Файл: Обучающийся Хапцева Ксения Александровна Преподаватель Портнова Татьяна Васильевна Практическое занятие.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание по теме 2.3 Правовое и нормативное обеспечение деятельности педагога дополнительного образования

Цель: формирование умений осуществлять поиск и анализ нормативно-правовой информации, необходимой для обеспечения деятельности педагога дополнительного образования; строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Учреждения дополнительного образования ориентированы на развитие мотивации к познанию

и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интиресах личности, общества, государства.

Главными документами международного и федерального значения, в которых закреплены права ребенка на образование являются Конституция Российской Федерации высшего нормативного правого акта РФ. ,гарантирующего , что « каждый имеет право на образование» (статья 431 ).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации. Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, в которых провозглашается, что образование должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка ; на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, родителям, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, цивилизациям, отличным от его собственной, окружающей природе ; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе ( статья 29) (2);

Что касается системы дополнительного образования, обратимся к основным Федеральным законам, обеспечивающим право граждан на дополнительное образование, определяющим государственную политику и регулирующим отношения в области дополнительного образования. С 1 сентября 2013 года начал действовать новый Федеральный закон № 273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (6), который сменил принятый в 1992 году закон « Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п.2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ : « Образование подразделяется на общее образование , профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни ( непрерывное образование )» (6), т.е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования – это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам « (6). Особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные обще-развивающие программы, которые учитывают их возрастные и индивидуальные особенности.


Приведем выдержки из статей, касающихся дополнительного образования детей. Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человек а, общества. государства» (статья 1) (5). Общее дополнительное образование направленно на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 системе дополнительного образования включает в себя : дополнительные образовательные программы ; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы, клубы, станции, школы, центры ( дома),студии, детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направленно на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13).

В современных условиях дополнительного образования (далее – ДО) является уже

непросто подготовкой к будущей взрослой жизни, а непрекращающимся процессом

саморазвития и самосовершенствования человека. Именно поэтому в

2014 г. Правительством РФ была утверждена Концепция развития дополнительного

образования [1]. Настоящая Концепция является документом, отражающим совокупность взглядов на дополнительное образование детей, его место и роль в региональной системе образования, в решении социально значимых проблем. Концепция направлена на реализацию государственной политики в области дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей

, призвана привлечь внимание органов государственной власти, общественности, бизнес - сообщества к проблемам дополнительного образования детей. Концепцией определяются цели, задачи, принципы, направления, способы и механизмы развития системы дополнительного образования детей.

Настоящая Концепция носит межведомственный характер и будет способствовать созданию открытого образовательного пространства региона, оптимизации использования областных ресурсов, развитию региональной системы дополнительного образования детей в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики. Реализация Концепции обеспечит сохранение человеческих ресурсов при условии эффективного использования их инновационного потенциала.

Главной задачей модернизации системы дополнительного образования является

формирование открытого вариативного образования, обеспеченного методическим и

информационным сопровождением. Это достигается тем, что нормативно - правовые и

методические документы находятся в свободном доступе, который даёт возможность

проводить мониторинг воспитательной деятельности на муниципальном уровне, а также

на уровнях образовательной организации и классного коллектива в рамках

неперсонифицированной оценки личных достижений обучающихся.

К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных

образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое

положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей[17],которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав [18]. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251–03 [13], утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ.


Роль образования в обществе очень важная, играет первостепенную роль в социализации и содействует обеспечению социальной адаптации подрастающего поколения.

Дополнительное образование является механизмом поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей.

Задание 7. Проанализируйте и составьте характеристику Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Определите его структуру, особенности и задачи.

Составьте перечень локальных актов учреждения дополнительного образования. При составлении перечня опирайтесь на конкретный опыт учреждения. Опишите область применения данных актов в зависимости от направлений деятельности данного учреждения.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;

Создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации;

Обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

Дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)

При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.


Новые компетенции педагога дополнительного образования:

Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими отклонения в поведении;

Работа с одарёнными детьми;

Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

Владение ИКТ – компетенциями.

Профстандарт педагога призван:

определять необходимую квалификацию педагога;

обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Структура профессионального стандарта педагога

1.Обобщенные трудовые функции - это совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

1.1.Трудовая функция - это система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

1.1.1.Трудовые действия – это процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

1.1.2.Необходимые умения ( что должен уметь).

1.1.3.Необходимые знания ( что должен знать).

Обобщенная трудовая функция:

1.Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

1.1. Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

1.4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

1.5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

Обобщенная трудовая функция:

2. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.

2.1. Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2.2. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования.

2.3. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.