ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 393
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
ПРЕДИСЛОВИЕ
Целью освоения дисциплины является подготовка обучающихся к научно-исследовательской деятельности по направлениям подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (программа магистратуры: Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем), 09.04.03 Прикладная информатика (программа магистратуры: Информационные системы и технологии в управлении бизнес–процессами), 11.04.04 Электроника и наноэлектроника (программа магистратуры: Промышленная электроника и микропроцессорная техника), 13.04.01 Теплоэнергетика и теплотехника (программы магистратуры: Энергообеспечение предприятий. Тепломассообменные процессы и установки, Экономика и управление в теплоэнергетике), 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (программы магистратуры: Электроэнергетические системы, сети, электропередачи, их режимы, устойчивость и надежность, Электроприводы и системы управления электроприводов, Методы исследования и моделирования процессов в электромеханических преобразователях энергии, Оптимизация развивающихся систем электроснабжения) посредством обеспечения этапов формирования компетенций, предусмотренных ФГОС, в части представленных ниже знаний, умений и навыков.
Задачами дисциплины является изучение понятийного аппарата дисциплины, основных теоретических положений и методов, привитие навыков применения теоретических знаний для решения практических задач.
Дисциплина направлена на формирование следующих универсальных компетенций (в соответствии с УП):
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
-
понятия «культура» и «этнос» как системообразующие понятия межкультурной компетентности; общую характеристику понятий «межкультурная компетентность», «этническая позиция личности» и ее роль в межкультурной компетентности; особенности и закономерности межкультурного взаимодействия; особенности коммуникаций в различных культурах; о многообразии этнокультурных миров как основе формирования поликультурного образовательного пространства; принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания; педагогические технологии подготовки к межкультурному, межконфессиональному и межэтническому взаимодействию;
Уметь:
-
организовывать работу поликультурной рабочей группы, основываясь на принципах межкультурного взаимодействия; управлять своими эмоциями и абстрагироваться от личных симпатий/антипатий; налаживать конструктивный диалог; применять педагогические знания для формирования межкультурной компетентности; выявлять и использовать личностные преимущества в межкультурном взаимодействии;
Владеть:
-
навыками коммуникации и организации коллективной работы в поликультурной среде; управления эмоциями; методами управления конфликтами и командообразования; педагогическими технологиями межкультурной коммуникации.
Содержание дисциплины «Педагогические технологии межкультурной коммуникации»
№ п/п | Темы дисциплины | Всего часов на тему | Виды учебной занятий, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость (в часах) (в соответствии с УП) | |||||||||
лк | пр | лаб | СРС | в т.ч. интеракт. | ||||||||
1 | Тема 1 Культура и этнос как системообразующие понятия межкультурной компетентности | 14 | 2 | - | - | 12 | - | |||||
2 | Тема 2 Общая характеристика понятия «межкультурная компетентность» | 14 | 2 | - | - | 12 | - | |||||
3 | Тема 3 Представление о многообразии этнокультурных миров как основа формирования поликультурного образовательного пространства | 14 | 2 | - | - | 12 | - | |||||
4 | Тема 4 Концепции поликультурного воспитания. Принципы, функции, цели, содержание поликультурного воспитания | 22 | 4 | - | - | 18 | - | |||||
5 | Тема 5 Участие образовательных учреждений в межкультурном диалоге и взаимодействии | 14 | 2 | - | - | 12 | - | |||||
6 | Тема 6 Педагогические технологии подготовки к межкультурному, межконфессиональному и межэтническому взаимодействию | 21 | 4 | - | - | 17 | - | |||||
| контроль | 9 | | | | | | |||||
Всего по видам учебных занятий 108 | 16 | | | 83 | |
Лекционный материал к темам дисциплины, самостоятельная работа и методические указания по выполнению самостоятельной работы дисциплины «Педагогические технологии межкультурной коммуникации»
Лекционный материал к теме 1 «Культура и этнос как системообразующие понятия межкультурной компетентности»
-
Понятие культуры. Типология культуры. Динамика культуры. -
Особенности «цивилизационного» и «исторического» подходов к типологии культур. Семиотический подход в изучении культуры. -
Роль языка в видении мира. -
Личность, культура, религия. Структура и формы влияния религии на личность. -
Типы культур с точки зрения теории о различных способах мировидения. -
Понятие мультикультурности. Проблемы мультикультурности в современных государствах. Модели мультикультурализма. -
Социальные аспекты феномена мультикультурализма.
Цивилизацию составляют различные культуры, а человечество состоит из народов. Носителем культуры выступает народ (этнографы называют его этносом), а не личность. Поэтому часто говорят: один народ – одна культура. Хотя при ближайшем рассмотрении единая культура распадается на множество субкультур, в общем и целом подобная формула верна.
Этнос (от греч. ethnos – племя, народ) – собирательное название для больших по численности кровнородственных групп людей, образующих племя, народность или нацию. Народ – главная форма этнических общностей. Внутри него выделяются этнические группы, различающиеся языком, одеждой, жилищем, семейным укладом. Например, поморы, живущие на берегах Белого моря, и донские казаки, населяющие район Дона, а также уральские казаки являются русскими. Тем не менее, они осознают и ведут себя как особая этническая группа. Ученые называют подобные группы субэтносами: их члены сами видят свои отличия, помнят о них, имеют собственное имя. Но бывает, что этнографы отчетливо видят особенности группы, а сама она их не осознает. Подобные группы принято называть этнографическими.
Этносы существуют как устойчивые межпоколенные общности людей. Из двух важнейших признаков этноса – быть кровнородственной группой и межпоколенной общностью –
первый целиком биологический, а второй биосоциальный. У этноса двойственная природа – биологическая и социальная.
Людей объединяет в единый этнический организм, скажем, нацию, древнее происхождение от общего предка, а также общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта. Список общих черт этноса надо продолжить, добавив два очень важных фактора – общность территории и общность языка.
Язык – отличительный признак этноса. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти все народы Латинской Америки говорят на испанском языке, хотя это разные нации: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т. д.
Этносы формируются на определенной территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык и культуру. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остается прежней. За что борются малые народы? За свою территорию, т. е. землю предков, и за свой язык, на котором эти предки говорили.
Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет присущие только ему ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.
Долгое проживание на одной территории откладывает неизгладимый отпечаток на миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, манеру общения внутри этноса. Таких народов большинство. А некоторые чуть ли не всю жизнь бродят по земному шару. Например, цыгане, общаясь с самыми разными народами, тем не менее, сохранили самобытность, и их легко отличить от других этносов.
Не меньшую роль в становлении и развитии этносов играет этническое самосознание. Надо чувствовать свою принадлежность к своему народу и его исторической судьбе, только тогда ты сохранишь в себе его традиции и ценности. Цыгане, где бы они ни скитались, чтили свои традиции. А русские часто легко усваивали чужое, в Америке становясь американцами, а в Германии – немцами. К счастью, не все. Но десятки миллионов русских, рассеянных по всему свету, или полностью забыли традиции или с трудом удерживают их, передавая детям, которые по-русски не могут сказать ни слова. Этническое сознание иначе можно назвать духовным отождествлением человека с его народом.
Таким образом, этнообразующими факторами являются:
-
кровное родство – единство происхождения от общего предка; -
устойчивая межпоколенная преемственность; -
единство территории; -
единство языка; -
общность исторической судьбы; -
общая культура и традиции; -
общее самосознание (этническая идентификация).
Народы, вследствие различных причин, перемещаются по территории Земли, иногда обретают новую родину далеко от своих истоков. Один народ может проживать либо на своей биологической (генетической) родине, т. е. там, где он сформировался как единый этнос (страна происхождения), либо в другой стране, куда он целиком и полностью мигрировал впоследствии, уже сформировавшись в единую общность, или куда мигрировала только его часть. Нас будут интересовать два последних случая.
Миграция или откочевывание с исторической родины послужило основой формирования, например, современного болгарского этноса. Сегодня в Болгарии проживают почти 8 млн человек, называющих себя болгарами. Но много веков назад они назывались булгарами и были тюркоязычным племенем, кочевавшим в Приазовье в VII веке, откуда их вытеснило другое тюркоязычное племя – хазары. Кочевая болгарская орда распалась на несколько потоков, один из которых достиг территории современной Болгарии за Дунаем. Там проживали славянские племена, которые сами переселились за Дунай в VI веке. Тюркоязычные болгары покорили задунайских славян и сформировали славяно-тюркское государство, во главе которого стал хан Аспарух. В результате взаимодействия двух этнических групп тюркские пришельцы усвоили славянский язык, стал формироваться теперь уже славянский болгарский язык, составивший основу современного болгарского языка. Тюркоязычный этнос стал славянским этносом.
Другая часть расколовшегося народа переместилась в Волжско-Камское междуречье, где возникла еще одна Болгария (Булгария) – Волжско-Камская (территория современного Татарстана). Здесь булгары-кочевники слились с местными земледельческими финно-угорскими племенами, перешли к оседлому образу жизни и сыграли заметную роль в формировании современных татар, чувашей, башкир и других поволжских народов.
Части этноса, рассеянные по территории древних государств, образуют диаспоры. Диаспора (от греч. diaspora – рассеяние) – пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.