ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процесс тренинга – это не только его проведение. Тренинг начинается с многоуровневой подготовки, где первым делом проводится выявление потребностей, а затем проводится многоуровневое планирование. И даже по завершению самого тренингового мероприятия этот процесс не завершается – предстоит еще оценка тренинга и пост-тренинговое сопровождение участников, необходимое, чтобы произошел перенос результатов обучения в деятельность.
Остановимся подробнее на некоторых этапах подготовки тренинга.
Разработка программы тренинга
Когда потребности в тренинге выявлены и цели поставлены, для достижения задуманного разрабатывается тренинговая программа. Она будет тем более успешна, чем больше в ней учитывать специфику конкретной целевой группы участников – характер их работы, актуальный уровень знаний, их личные цели обучения и карьерного развития, свойственные им стили обучения, отношения внутри тренинговой группы и множество иных факторов. Эти знания тесно связаны с выявленными потребностями и сведениями о специфике работы организации – именно поэтому эта фаза так важна.
Предметное содержание программы определяется тематикой тренинга и поставленными целями. Абсолютная необходимость здесь – выбрать и описать четкие критерии, по которым будет оцениваться результативность обучения, и продумать конкретные механизмы такого оценивания, например, разработать тестирование, контрольные упражнения, прописать нормативы и так далее. Здесь же разрабатываются и формы обратной связи, так как она – не менее важный компонент для оценки тренинга. Что касается методов, они определяются содержанием программы и целями обучения. Определившись со всеми перечисленными компонентами, следует составить подробный план и сценарий тренинга.
Подготовка к проведению тренинга и выбор тренера
Затем следует фаза подготовки к проведению тренинга. Подразумевается, что готовиться к тренингу должен не только тренер, но также и руководство организации и, конечно, сами участники. Необходимо подготовить помещения, материалы и оборудование, возможно, решить вопросы проживания, питания и проезда тренеров и участников. Участникам нередко имеет смысл предварительно ознакомиться с тематикой тренинга и всегда – уяснить собственные цели и цели организации. Но, пожалуй, еще важнее, чтобы предварительная работа велась со стороны руководителей участников. Их задача – создать для своих сотрудников мотивацию участвовать и продемонстрировать, что это нужно не только компании, но и самим участникам.
Что касается непосредственного проведения тренинга, то здесь ключевой фактор успеха – это мастерство тренера. Если его недостанет, то успех вовсе не гарантирован даже при наличии хорошей программы и тщательной организационной подготовки. Поэтому, заказывая тренинг, надо предельно внимательно выбирать тренера, основываясь как на личных впечатлениях о его компетентности и как тренера, и как предметного эксперта, так и на его репутации и отзывах о его работе.
Оценка тренинга и пост-тренинговая поддержка
И наконец, когда тренинг завершен, следует фаза его оценки – то есть многоуровневого измерения полученных результатов и их соответствия тем, которые необходимо было получить. Измерение подразумевает как анализ обратной связи – причем не только от участников, так и от их руководства, так и количественные показатели, основанные на определенных ранее критериях оценки. Важно помнить, что оцениваться должно не только то, понравился ли тренинг и научил ли участников тому, чему должен был. Главным образом, необходимо выяснить, произошел ли перенос результатов обучения в работу, и принесли ли эти изменения позитивные для бизнеса результаты; а в конечном итоге – окупился ли тренинг, произошел ли возврат вложенных в него средств (ROI).
С оценкой тренинга тесно связана пост-тренинговая поддержка. Прежде всего, необходимы возможности применять изученное в работе, и поощрения делать это. Кроме того, часто имеет смысл проводить конкретные мероприятия, чтобы люди не теряли связь с изученным – семинары, рассылки тематических материалов и так далее. Немаловажными являются и такие формы поддержки, как коучинг и наставничество.
Механизмы тренингового обучения
Рассмотрим, наконец, сам механизм изменений, происходящих с участниками на тренинге. Тренинг силен не только тем, что обучение в его рамках происходит предельно целенаправленно и подразумевает как можно больше практики. Важнейший ресурс тренинга – это группа. Известно, что люди очень эффективно обучаются друг у друга, разрешая те или иные конкретные задачи. Именно это происходит на тренинге. Обучение здесь подчинено процессам групповой динамики.
Группа возникает везде, где собираются больше двух человек и что-то делают вместе. Независимо от их желания, законы группы вступают в силу автоматически. И этот факт содержит в себе огромный потенциал для обучения и развития. А поскольку групповое взаимодействие на тренинге подчинено определенным принципам и правилам, оно становится достаточно структурированным и приносит нужные результаты.
Какая бы парадигма ни лежала в основе конкретного тренинга, какие бы цели он перед собой ни ставил, можно описать некий общий механизм тех изменений, которые происходят с участниками в ходе тренинга, а в нем выделить несколько стадий.
На первой стадии выявляется то, что мешает человеку быть успешным в той или иной сфере, какие способы он использует и почему они недостаточно хороши. Это своего рода диагностика проблемы.
Вторая стадия – попытка поиска и создания эталона хороших способов. Эти эталоны могут как задаваться извне в готовом виде, так и находиться самими участниками. Речь здесь может идти как о необходимости получить новые знания или освоить умения, так и об изменениях в установках и овладении иными, непривычными формами поведения.
И на третьей стадии, наконец, реальное поведение модифицируется в сторону наибольшего соответствия эталону и закрепляется в практике.
Таким образом, тренинг – это технология обучения и развития, подчиненная четкой связи потребностей, целей, содержания, методов и результатов, которая позволяет осуществлять обучение эффективно и в краткие сроки.
Технологии мультикультурного образования и воспитания – это совокупность средств, методов и приемов обучения и воспитания, направленных на решение задач, связанных с культурным многообразием мира. В соответствии с задачами мультикультурного образования и воспитания все формы, методы и приемы можно представить как три основных типа технологий. Первый тип – это технологии усвоения знаний о различных культурах и культурных процессах. К названному типу относятся такие методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся, как рассказ, беседа, лекция, семинар, упражнение, самостоятельная работа и др.
Второй тип технологий – это формы, методы и приемы формирования культуры межличностного общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать учителю и учащимся, а также самим учащимся с учетом их культурных особенностей. В технологиях межличностного общения особую значимость приобретают активное слушание (уточняющие вопросы, актуализация проблемы, сопереживание), рефлексия, диалог, дискуссия, приемы разрешения конфликтной ситуации, тренинги, проектные технологии, ролевые игры, коллективные творческие дела, интернет-технологии.
Третью группу технологий составляют формы, методы и приемы, отвечающие индивидуальным культурным запросам учащихся. Это работа по вариативным образовательным программам для тех, кто хочет изучать родной язык или культуру другого народа; участие в деятельности культурных обществ; учебно-исследовательские задания. Особую роль играют интерактивные и проблемно-поисковые образовательные технологии, в ходе которых учащиеся-мигранты приобретают опыт решения проблем, связанных с особенностями взаимодействия в поликультурной среде и которые направлены на формирование культуры общения. В этом случае учащийся становится субъектом педагогического процесса, который строится при конструировании его непосредственного опыта.
Формирование этнического и гражданского самосознания, культуры межнационального общения связано с осмыслением личностью своего места в мире, отношения к родной культуре, осознанием себя в качестве субъекта этноса, гражданина Российского государства и мира. Достижение этого возможно лишь тогда, когда школьник активно включается в познавательную деятельность, вводится в ситуацию диалога с культурой, с самим собой, со сверстниками, с учителями. Важно, чтобы содержание диалога ставило его в ситуацию выбора и включало жизненно важные проблемы, в ходе разрешения которых он изучает себя и других, определяет свои предпочтения, симпатии и антипатии, приходит к определенным выводам и обобщениям, самостоятельно строит заключения. Например, при проведении ролевой игры «Моя многокультурная семья» школьники на примере близких, родственников приходят к осознанию того, что каждый человек является носителем нескольких субкультур (этнической, религиозной, половозрастной, социальной). Это обогащает их поликультурный кругозор. Создаются предпосылки для уяснения необходимости уважительного отношения друг к другу. Важное значение для решения задач поликультурного образования и воспитания имеет организация коллективных творческих дел, в ходе которых понятия и убеждения становятся мотивом поведения, деятельности. Так, коллективные дела по сохранению памятников культуры, помощь инвалидам и престарелым, детям беженцев, участие в международных акциях и проектах помогают учащимся лучше понять проблемы других людей, способствуют развитию уважения к другим народам, странам, способствуют формированию качеств гражданина России.
Необходимым условием успешного решения задач поликультурного образования является педагогическая поддержка становления личности учащегося в образовательном пространстве. Педагогическая поддержка – это система педагогических действий, опосредованных личностными особенностями педагога, направленными на создание поликультурного пространства образовательного учреждения как среды, обеспечивающей образование на основе диалога культур, учета индивидуальных особенностей учащегося и актуализации механизмов самоопределения, самоорганизации и саморазвития.
Современная модернизация образования в России ориентирована на педагогическое сопровождение, поддержку личности. Сопровождение и поддержка в реализации мультикультурного образования и воспитания основываются на аксиологическом, культуросообразном, деятельностно-личностном подходах и предполагают:
-
осуществление связи изучаемых предметов с особенностями культуры, географии, истории региона; -
изменение программ обучения в соответствии с когнитивными стилями познавательной деятельности детей, их ментальностью, этнической принадлежностью; -
отражение идеи этнического плюрализма в школьных программах, учебниках; -
обеспечение поликультурной идентификации личности учащегося.
Технологии индивидуально-личностной поддержки в ходе дидактического процесса предусматривают:
-
диагностику индивидуального развития, выявление проблем и трудностей в обучении и воспитании учащихся, связанных с их культурными особенностями; -
выявление особенностей культуры семьи каждого ребенка; -
применение индивидуальных заданий по изучению культуры народов, живущих на планете; -
работу над ошибками в речи с учетом особенностей родного языка, общения в семье; -
интеркультурное педагогическое взаимодействие, позволяющее использовать современные процессы глобализации и интеграции в гармоничном становлении личности; -
самостоятельную работу над текстом, заданием с учетом умственных способностей, задатков и интересов; работу с компьютером.
Одним из условий реализации педагогической поддержки в мультикультурном образовательном пространстве является организация отношений личностно-ориентированного взаимодействия в целостном педагогическом процессе.