Файл: Программа Экономика государственного и муниципального сектора.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9 взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В качестве теоретической основы исследования также в работе использованы труды таких зарубежных и отечественных ученых, как В.
Безобразов
1
, А. Васильчикова
2
, Л. Велихов
3
, Р. Гнейст
4
, А. Градовский
5
, Н.
Емельянов
6
, А. Ищенко
7
, В. Кравченко
8
, Н. Коркунов
9
, Н. Лазаревский
10
, Б.
Нольде
11
, Ю. Панейко
12
, А. Черкасов
13
, Б. Чичерин
14
, Л. Штейн
15
и многих других.
Цель исследования – исследовать административные и правовые основы взаимодействия государственной и муниципальной власти, построить модель административно-правового взаимодействия органов
1
Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть / Безобразов В.П. – СПб., Питер, 2014. – 324 с.; Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление / Безобразов В.П. – М.: Инфра-М, 2014. – 124 с.
2
Васильчиков А. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений / Васильчиков А. – СПб.: Питер, 2015. – 368 c.
3
Велихов Л. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства: В 2-х ч. Ч.2 / Велихов Л. – М.: Наука, 2014. – 468 с.
4
Гнейст Р. Правовое государство и административные суды Германии / Гнейст Р.; [пер. с нем. Ф.С. Фустова; под ред. М.И. Свешникова]. – СПб.: Питер, 2016. – 89 с.; Гнейст Р.
История государственных учреждений Англии / Гнейст Р.; [пер. с нем. С.А. Венгерова]. –
М.: Наука, 2015. – 76 с.
5
Градовский А.Д. История местного самоуправления в России: Собр. соч. Т 2 /
Градовский А.Д. – СПб.: Омега, 2014. – 148 с.
6
Емельянов Н.А. Местное самоуправление: международный опыт / Емельянов Н.А. –
Тула, 2016. – 112 с.
7
Ищенко А. Актуальные вопросы развития местного самоуправления на современном этапе / Ищенко А. // Вестник СпбГУ. – 432 с.
8
Кравченко В. Местное самоуправление в истории России / Кравченко В. // Местное самоуправление в России: история, проблемы, предложения. - М.: Наука, 2014. – Вып. 12.
9
Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.II / Коркунов Н.М. – Изд.3-е. – СПб.:
Питер, 2016. – 311 с.
10
Лазаревский Н.И. Самоуправление / Лазаревский Н.И. // Мелкая земская единица: сб. статей. – СПб.: Питер, 2014. − Вып.1. – 121 с.
11
Нольде Б.Э. Очерки русского государственного права / Нольде Б.Э. – СПб.: Питер, 2014
– 554 с.
12
Панейко Ю. Теоретические основы самоуправления / Панейко Ю. - Мюнхен, 2015. - 160 с.
13
Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика / Черкасов А.И. –
М.: Форум: Инфра-М, 2018. – 160 с.
14
Чичерин Б.Н. Бюрократия и земство / Чичерин Б.Н. // Вопроси политики. - 2015. – № 4.
15
Штейн Л. Учение об управлении и право управления: со сравнением литературы и законодательств Франции, Англии, Германии / Штейн Л. – СПб.: Питер, 2014. – 584 с.
10 государственного и муниципального управления (на примере Республики
Крым).
Объект исследования – значимые правовые и административные отношения, которые складываются в системе организации, функционирования и взаимодействия органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Предмет исследования – конституционные и правовые нормы, которыми регулируются вопросы административного и правового взаимодействия между органами исполнительной власти в субъектах РФ и федеральными органами государственной власти в современных условиях реформационных, инновационных и глобализационных тенденций.
Для того чтобы достигнуть поставленной перед данным исследованием цели, при его проведении предстоит решить следующие задачи:
- дать теоретико-правовое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти ;
- проанализировать основные теории взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления;
- провести анализ зарубежных моделей правового и административного взаимодействия между государством и муниципальным управлением ;
- рассмотреть этапы эволюционного развития муниципального управления и государственной власти в России;
- провести анализ реформирования системы правовых и административных основ взаимодействия органов муниципального управления и государственной власти;
- провести анализ современного состояния правового и административного взаимодействия органов государственного и муниципального управления ;
- проанализировать основные этапы развития административных и правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в Республике Крым;
11
- изучить институциональные возможности и стратегии правового и административного взаимодействия органов государственной власти
Республики Крым и муниципального управления;
- разработать и обосновать региональную модель правового и административного взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления .
Теоретическая основа исследования представлена работами зарубежных исследователей, научно-теоретическими и научно- практическими трудами отечественных ученых в области государственного и муниципального управления. При проведении исследования были использованы положения нормативно-правовых актов, книги, учебные пособия и учебно-методическая литература, авторефераты диссертаций, диссертации, монографии материалы научно-практических конференций, статьи и публикации в специализированных СМИ, статистические данные, а также данные ресурсов сети Интернет.
Методологические основы выпускной квалификационной работы представлены научными методами индукции; дедукции; синтеза; анализа и конкретизации; системного моделирования; историческим методом и методом графического представления данных.
Теоретическая и практическая значимость полученных результатов и сделанных выводов при выполнении работы состоит в том, что предложенные в исследовании теоретико-методологические подходы и практические рекомендации могут использоваться для совершенствования правового и административного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в России.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и представлена введением; основной частью, включающей три главы; заключением и списком использованных источников.
12
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ
АСПЕКТОВ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Теоретико-правовое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти
Современное общество органы государственной власти признает в качестве неотъемлемого атрибута демократической правовой страны.
Обозначенным типом государственности предполагается разделение власти не только по горизонтали (законодательная, представительная и судебная ветви), но и по вертикали (центральная и местная публичная власть).
Необходимость в местных органах исполнительной власти связана с тем, что зачастую государственной власти не под силу эффективное решение разноуровневых проблем с учетом всех особенностей большого числа местных сообществ. Именно по этим причинам органам исполнительной власти на местах принадлежат полномочия и определенная автономия в решении «местных вопросов».
Правовые и административные основы взаимодействия между ветвями и органами власти в значительной мере обусловлены также особенностями роли и места органов исполнительной власти в структуре власти государственной. Именно органами исполнительной власти осуществляется процесс непосредственного управления государством.
Во многих литературных источниках приводятся оценки, в соответствии с которыми 85 процентов власти в нашей стране принадлежит исполнительным «ветвям власти», а в совокупности Президенту,
Парламенту, судам, прокуратуре и другим органам – лишь около 15
13 процентов
1
. Таким образом, доминирующее число государственных органов
– это исполнительные органы власти на местах
2
Качественное изменение общества, как управляемой подсистемы, приводит к соответствующим преобразованиям управляющей подсистемы: среди субъектов управления формируются институты, которые, кроме государственных органов власти, начинают выполнять социально- экономические функции по организации, контролю и регулированию.
Фактически изменение формы собственности также побуждает к дебюрократизации государственных институтов, необходимости делегирования регулятивных функций другим негосударственным организациям, что способствует появлению новых субъектов публичного управления. При этом изменяются подходы к определению роли управляющей и управляемой подсистем в социально-экономической сфере.
При таких условиях возникает необходимость исследовать соотношение понятий «государственное управление», «публичное администрирование»,
«публичное управление», «новый публичный менеджмент», «надлежащее управление» и проанализировать процесс трансформации системы государственного управления в современные модели регулирования общества.
Основной чертой государственного управления является его властный характер, в истоках которого лежит государственная воля и распространенность на все общество
3
. Трактовки государственного управления, как властного влияния государства на общественную систему, являются лучшей иллюстрацией того, как в России воспринимается и понимается значение термина «государственное управление».
1
Сивков И.Н. Федеральные органы исполнительной власти в России: Конституционно- правовой аспект / Автореферат к дисс. на соиск. учен. степени кандидата юрид. наук //
Специальность: 12.00.02. – Москва, 2014 г. – С. 3.
2
- С. 26.
3
См.: Бакуменко В. Д. Теоретические и организационные основы государственного управления. – С. 11.
14
Так, на сайте «Госслужба», государственное управление - это управление персоналом государственной службы, а также общественными сферами (экономикой, правовым процессом, социальным обеспечением, культурой), общественными группами, организациями и институтами
1
По утверждению профессора Коломоец Т.А., государственное управление в узком смысле - это совокупность государственных органов, между которыми определенным образом распределены различные виды деятельности государства. В широком смысле - это вид социального управления, вид специфической деятельности государства, получающий свое выражение в функционировании его органов, которые влияют на общественные отношения с целью их урегулирования в соответствии с государственными интересами
2
Вместе с тем, по мнению Цветкова В.В., Кресина И.А. и Коваленко
А.А. государственное управление - это социальное явление, формы, методы, принципы, характер которого всегда обусловлены потребностями общественного развития, проявляются в интересах определенных социальных слоев и групп. На практике, это явление связано с системой общественных отношений не только через реальные управленческие процессы, происходящие в сфере общественного производства, но и опосредованно через сознание, определенные формы знаний. Характер, направленность и степень воздействия на общественные отношения тех или иных управленческих факторов обусловлены социально-политической природой общественных сил, стоящих за ними
3 1
Система госслужбы / Госслужба // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/Page/Index/Sistema_gosudarstvennoy_sluzhby (дата обращения - 24.07.2019).
2
Коломоец Т. А. Административное право. Академический курс: учебник. -
[Электронный ресурс] / Т. А. Коломоец. - Режим доступа: http://docs.exdat.com/docs/index-
283028.html?page=9 (дата обращения – 24.07.2019).
3
Цветков В. В. Общественная трансформация и государственное управление. Политико- правовые детерминанты: монография / Цветков В. В., Кресин И. А., Коваленко А. А. - М.:
«Ин Юре», 2016. – С. 96.
15
Общество как объект управления, побуждает к тому, чтобы происходили структурные изменения субъекта управления, и чтобы он, как управляющая подсистема, приобретал качественно новые черты и вместе с управляемой подсистемой выстраивал современный механизм взаимного влияния и контроля. В условиях рыночной экономики и демократии, управление любой организацией, независимо от формы собственности и направлений деятельности, осуществляется иначе, не как в условиях централизованной командно-административной системы. В свою очередь, государственное управление, с изменением общественно-экономических отношений также видоизменяется.
Именно поэтому «Энциклопедия государственного управления в
России» дает современное определение этого термина. По мнению составителей, государственное управление, по своей сути, является государственной деятельностью (деятельностью органов государственной власти), основная цель которой – создать условия для, как можно более полного выполнения государством своих функций, обеспечивая при этом основные свободы и права граждан путем согласования различных интересов в группах общества, а также между обществом и государством, обеспечивая развитие общества всеми соответствующими и необходимыми ресурсами
1
В свою очередь, доктор наук по государственному управлению В.Д.
Бакуменко утверждает, что непосредственно сама сущность государственного управления претерпевала многократной эволюции в процессе того, как развивались гражданское общество и демократия в мире.
По этим причинам в современной России вопросы относительно аспектов по взаимодействию между государством, органами власти на местах и гражданским обществом в общей системе государственного управления представляют большую актуальность и важность в противовес
1
Энциклопедия государственного управления в России. В 2-х т. Том 1 / Социология и политология. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://padaread.com/?book=79784
(дата обращения – 24.07.2019).
16 традиционному ее видению – организация и регулирование воздействия со стороны государства на жизнедеятельность людей и общества в целом с целью упорядочить ее, преобразовать или сохранить, используя властную силу
1
Фактически, в ответ на требование граждан, которые были недовольны большим количеством государственных учреждений и не слишком высоким качеством предоставления ими публичных услуг, правительства многих стран мира в конце двадцатого века осуществили ряд реформ, способствовавших улучшению их развития.
С этого времени начался процесс замены традиционных механизмов социального управления на рынке: с «приказывать и контролировать» на
«мотивировать и получать результат»
2
Объективно, новые реалии требовали применения новых подходов к управлению обществом:
- замену традиционных способов управления, базировавшихся на применении властных полномочий, на более гибкие;
- переход от четких бюрократических процедур, на ориентированные на предоставление качественных публичных услуг.
В этих странах целый ряд политических, социально-экономических и институциональных факторов привел к появлению новой формы управления в публичном секторе - «публичному администрированию». Появление
«публичного администрирования» стало закономерным шагом в развитии государственного управления.
В отличие от традиционного государственного управления, «публичное администрирование» - это целенаправленное взаимодействие публичных администраций с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения реализации законов и подзаконных актов и выполнения части
1
См.: Там же.
2
Bouckaert G. Modernizing the Rechtsstaat: Paradoxes of the Management Agenda / G.
Bouckaert. –Berlin: Duncker & Humblot, 2015. – РР. 77-78.