Файл: Программа Экономика государственного и муниципального сектора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Батанов А.В. Муниципальная власть в РФ: конституционно-правовые проблемы организации и функционирования: Дис. ... д-ра юрид. наук / Александр Васильевич
Батанов. - М.: Наука, 2018. - С. 14.

80 и муниципальном уровне; принципа результативности при реализации поставленных задач структурной политики; принципа адекватности структурных сдвигов относительно экономически ресурсного потенциала региона; принципа подотчетности на всех уровнях властных институтов в определении четкости компетенции и их отчетности за процессы формирования и реализации структурной политики.
Трансформационные процессы в социально-экономическом развитии
России вызывают объективную необходимость совершенствования государственного регулирования территориального развития. Такая ситуация вызвана необходимостью развития территориальной инфраструктуры в
России, что, соответственно, стимулирует развитие всех сфер хозяйственной деятельности. Существенную роль в государственном регулировании территориального развития играет организационный и административно- правовой механизм, который, как было выявлено, в нынешних условиях является многогранным и несовершенным и нуждается в модернизации.
Организационный механизм государственного регулирования территориального развития содержит следующие составляющие:
- центральные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления.
В частности, центральные органы исполнительной власти ответственны за внедрение стратегий экономического развития территорий и их взаимосвязь с общим стратегическим развитием страны с целью обеспечения максимально рационального использования территориального потенциала и общегосударственных нужд. Также центральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование межрегиональных отношений и обеспечивают благоприятные условия для реализации программ территориального развития, в состав которых входит несколько регионов, на общегосударственном уровне.
В функции центральных органов исполнительной власти в этом контексте входят следующие (рисунок 5):

81
Рисунок 5. Функции центральных органов исполнительной власти по обеспечению территориального развития
Источник: составлено автором
Что касается функций органов местного самоуправления, то они рассмотрены на рисунке 6.
Рисунок 6. Функции органов муниципального самоуправления по обеспечению территориального развития
Источник: составлено автором
Формирование и исполнение бюджетов на местном уровне
Управление объектами, которые находятся в коммунальной собственности
Формирование благоприятных условий для развития предпринимательства
Функции органов муниципального самоуправления по обеспечению территориального развития
Обеспечение социальной защиты населения
Обеспечение экологической безопасности
Развитие инфраструктуры на региональном уровне
Формирование благоприятных условий для территориального социально-экономического развития
Функции центральных органов исполнительной власти по обеспечению территориального развития
Функционирование единой таможенной, бюджетной и денежной систем
Обеспечение соблюдения норм действующего законодательства в стране в целом и в пределах конкретных регионов
Управление объектами, которые находятся в общей собственности государства


82
При этом необходимо отметить, что органы местного самоуправления традиционно играют три ведущих роли в обеспечении территориального развития.
Первая из указанных ролей предполагает присутствие инициативы руководящего характера в процессе формирования и реализации политики государственного регулирования территориального развития. В частности, в рамках этой роли проводится мониторинг текущего состояния социально- экономического развития территории, а также определяются первоочередные влиятельные факторы и определяются перспективы социально- экономического развития территории.
Вторая роль предполагает администрирование сложившихся определенных программ и проектов территориального развития с целью достижения поставленных задач, контроля над процессом внедрения разработанных мероприятий и получения предусмотренного результата.
Третья роль посвящена формированию благоприятных условий для максимально эффективного применения всех имеющихся территориальных ресурсов.
Следует при этом учесть, что именно органы муниципального самоуправления являются главными инициаторами формирования программ территориального экономического развития путем привлечения финансовых ресурсов на общегосударственном и местном уровне. Таким образом, органы муниципального самоуправления применяют регулятивные функции с целью обеспечения территориального развития.
При этом необходимо учесть, что местные органы власти в этом контексте играют ключевую роль через:
- формирование благоприятных условий для развития физической территориальной инфраструктуры;
- обеспечение эффективного развития предпринимательства и бизнеса в целом;

83
- рациональное применение объектов коммунальной собственности и эффективное использование ресурсов местных бюджетов как финансового базиса управления на местном уровне;
- эффективное управление территориальным государственным сектором экономики;
- информационное обеспечение бизнес-структур и территориальных общин относительно территориальных ресурсных возможностей, изменений в содержании регулирующих функций на общегосударственном и местном уровнях, новые возможности, инновации и др.
Необходимо в процессе анализа организационного механизма государственного регулирования территориального развития выделять как внешнюю, так и внутреннюю составляющие. В частности, что касается внутренней составляющей, то в ее пределах осуществляется анализ связи общегосударственного и территориального развития в контексте развития регионов, а также определяются соответствующие направления и устанавливаются сопутствующие показатели.
Если проанализировать внутреннюю составляющую организационного механизма государственного регулирования территориального развития в целом, то она обеспечивает:
- определение территориальной социально-экономической политики, которая отвечает за социально-экономическую структуру государства и ее регионов;
- формирование социально-экономических программ развития и их финансовое обеспечение;
- развитие общенациональной инфраструктуры физической, финансовой и юридической точки зрения.
При этом центральные органы исполнительной власти обеспечивают формирование политико-экономических условий для государственного регулирования территориального развития, предусматривает формирование


84 необходимой инфраструктуры и общенационального климата хозяйственной деятельности.
Необходимо также обратить внимание на правовое и административное обеспечение взаимодействия между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в контексте государственного регулирования территориального развития.
При предлагаем рассматривать следующие модели подобного взаимодействия (табл. 2).
Таблица
2.
Модели взаимодействия центральных органов государственной власти и органов муниципального управления
Модель взаимодействия
Функции центральных органов исполнительной власти
Функции органов муниципального самоуправления
1 2
3
Модель № 1
Формирование общегосударственной политики территориального развития.
Назначение территориальных органов управления.
Контроль над деятельностью территориальных органов управления относительно выполнения решений центральных органов исполнительной власти
Реализация государственной политики территориального развития на уровне отдельных территорий.
Отсутствие инициативы по созданию собственной модели территориального развития.
Модель № 2
Выделение ключевых направлений государственной политики территориального развития.
Выборочное назначение региональных органов управления.
Контроль над деятельностью территориальных органов управления относительно выполнения решений центральных органов исполнительной власти.
Разработка и реализация государственной политики территориального развития на основе принципов соответствующей общегосударственной политики.
Ответственность за внедрение государственной политики территориального развития перед центральным правительством.
Частичное назначение органов муниципального самоуправления центральным правительством и частичное их избрания населением определенной территории.

85
Продолжение таблицы 2 1
2 3
Модель № 3 Координация действия органов муниципального самоуправления.
Ответственность за внедрение программ территориального развития на общенациональном уровне.
Закрепление власти и ответственности органов муниципального самоуправления на конституционном уровне.
Избрание органов муниципального самоуправления исключительно населением определенной территории.
Источник: составлено автором
Если рассмотреть особенности этих моделей более подробно, то первая из них ориентирована на обеспечение государственной политики территориального развития с незначительной ролью органов муниципального самоуправления.
В рамках второй модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления осуществляется территориальное управление неконцентрированного типа.
Следует обратить внимание на то, что в этой ситуации центральные органы исполнительной власти частично назначают органы муниципального самоуправления, ответственные за реализацию государственной политики территориального развития. При этом органы местного самоуправления оказывают существенное влияние на разработку и реализацию государственной политики, поскольку в данном случае региональная политика больше ориентирована на обеспечение потребностей определенной территории. При этом органы местного самоуправления остаются ответственными перед центральными органами исполнительной власти.
Что касается третьей модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления, то она представляет собой модель, в которой органы местного самоуправления имеют конституционно закрепленную власть и ответственность и избираются исключительно населением определенной территории.
Соответственно, власть в этой модели сосредоточена на уровне регионов.


86
Следует обратить внимание на то, что в нынешних условиях Россия находится в стадии трансформации первой модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления ко второй модели. При этом расширяется перечень полномочий органов местного самоуправления, увеличивается уровень их самостоятельности в принятии решений, что в конечном случае позволит повысить общую эффективность государственного регулирования территориального развития на уровне регионов.
Выводы к Главе 3
Следует отметить, что исследование, представленное в рамках данной главы, позволило сделать следующие выводы.
1. Исследование общей структуры организационного механизма государственного регулирования территориального развития позволило выделить в ней следующие составляющие: центральные органы исполнительной власти; органы местного самоуправления. Подчеркнуто, что центральные органы исполнительной власти ответственны за внедрение стратегий экономического развития территорий и их взаимосвязь с общим стратегическим развитием страны.
2. Определены функции центральных органов исполнительной власти и органов муниципального управления по обеспечению территориального развития. Отмечено, что среди функций органов местного самоуправления в этом контексте выделяются следующие: присутствие инициативы руководящего характера в процессе формирования и реализации политики государственного регулирования территориального развития; администрирование сложившихся определенных программ и проектов; формирование благоприятных условий для максимально эффективного применения всех имеющихся территориальных ресурсов.

87 3. Определены модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления.
Подчеркнуто, что в нынешних условиях Россия находится в стадии трансформации первой модели взаимодействия центральных органов исполнительной власти с органами муниципального самоуправления ко второй модели, ориентированной на территориальное управление неконцентрированного типа.
Как формирование полноценной структурной политики на муниципальном уровне, так и реализация ее основных принципов должны строиться исключительно на принципах демократического управления, децентрализации полномочий, большей автономии для всех органов власти, большей ответственности и инициативы как для высших, так и для рядовых служащих.
Государственная власть и местное самоуправление - это институты, призванные оказывать услуги населению. Понятно, что государство не может брать все это на себя. Однако, предоставляя больше полномочий и самостоятельности органам местного самоуправления, как того требуют европейские стандарты, государство несет ответственность за сбалансированное развитие всех территориальных образований, за территориальную целостность страны. Поэтому местное самоуправление можно считать децентрализованной формой государственного управления.


88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель проведенного в работе исследования состояла в построении модели административно-правового взаимодействия органов государственного и муниципального управления на примере Республики
Крым.
Для того чтобы достигнуть поставленной перед данным исследованием цели, при его проведении были решены следующие задачи:
- дано теоретико-правовое обоснование государственной власти и муниципального управления как формы публичной власти ;
- проведен анализ основных теорий взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления;
- проанализированы зарубежные модели правового и административного взаимодействия между государством и муниципальным управлением
;
- рассмотрены этапы эволюционного развития муниципального управления и государственной власти в России;
- проведен анализ реформирования системы правовых и административных основ взаимодействия органов муниципального управления и государственной власти;
- проанализировано современное состояние правового и административного взаимодействия органов государственного и муниципального управления ;
- проведен анализ основных этапов развития административных и правовых аспектов взаимодействия между органами государственной власти и муниципального управления в Республике Крым;
- изучены институциональные возможности и стратегии правового и административного взаимодействия органов государственной власти
Республики Крым и муниципального управления;

89
- предложена и обоснована региональная модель правового и административного взаимодействия органов государственной власти и муниципального управления .
Подводя результирующие итоги исследованию, проведенному в этой работы, можно сформулировать следующие основные выводы.
Проведенное исследование позволило обобщить, что местное самоуправление - это политический институт, встроенный в общую систему политических структур, отношений и взаимосвязей.
Сегодня заслуживает должной оценки то, что местное самоуправление является элементом общественной политической системы.
Его существование в государстве означает, что в стране, наряду с интересами личности и интересами государства, определяются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы.
Успех реформ, которые проводятся в России, скорость темпов перехода к новой, более совершенной модели организации всех сфер общественно- политической и социально-экономической жизни в ней, осуществление процессов реформирования местного самоуправления, децентрализации, деконцентрации, решение всех вопросов местного значения и обеспечение существенного повышения уровня жизни граждан во многом зависит от эффективного административно-правового взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти.
Причинами, которые на современном этапе мешают эффективному взаимодействию органов местного самоуправления и органов государственной власти, прежде всего являются: нечеткое разграничение полномочий между органами местного самоуправления и местных государственных администраций, неэффективный механизм их взаимодействия, отсутствие четкого разделения полномочий и ответственности между органами местного самоуправления разного уровня.
Именно поэтому проблема совершенствования административно- правового взаимодействия органов государственной власти и органов