Файл: Тема Общие вопросы государства и права Правовое государство и гражданское общество.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственных и местных бюджетов на территории России.
Основы бюджетного устройства, бюджетной системы, бюджетного процесса, полномочия государственных органов по составлению и исполнению бюджета закреплены в ст. 71, 106, 114 Конституции РФ и бюджетном законодательстве, основу которого составляют Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. и ежегодно принимаемые законы, например «О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год"».
Совокупность бюджетов разных уровней образует бюджетную систему. Российская Федерация — федеративное государство, и у него федеративное бюджетное устройство, определяющее бюджетную систему, состоящую из: федерального бюджета; бюджетов субъектов Федерации (республик в составе Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местных бюджетов административно-территориальных образований.
Федеративное бюджетное устройство РФ определяет всю организацию и принципы построения бюджетной системы, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Принципами построения бюджетной системы являются единство, полнота, реальность, гласность, самостоятельность всех бюджетов, входящих в систему.
Структура бюджетов состоит из доходной и расходной частей. Она формируется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Бюджетная классификация РФ объединяет доходы и расходы бюджетов всех уровней с присвоением им группировочных кодов. С помощью бюджетной классификации можно сопоставить показатели бюджетов разных уровней. Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджетов РФ;
— функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
— экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
— ведомственную классификацию расходов федерального бюджета; а также еще четыре классификации, которые учитывают виды государственного внутреннего и внешнего долга, источники внутреннего и внешнего финансирования бюджетов Российской Федерации.
Бюджеты РФ делятся на группы. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Большое практическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачисления доходов. По этому признаку доходы бюджета делятся на закрепленные, регулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленными являются доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке зачисляются в соответствующие бюджеты. По закону такие доходы должны составлять не менее 70 процентов доходной части минимальных бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такое положение способствует самостоятельности бюджетов разных уровней.
Регулирующие доходы распределяются ежегодно с целью сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей. Они поступают в нижестоящие бюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местной власти.
Дотации — денежные суммы, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня тогда, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Они носят безвозмездный и безвозвратный характер и предназначены для нецелевого использования.
Субвенции — денежные суммы, которые выделяются на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.
Ссуды — денежные суммы, которые предоставляются из бюджета любого уровня бюджету другого уровня на возвратной (а иногда на возмездной) основе.
В соответствии с бюджетной классификацией расходы бюджетов РФ функционально направляются на: государственное управление и местное самоуправление; судебную власть; международную деятельность; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; промышленность, энергетику и строительную индустрию; сельское хозяйство и рыболовство; охрану окружающей среды и природных ресурсов; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство; предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование; культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; социальную политику; обслуживание и погашение государственного долга; пополнение государственных запасов и резервов; региональное развитие; утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнение международных договоров; прочие расходы. Такая функциональная классификация расходов бюджетов РФ систематизирует расходы бюджетов всех уровней, отражая направление финансов на выполнение основных функций государства.
Расходы бюджетов любого уровня в соответствии с экономической классификацией подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.
Бюджет развития состоит из расходов, направляемых на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, капитальные вложения, т. е. на расширенное воспроизводство.
Бюджет текущих расходов включает расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т. п.
Важным показателем финансового благополучия в стране являйся сбалансированность бюджета, т. е. равенство доходной и расходной частей бюджета. При превышении расходов над доходами возникает дефицит бюджета. Если бюджет находится в дефиците, то первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. При формировании бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если предельный уровень дефицита превышен, то применяется механизм секвестра расходов, пропорциональное ежемесячное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. Состав защищенных статей определяется соответствующим представительным органом при принятии бюджета.
Бюджеты разных уровней проходят все стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около 3 лет, это время называется бюджетным периодом. Финансовый (бюджетный) год длится 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. На 1-й стадии осуществляется составление проекта бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
На 2-й стадии происходит рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Рассмотрение бюджета предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.
Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете осуществляется на 3-й стадии. Стадия начинается с рассмотрения уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения. Составление проектов бюджета и их утверждение проводится в соответствии с единой бюджетной классификацией.
4-я стадия бюджетного процесса — исполнение бюджета. Она равна бюджетному году и длится с 1 января до 31 декабря. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти.
Оперативное исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной росписью. Роспись доходов и расходов по федеральному бюджету и бюджетам субъектов Федерации утверждается соответствующими министерствами финансов, а бюджетная роспись по другим бюджетам — руководителями финансовых органов. Соответствующий исполнительный орган в процессе оперативного исполнения бюджета принимает меры к поступлению запланированных доходов, осуществляет контроль за их поступлением; способствует бесперебойному финансированию предусмотренных мероприятий; проверяет правильность расходования бюджетных средств; ведет учет и составляет отчетность по исполнению бюджетов.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета является 5-й стадией бюджетного процесса. Отчет об исполнении бюджета составляют исполнительные органы управления и представляют его на утверждение соответствующим органам представительной власти.
3. Налоговое право. Система налогов и сборов.
Налоговая система представляет собой форму организации порядка налогообложения.
Следует отметить, что под налоговой системой в Российской Федерации понимается строго регламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходными признаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки, налоговые периоды и т.п.).
Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов и представлена тремя уровнями, которые отражают федеративное устройство Российского государства.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
1) федеральные:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы;
в) налог на доходы физических лиц;
г) налог на прибыль организаций;
д) налог на добычу полезных ископаемых;
е) водный налог;
ж) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
з) государственная пошлина;
2) региональные:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на игорный бизнес;
в) транспортный налог;
3) местные:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц.
Перечень федеральных, региональных и местных налогов, которые могут быть установлены на российской территории, закреплены в ст. 13-15 Налогового кодекса РФ. Федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, устанавливаться не могут. Кроме того, федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются также исключительно Налоговым кодексом РФ.
Специальные налоговые режимы
Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Налогового кодекса РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Отдельный раздел части второй Налогового кодекса РФ посвящен специальным налоговым режимам (разд. VIII.1, гл. 26.1 - 26.4). Понятие специальных налоговых режимов, содержащееся в ст. 18 части первой Налогового кодекса РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В настоящий момент действующее законодательство допускает применение следующих специальных налоговых режимов:
1) единого сельскохозяйственного налога - системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 Налогового кодекса РФ);
2) упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 Налогового кодекса РФ);
3) системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Налогового кодекса РФ);
4) системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Налогового кодекса РФ).