Файл: Информатика и вычислительная техника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ученые подтверждают значимость обеспечения педагогической поддержки личности учащегося в мультикультурном образовательном пространстве. При этом они подчеркивают, что при организации данного процесса учитель должен:

  • учитывать уникальность и самобытность учащегося и поддерживать ее посредством самоутверждения в культуре;

  • проектировать педагогическое взаимодействие с учетом личностных возможностей и особенностей педагога и ученика исходя из «субъектного опыта» последнего;

  • опираться на личностный подход в поликультурном образовании.

Оказывая педагогическую поддержку учащимся в мультикультурном образовании, педагог руководствуется следующими правилами:

  • проявлять симпатию ко всем ученикам, независимо от их национальности и этнического происхождения;

  • проявлять терпимость, гибкость, склонность к компромиссу, чаще прибегать к похвале, одобрению и помнить, что в одобрении учителя больше нуждаются слабые ученики;

  • ограждать детей от стрессов, страха и унижения, строить диалог, побуждающий учащихся самостоятельно мыслить;

  • знать историю, традиции, национальные особенности культуры народов, населяющих данный регион.

Существует несколько способов подготовки человека к межкультурному взаимодействию. С. Бокнер предложил «модель культурного научения»,которая включает:

1) тренинг самосознания, в котором личность познает культурные основания собственного поведения;

2) когнитивный тренинг, в котором людям дается информация о другой культуре;

3) тренинг атрибуции, который учит давать характеристики ситуациям, объясняющим поведение с точки зрения другой культуры.

К. Роджерс разработал «американскую модель контраста», предполагающую тренинг, который состоит в том, что обучаемый и подставное лицо («актер») проигрывают предложенные конфликт­ные ситуации. При этом поведение «актера» всегда противоположно действиям «типичного американца» в подобных ситуациях. Обучаемый, даже не осознавая того, демонстрирует стереотипы поведения и восприятия, приобретенные им в процессе социализации в американской культуре, например, больше внимания обращает на материальные ценности, чем на духовные или на личные достижения, чем на статус человека как члена семьи. Взаимодействие снимается на видеокамеру, и во время просмотра записи тренер объясняет обучаемому, как на его поведение повлияла американская культура.


Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах получили так называемые культурные ассимиляторы, цель которых – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.

Г. Триандис разработал культурные ассимиляторы как проводник межкультурной восприимчивости. Метод «культурного ассимилятора» - это жестко структурированный и четко проработанный подход к межкультурному тренингу. Он включает в себя огромное количество эпизодов, сценариев взаимодействия представителей двух культур. Каждый эпизод сопровождается 4 или 5 вариантами объяснений, почему представитель другой культуры вел себя именно таким образом. Тренинг ориентирован на изучение культурной специфики поведения человека.

Г. Триандис разработал тренинг модификации поведения, в использовании которого заложен принцип формирования навыков проявления нужных форм поведения и избавления от некоторых привычек. В некоторых культурах (например, Греции) демонстрация собеседнику открытой ладони является оскорблением. Этот жест означает крайнюю степень презрения. Привычка среди латиноамериканцев приветствовать других, помахивая поднятой рукой с открытой ладонью, очень распространена. И чтобы избавиться от такой привычки, необходим соответствующий тренинг.

Преподаватель в ходе выполнения упражнений должен посоветовать этого не делать. Коррекция действий после таких замечаний может изменить укоренившуюся привычку, и человек будет махать рукой, обратив ладонь к самому себе.

Г. Триандис отмечает, что некоторые привычки изменить особенно трудно. Например, западным людям, прибывающим в Южную Индию или Болгарию, необходимо научиться кивать головой, когда выражаешь «несогласие» и качать головой из стороны в сторону, когда выражаешь «согласие», как принято в этих странах. Участникам тренинга необходимо много практиковаться, чтобы избавиться от таких глубоко укоренившихся привычек.

Таким образом, реализация идей и технологий мультикультурного образования и воспитания в педагогическом процессе создает благоприятные условия для становления культурного, образованного и компетентного человека, для поднятия личности на новый, более высокий уровень культуры.


Самостоятельная работа 6 по изучению темы «Педагогические технологии подготовки к межкультурному, межконфессиональному и межэтническому взаимодействию»

Задание 1. Составить терминологический словарь по теме.

Задание 2. Знакомство с примером культурного ассимилятора (цит. по Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный ассимилятор» //Век толерантности. 2001.- № 3-4. С. 136-145).

Прочитайте и проанализируйте предложенные ситуации. Какие из предложенных вариантов объяснений и комментарии к ним наиболее верны?
Иван Иванович Иванов, крупнейший специалист в области этнопсихологии, был приглашен на Северный Кавказ, в университет города N для чтения курса лекций по психологии этнической толерантности. На вокзале Ивана Ивановича встретил его университетский друг Барасби и сразу же пригласил на свадьбу своего младшего брата, которая должна была состояться на следующий день. Вот что произошло с нашим героем в течение последующих двух дней.

Ситуация 1. Инцидент в автобусе

Утром Барасби и Иван Иванович вместе с другими гостями собрались около автобуса, чтобы ехать в селение, где должна была состояться свадьба. Барасби предложил Ивану Ивановичу сесть на переднее сиденье, а сам отошел, чтобы решить какие-то вопросы по организации торжества. Так как автобус стал быстро заполняться гостями, наш герой занял соседнее место для Барасби. Через некоторое время в автобус вошел почтенный старец в большой папахе и собрался сесть рядом с Иваном Ивановичем, но тот вежливо сообщил ему, что место занято. Несмотря на это, кавказец не отходил, и Иван Иванович вынужден был еще раз попытаться объяснить ему, что место занято, и указать на множество свободных мест сзади. В это время в автобус вошел Барасби, поспешил к пожилому человеку, помог ему сесть на выбранное место и долго перед ним извинялся. Иван Иванович был в недоумении, всю дорогу его терзало неприятное ощущение, что он сделал что-то не так.

Как Вы думаете, как Барасби объяснил случившееся Ивану Ивановичу?

Выберите подходящий, по Вашему мнению, ответ:

1. Почтенный старец занял это место раньше, поэтому так настойчиво пытался сесть на это место.

2. Почтенный старец не владел русским языком, поэтому он не понял Ивана Ивановича, решив, что тот хочет уступить ему свое место.


3. Почтенный старец не хотел сидеть рядом с «чужаком» и надеялся, что вынудит его перейти вглубь автобуса, сев на занятое для Барасби место.

4. Почтенный старец действовал, исходя из принципов, сложившихся в течение всей его жизни.

Ситуация 2. Застенчивая невеста

На свадьбе Иван Иванович постепенно забыл о случившемся, тем более, что ему оказывали всяческие знаки уважения и посадили на одно из почетных мест. Он с удовольствием ел национальные блюда, с интересом наблюдал застольные обычаи и слушал народную музыку. Однако среди шума и веселья он вдруг заметил, что невеста одиноко скучает в углу, молчит, опустила голову и не притрагивается к пище. Ивану Ивановичу стало жаль девушку, и он решил ее как-нибудь развлечь. Решительно направившись к невесте, наш герой пригласил ее на танец. Но невеста вместо того, чтобы обрадоваться, побледнела и еще ниже опустила голову. Зато стоявшие рядом мужчины заметно встревожились, подхватили Ивана Ивановича под руки и увели в другую комнату, оставив там для раздумий. Иван Иванович совсем расстроился: ведь он хотел, как лучше.

Какое объяснение дал случившемуся Барасби:

1. Жених страшно ревнив и позвал на помощь других мужчин «для восстановления порядка».

2. Невеста очень застенчива, и мужчины помогли ей освободиться от внимания навязчивого гостя.

3. Во время свадьбы невеста занимает особое положение, и ей нельзя вести себя активно.

4. Любая свадьба на Кавказе не обходится без драки, и поведение Ивана Ивановича было воспринято как повод к началу потасовок.
Ситуация 3. Толерантность и пакет с мусором

Ночь Иван Иванович провел беспокойно, ворочаясь и переживая случившееся. К счастью, утром к нему в гостиницу пришел Барасби. Иван Иванович сообщил ему, что должен существенно доработать свою теорию, так как выяснилась, что она не совсем соответствует практике. Поэтому он вынужден отложить чтение лекций по психологии этнической толерантности и срочно вернуться в Москву. Он попросил Барасби проводить его вечером на вокзал
, а затем они отметили столь неожиданное расставание «чем Бог послал». Когда Барасби собрался уходить домой, наш герой попросил его по пути выбросить на помойку то, что осталось от их трапезы. Вручив гостю пакет с мусором, Иван Иванович попрощался и благополучно захлопнул за ним дверь номера. Но на вокзал Барасби не пришел, чем несказанно удивил Ивана Ивановича.

Как Вы думаете, в чем причина столь невежливого поведения Барасби?

1. На Северном Кавказе не принято видеться с дорогим гостем непосредственно перед его отъездом, так как это плохая примета.

2. Барасби опоздал на вокзал, перепутав время отправления поезда.

3. Иван Иванович нарушил правила гостеприимства.

4. Вечером Барасби должен был быть на продолжении свадебных торжеств, но чтобы не обижать Ивана Ивановича, он не отклонил просьбу о проводах прямо.
Задание 3. Решите тестовые задания.

Тестовое задание №1.

Школьник, находясь в многонациональном классе, расширяет знания и личные представления о своей и других этнокультурах. Особую актуальность приобретает самоидентификация учащегося, т.е. выбор идентичности в определенном направлении. Существуют: 1) групповая самоидентификация; 2) маргинальная самоидентификация; 3) множественная самоидентификация.

Вопрос:

Какой тип самоидентификации возникает, если школьник:

а) поддерживает групповую культуру и уклоняется от диалога с представителями других культур;

б) воспринимает богатства иных культур и углубляет знания о культуре своей этногруппы.

в) не владеет ни одной культурой и испытывает психологический дискомфорт.

Тестовое задание №2.

В многонациональном государстве язык ведущей этнокультуры является одновременно уникальным инструментом межнационального общения, основным посредником с мировой культурой. Во многих странах с крупными разноязычными общинами законом установлено двуязычие. Билингвизм – это владение двумя языками. В зависимости от того, как и с каким результатом изучают два языка, различают разные типы билингвизма.

Вопрос:

Какие существуют типы билингвизма?

Тестовое задание №3.

Школа считается национальной, если:

а) образование и воспитание осуществляются на родном языке;

б) состав учащихся многонациональный;

в) в программу обучения включены предметы по изучению

культуры, литературы, истории, географии родного края;

г) развитие личности ученика осуществляется через богатство родной и общероссийской культур к постижению мировой культуры.