология мониторинга – анкетирование.

Аналитический этап направлен на обработку и систематизацию результатов мониторинговых исследований. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить степень эффективности образовательного процесса и наметить пути и средства дальнейшего совершенствования и развития. Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать детей и родителей.

Прогностический этап является важным, но не обязательным, т.к. реализация данного этапа будет зависеть от педагогического опыта руководителя детского объединения, от времени существования коллектива (сформирован коллектив, имеет традиции, система работы в коллективе отработана, необходимо только вносить коррективы).


Прогностический этап решает следующие задачи:

- моделирование способов улучшения деятельности детского коллектива,

- прогнозирование позитивных изменений в личности субъектов образовательной деятельности, а также всего педагогического процесса,

- разработка или коррекция модели построения образовательного процесса в коллективе.

Результат мониторинговой деятельности педагога является опосредованным и не может выражаться в конкретных цифрах (измерениях). Он может прослеживаться по нескольким направлениям:

- результат на уровне ребёнка – развитие, приобретение социального опыта (участие в процедуре мониторинга);

- результат на уровне детского коллектива – умение анализировать и планировать совместную деятельность;

- результат на уровне педагога – пакет материалов по программе исследования – повышение эффективности планирования, руководства и координации образовательной деятельности в детском коллективе (корректировка образовательной программы, внедрение в практику наиболее эффективных форм и методов работы, профессиональный рост);

- результат на уровне учреждения – повышение качества образовательного процесса в учреждении.

3. Методики психолого-педагогической диагностики

В психодиагностике выделяют две группы методов: стандартизированные (формализованные) и не стандартизированные.

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой исследуемым, а также способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличают: регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и- способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки:- норм, нормативов); надежность и валидность методик.

- Положительными сторонами формализованных методов являются: учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность;

количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;