ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Психология как наука. Этапы становления.
Психология является наукой, которая изучает ментальные процессы и поведение человека. Её становление можно разделить на несколько этапов:
1. Античность – в древности ученые и философы изучали психику человека, но это было больше сопряжено с философией, чем с наукой.
2. Средневековье – на этом этапе психология развивалась в единстве с теологией и подверглась сильному влиянию религии.
3. Новое время – в период от 16 до 19 веков психология начала развиваться как самостоятельная наука. Основные концепции этого периода – ассоцианизм, рефлексология, эмпиризм.
4. 20 век – психология разветвилась на множество направлений: гуманитарное, естественно-научное, когнитивное. На данный момент психология является полноценной научной дисциплиной, имеющей собственные методы исследования и широкий спектр приложений в разных сферах жизни.
Основным вызовом для психологии в настоящее время является необходимость стимулирования более активного сотрудничества между её различными подразделениями и учеными из других областей.
2 Предмет и объект психологии. Научная и житейская психология.
Предмет психологии — это изучение психических процессов и явлений, присущих человеку. Объект психологии — это субъект, на котором изучаются эти процессы и явления. В случае психологии это человек.
Научная психология — это наука, которая изучает психические процессы и явления на основе научных методов и подходов. Она ищет объяснения и закономерности в поведении и мышлении людей, используя эмпирические и теоретические методы.
Житейская психология — это сложившиеся представления и мнения людей о психических процессах и явлениях, которые могут быть основаны на личном опыте, традициях, культуре и других факторах. Она может включать в себя некоторые элементы научной психологии, но не имеет строгого научного подхода и не обладает такой же степенью достоверности.
3 Эмоциональный интеллект: понятие эмоций и чувств, их отличия.
Эмоциональный интеллект — это способность управлять своими эмоциями и эффективно взаимодействовать с эмоциональными состояниями других людей.
Эмоции и чувства — это психофизические состояния, которые вызываются определенными внешними или внутренними факторами. Однако, эмоции и чувства нельзя считать синонимами друг друга.
Эмоции — это относительно короткое, интенсивное и физиологически выраженное чувство, которое возникает в ответ на внешнее или внутреннее стимулирование. Они являются более поверхностным и непостоянным состоянием, чем чувства. Например, радость, гнев, страх, удивление - это эмоции.
Чувства, в свою очередь, это более глубокие, продолжительные и сложные состояния, которые базируются на сознательном восприятии и осмыслении впечатлений и опыта. Чувства могут быть позитивными или негативными, индивидуальными или социальными. Например, любовь, страсть, доверие, ревность — это чувства.
Таким образом, эмоции и чувства имеют разные характеристики и важны для конструкта эмоционального интеллекта. Понимание различий между ними важно для осознанного управления своими эмоциями и эффективного взаимодействия с другими людьми.
4 Базовые эмоции по К.Изарду. Функции эмоций.
Концепция базовых эмоций по К.Изарду предполагает, что у человека существует небольшой набор основных эмоций, которые могут быть выражены в различных вариациях. К этим эмоциям относятся: радость, грусть, злость, страх, отвращение, удивление.
Функции эмоций изучаются в различных научных дисциплинах, таких как психология, нейробиология, социология и другие. Среди них можно выделить:
-
Адаптивные функции - эмоции помогают человеку адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Например, страх помогает избегать опасности. -
Коммуникативные функции - эмоции позволяют человеку выражать свои чувства и передавать информацию о своем состоянии другим людям. Например, злость помогает выразить недовольство. -
Регулятивные функции - эмоции помогают человеку регулировать свое поведение и принимать решения. Например, гнев заставляет бороться за свои интересы. -
Мотивационные функции - эмоции могут служить мотивацией к действию, например, радость мотивирует к повторению приятных вещей. -
Идентификационные функции - эмоции помогают определиться с самоидентификацией и отношением к себе. Например, гордость за свои достижения укрепляет чувство собственного достоинства.
5 Представление о физическом здоровье в психологии здоровья, в медицине.
Психология здоровья рассматривает физическое здоровье как одну из ключевых составляющих общего благополучия человека. Она подчеркивает важность баланса между различными аспектами жизни, такими как питание, физическая активность, сон, а также отношение к здоровью и собственному телу. Психология здоровья учит, как управлять своими мыслями и эмоциями, чтобы достичь гармонии между различными аспектами жизни.
Медицина рассматривает физическое здоровье как отсутствие болезней и наличие полноценной жизнедеятельности организма. Она ориентируется на диагностику и лечение заболеваний, но также принимает во внимание профилактику и укрепление здоровья. Медицина учит, как правильно ухаживать за своим телом, чтобы сохранить его здоровье и привести его в норму при возникновении проблем.
В обоих подходах к физическому здоровью акцент делается на заботу о самом себе, включая оценку своего состояния и регулярные меры для укрепления здоровья.
6 Основные факторы физического здоровья.
-
Физические упражнения и активность: регулярная физическая активность помогает поддерживать здоровье сердечно-сосудистой системы, укреплять мышцы и кости, повышать иммунитет и контролировать вес. -
Питание: правильное питание является одним из ключевых факторов физического здоровья. Питание должно быть разнообразным и богатым питательными веществами, такими как белки, углеводы, жиры, витамины и минералы. -
Сон: надлежащий отдых и сон являются важными факторами здорового образа жизни. Недостаток сна может привести к усталости, раздражительности и даже к заболеваниям. -
Избегание вредных привычек: курение, употребление алкоголя и наркотиков являются главными вредными привычками, негативно влияющими на здоровье человека. -
Предотвращение травм: использование защитных средств, например, шлемы при катании на велосипеде или лыжах, может помочь предотвратить травмы. -
Избегание стресса: постоянный стресс может негативно влиять на физическое и психическое здоровье человека, поэтому необходимо уметь управлять своими эмоциями.
7 Понятие о темпераменте. Свойства темперамента.
Темперамент – это совокупность врожденных особенностей психической жизни, обуславливающих смысловую организацию поведения человека. Он определяет особенности характера, настроения, эмоциональной реакции, социального поведения и общения.
Свойства темперамента:
-
Индивидуальность. Каждый человек обладает своим уникальным темпераментом. -
Врожденность. Свойства темперамента наследуются от родителей. -
Устойчивость. Особенности темперамента сохраняются на протяжении всей жизни. -
Низкая пластичность. Смена темперамента требует больших усилий и затрат времени. -
Взаимосвязь. Свойства темперамента взаимосвязаны и влияют друг на друга. -
Универсальность. Все люди имеют все виды темперамента, но в различной степени. -
Проявление в разных ситуациях. Свойства темперамента проявляются в разных ситуациях в разной степени. -
Наследование. Типы темперамента передаются от родителей к потомкам. -
Необратимость. Свойства темперамента не могут быть изменены до конца жизни. -
Развитие. Свойства темперамента могут развиваться под влиянием определенных условий обучения и воспитания.
8 Внимание и память как познавательные процессы. Значение памяти и внимания в жизни человека.
Внимание и память являются ключевыми познавательными процессами человека. Внимание позволяет ориентироваться в окружающей действительности, выбирать информацию, которую нужно запомнить, а память сохраняет эту информацию и позволяет использовать ее в будущем.
Значение памяти и внимания в жизни человека невероятно велико. Без них невозможно обучение, работа, общение и само существование в обществе. Хорошая память и концентрация внимания помогают лучше запоминать информацию и быстро решать задачи, что в свою очередь повышает эффективность деятельности и качество жизни.
Но наши познавательные процессы также подвержены различным влияниям, например, стрессу, усталости, болезням, отвлекающим факторам, что может привести к снижению их эффективности и вызывать затруднения в повседневной жизни.
Поэтому важно заботиться о своем внимании и памяти, поддерживать их в хорошей форме, использовать различные тренировки и методы, которые помогают развивать эти процессы и сохранять их на высоком уровне.
9 Психическое здоровье и его критерии. Отличия психического и психологического здоровья.
Психическое здоровье — это состояние психического благополучия, когда человек способен эффективно функционировать в обществе, удовлетворять свои потребности и достигать жизненных целей. Критерии психического здоровья включают:
-
Способность к эмоциональной стабильности и контролю. -
Способность к адекватному восприятию реальности. -
Способность к социальной адаптации. -
Способность к выполнению личностных и профессиональных задач. -
Способность к решению проблем и принятию решений.
Психологическое здоровье — это состояние эмоционального благополучия, когда человек способен эффективно решать свои личные и социальные проблемы, внутренне удовлетворен и ощущает смысл своей жизни. Психическое здоровье и психологическое здоровье тесно взаимосвязаны, однако психическое здоровье больше связано с функционированием мозга и нервной системы, а психологическое здоровье - с положительным отношением к себе и оценкой своей жизни в целом.
10 Механизмы психологической защиты.
Механизмы психологической защиты - это внутренние механизмы регуляции психики, которые помогают человеку справляться с внутренними и внешними конфликтами, стрессом, формируют образ жизни и поведения. Данные механизмы нередко работают бессознательно и служат для сохранения психического равновесия.
К основным механизмам психологической защиты относят:
-
Отрицание – отказ от признания неприятных фактов, ситуаций, событий, которые могут причинить психическую боль. -
Проекция – перенесение собственных недостатков, эмоций, потребностей на других людей, предметы, абстрактные понятия. -
Рационализация – обоснование неприятных событий, действий, эмоций рациональными аргументами, что позволяет снизить эмоциональное напряжение. -
Регрессия – возвращение к детским формам поведения, действий, мышления с целью уменьшения стресса. -
Сублимация – перенаправление негативных эмоций или энергии в конструктивное русло – творчество, спорт, работа. -
Замещение – изменение реальности в прошлом или настоящем с целью избежать психической боли или разочарования. -
Реактивное образование – преобразование негативных эмоций в противоположные, часто через жесткие, даже агрессивные выражения. -
Компенсация – компенсационное поведение для компенсации реальных или мнимых недостатков. -
Идентификация – нахождение себя в другом человеке или группе, основанное на общих характеристиках. -
Субъективация – изменение восприятия реальности в соответствии с эмоциональными потребностями, целями, интересами, желаниями.
11 Определения «внутренней картины здоровья» и «внутренней картины болезни». Компоненты внутренней картины болезни.
Внутренняя картина здоровья — это восприятие человеком своего физического, психологического и социального благополучия, а также уровня своей жизненной активности и удовлетворенности жизнью.
Внутренняя картина болезни — это восприятие человеком своего состояния здоровья, которое в основном характеризуется его подходом к собственной болезни и пониманием симптомов и причин заболевания.
Компоненты внутренней картины болезни: