Файл: Конституционноправовая природа обязанности граждан защищать свою родину.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу наиболее существенных пробелов, имеющихся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», оказывающих отрицательное влияние на общую систему правового регулирования военно-социальной политики Российского государства, относятся:
а) отсутствие правовых норм, регулирующих статус военнослужащих, пропавших без вести. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. 8 ст. 2) гарантирует сохранение статуса военнослужащих за военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах. О военнослужащих же, пропавших без вести, в том числе в боевой обстановке, в Законе не упоминается вовсе. Между тем опыт и Великой Отечественной войны, и боевых действий в Афганистане, и вооруженного конфликта и контртеррористических операций в Чеченской Республике убедительно свидетельствует, что, к сожалению, достаточно часты факты, когда о том или ином военнослужащем не имеется достоверных сведений, погиб ли он, или находится в плену либо захвачен в качестве заложника. Такие военнослужащие числятся пропавшими без вести и, следовательно, они не подпадают ни под одну из категорий граждан, указанных в п. 8 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Справедливости ради следует заметить, что указанный правовой пробел частично компенсируется другими нормативными правовыми актами. Так, Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»[21] от 01.01.01 г. № 000-1 семьи безвестно отсутствующих граждан приравниваются по пенсионному обеспечению к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» членам семей военнослужащих, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей предоставляются льготы, установленные для членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Меры социальной защиты семей пропавших без вести военнослужащих определены также в ряде подзаконных нормативных правовых актов[22] . Однако отсутствие правовых норм, регулирующих данные вопросы, в базовом законодательном акте, определяющем правовые основы социальной и правовой защиты военнослужащих, можно отнести к числу существенных недостатков Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

б) неравные условия при поступлении в военные учебные заведения, установленные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, уволенных с военной службы. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Порядок приема военнослужащих в указанные образовательные учреждения и обучения в них определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Льготы, предоставляемые гражданам при поступлении в военно-учебные заведения, установлены ведомственными нормативными правовыми актами, и в частности Инструкцией об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000[23] . Согласно п. 106 указанной Инструкции в военные образовательные учреждения зачисляются вне конкурса успешно прошедшие профессиональный отбор кандидаты из числа граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей, а также из числа участников боевых действий. Преимущественным правом при зачислении в вузы курсантами (п. 107 Инструкции) пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа граждан, уволенных с военной службы. Правовые нормы о преимущественном и внеконкурсном поступлении граждан, уволенных с военной службы, в военно-учебные заведения включены в указанные ведомственные нормативные правовые акты в соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым установлено, что граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. При этом граждане, уволенные с военной службы и поступающие в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по рекомендациям командиров, пользуются правом внеконкурсного зачисления при условии получения ими положительных оценок на вступительных испытаниях. Каких-либо льгот и преимуществ при поступлении в военные учебные заведения для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, указанными нормативными правовыми актами не установлено. Вследствие этого данные военнослужащие находятся в настоящее время в несколько ущемленном положении в сравнении с гражданами, уволенными с военной службы. Для того чтобы поступить в военное учебное заведение по льготным основаниям, военнослужащему выгоднее уволиться с военной службы и тем самым получить право на преимущественное или (при наличии рекомендации командира) внеконкурсное поступление в указанные учебные заведения. В целях изменения вышеизложенной ситуации представляется необходимым внести дополнение в п. 1 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», предусматривающее предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим воинских званий офицеров, права на преимущественное и внеконкурсное поступление в военно-учебные заведения.


Проведенный в настоящей статье анализ Федерального закона «О статусе военнослужащих» подтверждает правомерность вывода, сделанного доктором юридических наук : «Несмотря на обилие принятых законов, указов, других нормативно-правовых актов, создать целостную систему правового регулирования, гарантирующую в полном объеме реализацию прав военнослужащих, на сегодняшний день не удалось»[24] . В связи с этим одним из ключевых направлений повышения эффективности государственной военно-социальной политики является дальнейшее совершенствование законодательства о правах, льготах и социальных гарантиях военнослужащих и, в первую очередь, основополагающего законодательного акта в данной сфере – Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Приложение
Динамика изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» с мая 1998 г. по настоящее время
Законы, которыми внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»
Статьи, которые изменены и дополнены
Основное содержание внесенных изменений и дополнений
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 11 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. (Собрание законодательства РФ№ 1(ч. II).-ст. 12).
Статья 11.
Статья 13.
На военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, распространено право на увеличение продолжительности основных отпусков.
На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в указанных районах и местностях, распространено право на надбавки и коэффициенты к денежному довольствию в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Федеральный закон от 01.01.01 г. «О минимальном размере оплаты труда» (Собрание законодательства РФ№ 26. - Ст. 2729; 2002. -№ 18.-Ст. 1722).
Статья 12.
Из п. 2 исключена правовая норма, устанавливающая зависимость размеров окладов денежного довольствия военнослужащих от минимального размера оплаты труда. Одновременно указанный пункт дополнен нормой о повышении окладов денежного содержания военнослужащих в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.

Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 г. (Собрание законодательства РФ№ 33. - ст. 3348; 2001. - № 53. - Ст. 5025).
Статья 16.
Статья 23.
В п. 4 размеры компенсации на санаторно-курортное лечение, исчисляемые в суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда (шесть минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и три - на каждого члена его семьи), заменены фиксированными суммами (600 и 300 руб. соответственно).
В п. 6 выплата, производимая при убытии в отпуск по болезни военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, исчисляемая в размере четырех минимальных размеров оплаты труда, заменена фиксированной суммой - 400 руб.
В п. 3 размер единовременного пособия при увольнении с военной службы, выплачиваемого военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, установленный в сумме, равной одному минимальному размеру оплаты труда, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — пяти минимальным размерам оплаты труда, заменен фиксированными суммами (100 и 500 руб. соответственно).
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнения в статью 11Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. (Собрание законодательства РФ№31. - Ст. 3173).
Статья 11.
Уточнены продолжительность (15 суток) и порядок предоставления дополнительного отпуска военнослужащим, являющимся в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветеранами боевых действий.
Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01.01.01 г. (Собрание законодательства РФ.-2002.-№ 1 (ч. 1). - ст. 2).
Статья 28.
Признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. п. 3, определяющий особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» от 7 мая 2002 г. (Собрание законодательства РФ№19.-Ст. 1794).
Статья 12.
Статья 13.
Статья 15.
Статья 17.
Статья 24.
Утверждена новая редакция п. 2. Смысл внесенных изменений состоит в приведении размеров окладов денежного довольствия военнослужащих в соответствие с размерами окладов денежного содержания федеральных государственных служащих.
Внесены изменения в размеры ряда дополнительных денежных выплат:
увеличен с 50 до 70% от должностного оклада размер надбавки за сложность и напряженность военной службы;

исключена норма, предусматривающая выплату военнослужащим, временно исполняющим, помимо штатной должности, обязанности по вакантной должности, надбавки в размере до 50% должностного оклада по дополнительно исполняемой должности;
исключена надбавка военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет (т. н. «пенсионная надбавка);
увеличены размеры процентной надбавки за выслугу лет.
Исключен п. 10, предусматривающий право военнослужащих на льготную оплату жилья и коммунальных услуг, а также за установку и пользование телефоном.
Из п. 4 исключена норма, освобождающая военнослужащих от уплаты подоходного налога.
Утверждена новая редакция п. 4. Основные изменения состоят в следующем:
закреплено право семей погибших военнослужащих на первоочередное обеспечение жильем;
право семей погибших (умерших) военнослужащих на 50%-ную оплату жилья, коммунальных услуг, установки и пользования телефоном заменено на право получения ежемесячной 50%-ной денежной компенсации расходов на указанные цели.
Федеральный закон «О внесении изменений в пункт 1 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункт 6 статьи 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 01.01.01 г. (Собрание законодательства РФ№ 21. - Ст. 1919).
Статья 19.
Введена новая редакция абз. 3 п. 1, согласно которой норма о реализации военными учебными заведениями наряду со специальными образовательными программами также и образовательных программ по родственным гражданским специальностям, заменена нормой о реализации военными учебными заведениями профессиональных образовательных программ. Порядок реализации данных программ устанавливается Правительством РФ.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 01.01.01 г. (Российская газетаиюля).
Статьи 2, 23 и 26.
В абз. 1 п. 1 ст. 2, в абз. 1 п. 1 ст. 23 и п. 2 ст. 26 уточнено наименование Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

[1] Теория права. – М., 1995. – С. 209.
[2] См.: Политика, право, мораль. – М., 1982. – С. 57.
[3] Конституция и политика. – М., 1984. – С. 27.
4 См.: Правовая политика: понятия, формы реализации, приоритеты в современной России: Дис. … канд. юрид. наук. – Самара, 2000. – С. 40.
5 Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331; 2000. – № 1. – Ст. 12; № 26. – Ст. 2729; № 33. – Ст. 3348; 2001. – № 31. – Ст. 3173; 2002. – № 1. – Ст. 2; № 19. – Ст. 1794; № 21. – Ст. 1919; Российская газета. – 2002. – 3 июля.
6 См.: СЗ СССР. – 1924. – № 21. – Ст. 198.