Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ЗАЩИЩАТЬ СВОЮ РОДИНУ


    1. Обязанность защищать Родину как понятие и история ее возникновения


Согласно части первой статьи пятьдесят девятой Конституции Российской Федерации, защита Отечества – это долг и обязанность гражданина Российской Федерации.1 Данное требование является не только правовым – прежде всего, нравственным требованием, направленным на защиту страны и ее населения, а так же материальных и духовных ценностей.

Данная обязанность играет особую роль, и это единственная норма Основного закона, где встречается понятие «долг».

Рассмотрим, как соотносятся понятия «конституционная обязанность» и «конституционный долг».

Долг, если коротко, это обязывающая форма предъявления нравственного требования.2

В свою очередь, юридическая обязанность – это «установленная законом мера должного поведения субъектов права»3

Р.М. Казаковым обязанность по защите Отечества определяется как «закрепленное Конституцией РФ в интересах всех членов общества высшее правовое требование, предписывающее как государству, так и каждому российскому гражданину определенные законом вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение и имеющее своей целью защиту России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины», а конституционный долг по защите Отечества «как отраженное и закрепленное в Конституции РФ моральное требование, предъявляемое к поведению человека, социально-политическая сущность которого выражается в защите России от любого вида агрессии и иных форм ущемления интересов Родины» .4

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод: долг содержит в себе единство правовых и нравственных начал конституционной обязанности защиты Отечества; это не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено.

Для исполнения данной обязанности каждый гражданин Российской Федерации должен принять непосредственное участие. Она не исчерпывается одномоментным действием. Долг защиты Отечества существует неотделимо от наличия гражданства Российской Федерации.

Основная форма осуществления воинской обязанности – прохождение военной службы в созданных для обороны Отечества Вооруженных силах, в том числе путем добровольного поступления на военную службу по контракту
5. Но Р.М. Казаков считает, что защита Родины не сводится исключительно к несению военной службы: «В отличие от конституционной обязанности по защите Отечества обязанность по несению военной службы имеет ограниченный характер по времени ее исполнения, она обусловлена возрастом, состоянием здоровья гражданина, полом и т.д.»6, так что одним из вариантов реализации воинской обязанности по-прежнему остается альтернативная служба7.

Законом обозначается круг лиц, подлежащих призыву, временные рамки призыва на военную службу и случаи освобождения от нее, а собственно призыв граждан на военную службу осуществляется Указом Президента Российской Федерации.

Первое понятие о возникновении воинской обязанности возникло еще в 1054 году при Ярославе Мудром, который в завещании дал своим детям понимание Отечества как наследия предков, которые нужно защищать. В то время русская воинская система значительно отличалась от европейской прежде всего тем, что в России обязанность защищать родину была всеобщей, в противовес «профессиональной», наемной европейской.

Поддержание авторитета армии на высоком уровне в России именно и было обусловлено тем, что само существование государства зависело от ее боевого состояния.

Следующей вехой на пути развития армии России была военная реформа Иоанна IV Грозного, в ходе которой было создано постоянное войско - стрелецкое, и в дополнение к нему земское ополчение, исполняющее воинскую повинность в военное время. Четкие требования к воинству были сформулированы в уложении о службе 1556 года.

В 1649 году в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича были заложены основы социального обеспечения военных; а так же о мерах наказания за недостойное поведение «ратных людей» по отношению к мирным.

Петр I пошел дальше - при нем воинская повинность стала пожизненной и постоянной, только глубокая старость и тяжелые раны могли освободить дворянина от службы. Для продвижения по службе было необходимо изучать грамоту. Для обычного же мещанина возможность воинской службы подразумевала освобождение от крепостного права; а принцип формирования полков из земляков позволял гораздо успешнее проходить обучение и способствовал укреплению воинского братства. Из минусов данной воинской повинности были утрата связи с прежним окружением, что, впрочем, вполне компенсировалось освобождением сформировавшегося военного сословия от государственных податей.



Согласно Артикулу 1716 года, определявшему правовые рамки поведения военнослужащих, исполнение воинского долга было сопряжено с чувством ответственности за жизнь не только за жизнь сослуживцев, но и за жизнь гражданских: например, за причинение вреда женщине, ребенку или старику в захваченном городе вводилась смертная казнь; также существовал запрет на разрушение инфраструктуры и грабеж. Все это способствовало поддержанию высокого уровня нравственности военных и престижа военной службы в целом.

Александром II была введена всесословная воинская повинность, что означало всенародное участие в военном деле. Обусловлено это было переходом мира к войнам с мобилизацией всех материальных и духовных сил общества: Устав о воинской повинности 1874 года провозгласил защиту Отечества «священной обязанностью каждого русского подданного».

Февральская и Октябрьская революции 1917 года подорвали основные принципы функционирования Вооруженных Сил, отменены воинские звания, погоны, что в последствии привело к развалу прежней армии. Была предпринята попытка создания новой армии на принципе добровольности и сознательности отдельных личностей. Разумеется, достаточного количества добровольцев не нашлось; революционное сознание остального населения не могло сформироваться так быстро, и в 1918 году ВЦИК своим декретом объявил принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

Но отношение к защите Отечества сначала стало просто обязанностью (Конституция РСФСР 1918 года), а затем упоминание этой обязанности и вовсе исчезло (Конституция СССР 1924 года), появившись только незадолго до Великой Отечественной войны, и просуществовав до 1991 года,8 на основании чего Ясинский В.В. сделал вывод о переломе в понимании воинской обязанности как почетной возможности службы Отечеству одновременно с переломом в жизни страны – отходом от старого и постройкой нового (как это было в 1917, когда была необходимость построить Советский Союз, и в 1991, когда начинала строиться современная Россия).

Если говорить об альтернативной службе, то Россия была одним из первых государств в мире, в котором был введен институт альтернативной службы (XVIII век). Но именно после революции 1917 года в Советской России признавалось право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести. Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» был принят 4.01.1919 года и стал первым документом, дающим право на освобождение верующих от военной службы. В дальнейшем, летом 1923 года в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР содержалась глава, регулирующая порядок судебного производства – судом назначалась работа взамен воинской службы. К 1925 году круг лиц, которые могли бы воспользоваться возможность альтернативной службы, был значительно сужен, а в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР была отменена. Отмена просуществовала до 1993 года, когда вновь заговорили о необходимости существования альтернативных видов службы в связи с миротворческими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями.
9

Итак, воинская обязанность является способом реализации обязанности по защите Отечества. Она предусматривает:

  1. Воинский учет - государственная система анализа и учета имеющихся в стране мобилизационных людских ресурсов. Он может быть общим и специальным. Особенность специального воинского учета в том, что граждане, стоящие на нем, бронируются за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. ;

  2. Обязательная подготовка к военной службе - включает в себя поучение начальных знаний в области обороны, военно-патриотическое воспитание, подготовку военнослужащих по военно-учетным специальностям, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.

  3. ;Призыв на военную службу как основная из форм исполнения воинской обязанности;

  4. Прохождение военной службы по призыву;

  5. Пребывание в запасе, а так же призыв на военные сборы и прохождение сборов в период пребывания в запасе – так же являются формами исполнения гражданами воинской обязанности10.



    1. Законодательное оформление обязанности защищать Родину в Российской Федерации


Как уже было указано выше, воинская обязанность закреплена в Конституции РФ как обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и защищать свое Отечество. Помимо Конституции регулируется она так же рядом нормативных актов:

Федеральным законом №63 от 31.05.1996 г. «Об обороне»;

Федеральным законом №53 от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»;

Законом «О статусе военнослужащих»;

Законом «О государственной границе Российской Федерации;

Указом «О создании Вооруженных сил Российской Федерации»;

Общевойсковыми уставами и т.д.

Проанализируем каждый из них.

Первая часть 59 статьи Конституции устанавливает непосредственно обязанность защищать Отечество. В данной части статьи подчеркивается единство морального и юридического аспектов данной обязанности. В остальных нормативно-правовых актах используется слово «оборона» вместо слова «защита».

Вторая часть комментируемой статьи устанавливает, что исполнение обязанности защищать Отечество осуществляется посредством военной службы. Таким образом, возможное введение добровольной военной службы по контракту с условием последующей отменой службы по призыву не противоречат существующему в настоящий момент порядку призыва на военную службу.


Упоминаемый федеральный закон - №53 «О воинской обязанности и военной службе». Он был принят в 1998 году, 28 марта, и определял порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данный закон содержит 9 разделов и регулирует непосредственно исполнение воинской обязанности в различных ее формах, начиная от осуществления воинского учета до непосредственно военной службы; требованиях к физическому и психологическому состоянию граждан, подлежащих призыву и собственно перечень лиц, на которых воинская обязанность распространяется, включая уволенных в запас и резервистов. Помимо всего этого, данный закон содержит в себе перечень обязанностей граждан, подлежащих воинской обязанности, а так же описание морально-духовных качеств, которым должен обладать военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от его статуса.

Законом определяется военная служба как вид государственной, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел, и т.д. Срок военной службы, согласно закону – 12 месяцев (с 2008 г.) Кроме сроков, устанавливается круг лиц, подлежащих призыву: граждане мужского пола в возрасте от 18 или 27 лет, состоящие на воинском учете и не пребывающие в запасе. Данная категория лиц подлежит обязательной военной службе по призыву; а вот женщины и иностранные граждане могут проходить службу по контракту – так называемая военная служба в добровольном порядке.

Стоит отметить, что существует разница между правовой природой воинской обязанности и исполнением долга по защите Отечества в добровольном порядке. Суть в том, что добровольная служба не является формой исполнения воинской обязанности. Согласно действующему законодательству, добровольная служба в добровольном порядке может быть кадровой ( граждане, выбирающие службу в качестве профессии), и контрактной – когда прохождение военной службы регулируется контрактом, устанавливающим сроки службы и основные права и обязанности сторон, а так же гарантии военнослужащего в том числе и после завершения службы. Контракт о прохождении военной службы может быть первым (заключенным с гражданином, ранее не проходившим службу по контракту) и новым (заключаемым с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, или проходившем ее ранее). Регламентируется заключение контракта Положением о порядке прохождения военной службы.