ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЁЙ 2ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Набранная сумма баллов | Традиционная оценка | |
91 - 100 | 5 | отлично |
74 - 90 | 4 | хорошо |
61 - 73 | 3 | удовлетворительно |
0 – 60 | | неудовлетворительно |
Итоговая оценка по дисциплине определяется суммой баллов, заработанных студентом по мере ее изучения. Максимальная сумма баллов, которую студент может набрать за семестр по данной дисциплине, составляет 100 баллов. Из них 70 баллов отводятся на семинарские (практические) занятия, 30 баллов – на экзамен. Минимально необходимое количество баллов для допуска к экзамену по данной дисциплине составляет 50 баллов. Для получения экзаменационной оценки «автоматом» (без сдачи экзамена) требуется набрать как минимум 61 балл (оценка «удовлетворительно»).
Темы практических занятий.
Тема 1. Особенности становления государственности в России.
План.
-
Основные этапы и теории образования Древнерусского государства. -
Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси в X –XI вв. -
Причины и последствия политической раздробленности русских земель. -
Оценка значения и последствий раздробленности в исторической науке.
Доклады:
-
Александр Невский. Борьба Руси с западной экспансией. -
Возвышение Москвы при Иване Калите. -
Дмитрий Донской и его политика. Куликовская битва и её историческое значение. -
Иван III - первый государь всея Руси: внутренняя политика. -
Внешняя политика Ивана III и Василия III.
Список литературы
1 Великие государственные деятели России / под ред. А.Ф. Киселева. М.: Владос, 1999. 350 с.
2 Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь. М.: Тверь, 1997.
3 Ермоленко Т.Ф., Шевелев В.И. История Отечества: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
4 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
5 История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / под ред. А.Н. Сахарова. М.: Прогресс, 2007. 784 с.
6 Кулючин А.И. Энциклопедия русских царей. М.: ЭКСМО Пресс, 2001. 448 с.
7 Кучкин В.А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. №2. С. 68-83.
8 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2006. 784 с.
9 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
10 Пресняков Е.А. Московское царство // Российские самодержцы. М.: Книга, 1990.
11 Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности. М.: МПСИ, 2009.
12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации
Данное занятие следует начать с совместного обсуждения проблем этногенеза, в частности славянского этноса и образования Древнерусского государства, при этом нужно обратить внимание на предпосылки этого процесса, норманскую и антинорманскую теории, специфику становления государства разных цивилизаций и др.
С помощью докладов более подробно освещаются важные исторические сюжеты отечественной истории – Киевской Руси и раздробленности. Необходимо обратить внимание на особенности социальной структуры населения Киевской Руси, значение принятия христианства, закономерный характер этапа раздробленности, его «плюсы» и «минусы».
В третьем вопросе семинара изучаются основные причины раздробленности древнерусского государства, рассматриваются основные территории, на которые было оно раздробилось, изучаются положительные и отрицательные последствия раздробленности, а также последствия монгольского нашествия.
В четвертом вопросе даются различные оценки в исторической науке последствий раздробленности.
Тема 2. Россия в XVI-XVIII веках.
План
-
Россия при Иване Грозном. -
Смутное время: причины, основные события, последствия. -
Особенности модернизации России при Петре I. -
Оценка петровских реформ в отечественной историографии. -
«Просвещённый абсолютизм» в России.
Доклады:
1 Алексей Михайлович как личность и государственный деятель.
2 Церковная реформа патриарха Никона. Раскол.
3 Пётр Великий: исторический портрет.
4 «Золотой век» дворянства: внутренняя политика Екатерины II.
Список литературы
1 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. 241 с.
2 Девис Н. История Европы. М.: АСТ, 2006.
3 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
4 Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. 174 с.
5 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.
6 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
7 Пресняков Е.А. Московское царство // Российские самодержцы. М.: Книга, 1990.
8 Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.
9 Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI – XVII вв. М., 1988. 321 с.
10 Тимофеева А.А. Проблемы становления и развития Российской государственности. М.: МПСИ, 2009.
11 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
12 Алексей Михайлович (1629 – 1676) // История государства Российского: Жизнеописания. М., 1996. С.177-199.
13 Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. №1. С.51-86.
14 Буганов В.И. Россия в XVII в. М.: Молодая гвардия, 1989. 318 с.
15 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
16 Кулючин А.И. Энциклопедия русских царей. М.: ЭКСМО Пресс, 2001. 448 с.
17 Лжедмитрий I // История государства Российского: Жизнеописания. М., 1996. С.49-70.
18 Лисейцев Д.В., Рогожин Н.Н. Россия после Смуты – время выбора // Отечественная история. 2008. №5.
19 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.
20 Скрынников Р.Г. Крест и корона. Церковь и государство на Руси IX –XVII в. СПб.: Искусство, 2000. 463 с.
21 Скрынников Р.Г. Лихолетье. Москва в XVI – XVII вв. М., 1988. 321 с.
22. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX в. М.,1994. 350 с.
23 Борзаковский П.К. Императрица Екатерина II Великая. М., 1991. 519 с.
24 Брикнер А. История Екатерины II. М.: Современник, 1991. 471 с.
25 Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 1990. 187 с.
26 Георгиева Т.С. История русской культуры. М.: ЮРАЙТ, 1998. 573 с.
27 История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. М., 1996.
28 Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 159 с.
29 Петр Великий / под ред. Е.В. Анисимова. М.: ОГИ, 2007. 344 с.
30 Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVII – начало XIX столетия. М.: Мысль, 1986. 368 с.
Методические рекомендации
Для полноценного изучения данной темы следует уяснить смысл базовых понятий, таких как «новое время», «позднее средневековье», «возрождение», «абсолютизм», «деспотия», «тиран», «опричнина» и др. Желательно начать занятие именно с докладов, чтобы прежде составить общее представление о тенденциях развития европейских стран. Это позволит «увидеть» Россию времён Ивана Грозного в контексте общемировых процессов, понять общее и особенное отечественной истории. При изучении опричнины рекомендуется обратить внимание на эволюцию оценок этого события в отечественной историографии и обязательно подчеркнуть современные оценки, чтобы у студентов сложилось правильное представление о последствиях этого события. Желательно, чтобы студенты подготовили подборку высказываний отечественных историков об Иване Грозном.
Во втором вопросе изучаются основные события Смутного времени, причины его возникновения и последствия. Студенты должны понять, что XVII век был переходным от средневековья к Новому времени, поэтому старое соседствовало с новым, происходили важные качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Следует обсудить эти новые тенденции, особенно подчеркнув новое в социально-экономическом развитии страны.
Для достижения более качественного результата в изучении реформ Петра Первого рекомендуется чётко их систематизировать, распределить по сферам реформирования. Желательно охватить все наиболее важные реформы, включая изменения в области культуры и быта. Следует также уделить внимание личности императора, его сподвижникам. Семинарское занятие рекомендуется завершить обсуждением оценок Петра в отечественной историографии.
При характеристике времени Екатерины Великой студенты должны понять, что такое «просвещённый абсолютизм» и почему это время называют «золотым веком дворянства». При обсуждении внешней политики следует понять основные актуальные задачи, стоящие перед Россией, связать их с предшествующими периодами. Рекомендуется уделить время знакомству с культурой второй половины XVIII века. В конце занятия студенты должны сами подвести итоги развития страны в послепетровское время, выделив положительные и отрицательные тенденции; выявить влияние идей Просвещения и других мировых событий на развитие страны, определить место России в общеевропейском историческом процессе.
Тема 3. Россия в XIX веке.
План
1 Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
2 Социально-экономическое развитие Российской империи в первой. половине XIX в.
3 Декабристы: идеи, действия, оценки.
4 Российское самодержавие и Священный союз.
5 Отмена крепостного права: подготовка, основные положения, значение.
Доклады:
1 Отечественная война 1812 года.
2 Великие буржуазно-либеральные реформы Александра II.
3 «Контрреформы» Александра III. Особенности отечественного капитализма.
Список литературы
1 Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время. СПб., 2000.
2 Валоттон А. Александр I. М.: Прогресс, 1991. 398 с.
3 Давыдов М.А. Оппозиция Его Величества: дворянство и реформы в начале XIX в. М.: Ассоциация «История», 1994. 197 с.
4 Девис Н. История Европы. М.: АСТ, 2006.
5 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
6 Литовченко А.А. Россия в мировой политике: учебное пособие. СПб.: Изд. дом «Герда», 2006.
7 Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. М.: Политиздат, 1989. 238 с.
8 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история: учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
9 Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского. М.: Молодая гвардия, 1991. 334 с.
10 Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1997.
11 Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1993. 226 с.
Методические рекомендации
При изучении первой половины XIX века особое внимание следует уделить социально-экономическому развитию, характеристике эволюции форм собственности на землю, структуры феодального землевладения, крепостного права в России, мануфактурно-промышленному производству и другим проблемам. Полезным будет сравнение развития России при двух императорах – Александре I и Николае I. Студентам рекомендуется при изучении основных внутриполитических реформ выделять положительные и отрицательные моменты, чтобы сформировать более объективный образ российских императоров и их политики.
При изучении данной темы большее внимание следует уделить внешней политике, а именно изучению Отечественной войны 1812 года.
Среди всех реформ Александра II рекомендуется более подробно изучить отмену крепостного права, начиная с её разработки, личным вкладом самого императора, условиями выкупа крестьян и т.д. Следует подчеркнуть противоречивый характер реформы и неоднозначные оценки её последствий для судеб русского общества.
Тема 4. Россия в начале ХХ века.
План
1 Российская империя и мир на рубеже XIX – XX веков.
2 Революция 1905 – 1907 гг.: причины, политические силы, этапы, итоги.
3 Место России в мире накануне и в годы Первой мировой войны.
4 Россия в феврале и октябре 1917 г.
Доклады:
1 Николай II: император и человек.
2 Исторический портрет П.А. Столыпина.
3 Исторический портрет В.И. Ленина.
Список литературы
1 Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России. М.: Политиздат, 1992. 286 с.
2 Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. 1993. №2. С.58-76.
3 Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет: в 2 кн. М.: АСТ; Новости,1998.
4 Волобуев П.В., Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению // Вопросы истории. 1996. №5-6. С. 28-38.