Файл: Ёй 2основные положения балльнорейтинговой системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5 Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917г.) М.: РОССПЭН, 2003. 432 с.

6 Ирошников М.П. Россия в XX в.: народ, власть, войны, революции, общество. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2005. 608 с.

7 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.

9 Новейшая история России. 1914-2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

10 Пожигайло П.А. П.А. Столыпин: интеллект и воля. М.: РОССПЭН, 2005. 239 с.

11 Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. 872 с.

12 Россия на рубеже веков: исторические портреты: Сборник / Сост. А.Корелин. М.:Политиздат, 1991. 378 с.

13 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации

В первом вопросе рассматривается экономическое и политическое развитие (внешнее и внутреннее) России на рубеже XIX – XX вв.

Во втором вопросе раскрываются причины, ход и результаты революции 1905 – 1907 гг. Изучается реформаторскоя деятельность П.А.Столыпина.

Для лучшего усвоения насыщенного фактологией периода Первой мировой войны, студентам рекомендуется систематизировать материал, выделяя ключевые события.

Для понимания процессов, происходящих в мире целесообразно дополнительно почитать работы современных историков, касающихся, в частности, событий 1917 года, последствий Октябрьского переворота. При этом важно уделить внимание личностному компоненту: студенты должны подготовить исторические портреты политических и государственных деятелей того периода. В конце обязательно нужно подвести итоги, показать неоднозначность событий начала ХХ века, их влияние на общемировые тенденции.
Тема 5. СССР накануне и в годы Второй мировой войны.

План

1 Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, оценки.

2 Новая экономическая политика.

3 Формирование тоталитарного политического режима в СССР. Культ личности Сталина.

4 Предпосылки Второй мировой войны.

5 Ход Второй мировой войны.
Доклады:

1 Сталинская модернизация: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.

3 Великая Отечественная война: основные этапы и битвы.

4 Великая Отечественная война: имена героев.


Список литературы

1 Балашов А.И. История Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) СПб., 2006.

2 Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет: в 2 кн. М.: Новости, 1997. 416 с.

3 Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. №3. С. 29-40.

4 Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (нач. 1930-х гг.). М, 1994.

5 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

6 Комал Ф.Б. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. С. 453-458.

7 Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты: справочник / под ред. О.А. Ржешевского. М.: Республика, 2006. 431 с.

8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.

9 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2006. 784с.

10 Новейшая история России. 1914 – 2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

11 Павлова И.П. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: СОРАН, 2001. 460с.

12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации

Вопрос «Гражданская война и интервенция» следует изучать с позиций, как красного, так и белого движений. Полезным будет уделить внимание историческим портретам лидеров белого движения и военачальников Красной армии, сделать это нужно, избежав пристрастных политических оценок.

При характеристике новой экономической политики нужно подчеркнуть противоречивость её социально-экономических последствий и неоднозначное восприятие в самой партии. Желательно сравнить политику «военного коммунизма» и нэп.

При изучении третьего вопроса необходимо выделить причины формирования тоталитарного политического режима в СССР, основные его проявления и результаты.

В четвертом вопросе необходимо изучить международную обстановку и ее развитие, приведшее ко Второй мировой войне. Также необходимо дать оценку современного европейского утверждения, что Сталин и Гитлер являются виновниками развязывания Второй мировой войны.

В пятом вопросе изучаются более подробно события на западном и других фронтах Второй мировой войны.


События Великой Отечественной войны изучаются в докладах студентов.
Тема 6. СССР в годы «Оттепели» и годы «Застоя».
План

1«Холодная война»: сущность, организации, оценки.

2 Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны.

3 «Оттепель».

4 НТР и её влияние на мировое развитие. Гонка вооружений.

5 Власть и общество в СССР во второй половине 60-х – в нач. 80-х гг. ХХ в.
Доклады:

1 Общественно-политическая и культурная жизнь страны в 1945 – 53 гг. Апогей сталинизма.

2 Н.С. Хрущев: попытки реформирования страны. «Оттепель» в духовной сфере.

3 Внешняя политика при Н.С.Хрущеве.

4 СССР в годы «застоя»: внутренняя политика Л.И.Брежнева.

5 «Политика разрядки»: противоречия внешней политики Л.И.Брежнева.
Список литературы

1 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М.: Политиздат, 1991.

2 Баранков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991гг. М.: АспектПресс, 2002. 367 с.

3 Верт Н. История советского государства 1900 –1991 гг. / пер. с фр. 2-е изд. М.: Прогресс Академия; Весь мир, 1995.

4 Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945– 1952 гг. // Вопросы истории. 1995. №1.

5 Зима В.Ф. Голод в СССР 1946 – 1947 годов: происхождение и последствия. М.: Институт рос. истории РАН, 1996.

6 Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество. Политика и повседневность. 1945 – 1953 гг. М.: РОССПЭН, 2000. 229 с.

7 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

8 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке… М.: Просвещение, 2002.

9 Новейшая история Отечества XX века: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998. Т. 2.

10 Новейшая история России 1914 – 2005: уч.пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

11 Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. 2002. №2.

12 Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2т. М.: Рос. Гуманитарный ун-т, 1997.Т. 2.

13 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации

Изучая предложенную на данном семинарском занятии тему, необходимо уделить равное внимание и внутренним событиям, и внешней политике, а именно понятию «холодная война», взаимоотношениям с ведущими западноевропейскими державами. Студенты должны иметь представление в целом и о послевоенном устройстве мира, и его противоречиях, о месте СССР в международных отношениях.


Кроме того, необходимо понять тенденции социально-экономического и политического развития страны в послевоенное время. Эти сюжеты следует изучать и в форме докладов, и в форме беседы.

Также рекомендуется выделить время на характеристику культурной жизни и повседневности.

При характеристике каждого из этапов, будь то «оттепель» или «застой», следует выделять не только отрицательные, но и положительные тенденции, реформы. Преподаватель должен помочь студентам сформировать правильное представление и об этих периодах развития страны, о личностях Хрущёва, Брежнева.

Тема 7. Россия в годы «Перестройки» и постсоветском пространстве.

План

1 «Перестройка»: причины, этапы, последствия, оценки.

2 От однопартийной системы к многопартийности: результаты, проблемы, перспективы.

3Распад СССР. Образование СНГ.

4Международные проблемы в конце ХХ столетия.

5 Социальные проблемы: последствия «шоковой терапии».

6 Военно-политический кризис в Чечне.

7 Президентство Путина В.В. 2000 – 2020: Основные вехи политического и социально-экономического развития России.

7 Культурное развитие России в постсоветском пространстве.
Доклады:

1 Исторический портрет М.С. Горбачева.

2 «Новое политическое мышление»: внешняя политика в период перестройки.

3 Б.Н.Ельцин: исторический портрет.

4 Радикальные реформы начала 1990-х гг. Переход к рыночной системе. Приватизация.

5 «Октябрьский путч» 1993 г. и формирование нового политического режима.

6 Внешняя политика РФ в 1991– 1999 гг.
Список литературы

1 Баранков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991 гг. М.: АспектПресс, 2002. 367 с.

2 Верт Н. История советского государства 1900 – 1991 гг. / пер. с фр. 2-е изд. М.: Прогресс Академия; Весь мир, 1995.

3 Зубкова Е.Ю. От 60-х к 70-м годам. Власть, общество, человек. М.: Политиздат, 1991. С. 321-357.

4 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

5 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. М.: Просвещение, 2002.

6 Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Брежнева Л.И. М., 1991.

7 Новейшая история Отечества XX века: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998. Т. 2.

8 Новейшая история России 1914 – 2005: уч.пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.

9 Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина: история в портретах. 3-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 352 с.


10 Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны: прерывность и непрерывность в отечественной истории XX века. М, 1993.

11 Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2т. М.: Рос. Гуманитарный ун-т, 1997.Т. 2.

12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.

13 История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней: учебное пособие. М.: Логос, 2007.

14 История России: учебник / Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. М.: Высшая школа, 2007.

15 Кондаков И.В. Россия мира: российский глобалитет в потоке мировой истории // Общественные науки и современность. 2011. №1-2.

16 Кудров В.М. Экономика России в Европе и мире: прошлое, настоящее и будущее // Общественные науки и современность. 2011. №6.

17 Медушевский А.Н. Восточная Европа и Россия через 20 лет после падения Берлинской стены // Российская история. 2010. № 5.

18 Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.

19 Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России // Общественные науки и современность. 2008. №2-3.
Методические рекомендации

Следует обратить внимание на понимание сути перестройки, её эволюции в сознании авторов и общества. По ходу обсуждения студенты могут зачитывать отрывки из воспоминаний современников. При характеристике России указанного периода студенты должны высказать собственное аргументированное мнение. Преподавателю следует подчеркнуть, что события перестройки и постсоветский период только начинают более глубоко изучаться специалистами, чтобы оценить и понять эти события, должны быть открыты необходимые исторические источники, должно пройти время и пр.

Темы контрольных работ.
Максимальное количество баллов – 25.

  1. Древние народы на территории России.

  2. Первые русские князья: Олег, Святослав, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый.

  3. Исторические портреты: И. Калита, Д. Донской, А. Невский.

  4. Культура Древней Руси.

  5. Иван III – первый государь всея Руси.

  6. Концепция «Москва – третий Рим», её значение и последствия.

  7. Исторический портрет Ивана Грозного.

  8. Особенности российского феодализма.

  9. Самозванцы на Руси.

  10. Исторический портрет Алексея Михайловича.

  11. Внешняя политика при первых Романовых.

  12. Старообрядчество.

  13. Исторический портрет Петра I.

  14. Сподвижники царя – «птенцы гнезда Петрова» - Ф.Я. Лефорт, А.Д. Менщиков, Б.П. Шереметев, И.Т. Посошков.

  15. Преобразования Петра I в области культуры и быта.

  16. Сподвижники Екатерины II: Е. Дашкова, И. Бецкой, Г. Потёмкин, А. Суворов.

  17. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

  18. Культура России второй половины XVIII в.

  19. Исторический портрет Александра I.

  20. Великие реформы Александра II.

  21. Исторический портрет Александра II.

  22. Зауралье в пореформенный период.

  23. Николай II: император и человек.

  24. Исторический портрет С.Ю. Витте.

  25. Исторический портрет В.И. Ленина.

  26. Лидеры белого движения.

  27. Российская эмиграция.

  28. Политический портрет Н.С. Хрущева.

  29. Политический портрет Б.Н. Ельцина.

  30. Политические партии современной России