ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5 Гайда Ф.А. Либеральная оппозиция на путях к власти (1914 – весна 1917г.) М.: РОССПЭН, 2003. 432 с.
6 Ирошников М.П. Россия в XX в.: народ, власть, войны, революции, общество. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2005. 608 с.
7 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.
9 Новейшая история России. 1914-2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.
10 Пожигайло П.А. П.А. Столыпин: интеллект и воля. М.: РОССПЭН, 2005. 239 с.
11 Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. 872 с.
12 Россия на рубеже веков: исторические портреты: Сборник / Сост. А.Корелин. М.:Политиздат, 1991. 378 с.
13 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации
В первом вопросе рассматривается экономическое и политическое развитие (внешнее и внутреннее) России на рубеже XIX – XX вв.
Во втором вопросе раскрываются причины, ход и результаты революции 1905 – 1907 гг. Изучается реформаторскоя деятельность П.А.Столыпина.
Для лучшего усвоения насыщенного фактологией периода Первой мировой войны, студентам рекомендуется систематизировать материал, выделяя ключевые события.
Для понимания процессов, происходящих в мире целесообразно дополнительно почитать работы современных историков, касающихся, в частности, событий 1917 года, последствий Октябрьского переворота. При этом важно уделить внимание личностному компоненту: студенты должны подготовить исторические портреты политических и государственных деятелей того периода. В конце обязательно нужно подвести итоги, показать неоднозначность событий начала ХХ века, их влияние на общемировые тенденции.
Тема 5. СССР накануне и в годы Второй мировой войны.
План
1 Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, оценки.
2 Новая экономическая политика.
3 Формирование тоталитарного политического режима в СССР. Культ личности Сталина.
4 Предпосылки Второй мировой войны.
5 Ход Второй мировой войны.
Доклады:
1 Сталинская модернизация: форсированная индустриализация и сплошная коллективизация.
3 Великая Отечественная война: основные этапы и битвы.
4 Великая Отечественная война: имена героев.
Список литературы
1 Балашов А.И. История Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) СПб., 2006.
2 Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет: в 2 кн. М.: Новости, 1997. 416 с.
3 Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. №3. С. 29-40.
4 Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (нач. 1930-х гг.). М, 1994.
5 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
6 Комал Ф.Б. О некоторых причинах поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны // Россия в XX веке: Историки мира спорят. М.: Наука, 1994. С. 453-458.
7 Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941-1945. Люди. События. Факты: справочник / под ред. О.А. Ржешевского. М.: Республика, 2006. 431 с.
8 Мерников А.Г. История войн России. М.: Харвест, 2009.
9 Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для вузов. 4-е изд. М.: Норма, 2006. 784с.
10 Новейшая история России. 1914 – 2005: уч. пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.
11 Павлова И.П. Механизм власти и строительство сталинского социализма. Новосибирск: СОРАН, 2001. 460с.
12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации
Вопрос «Гражданская война и интервенция» следует изучать с позиций, как красного, так и белого движений. Полезным будет уделить внимание историческим портретам лидеров белого движения и военачальников Красной армии, сделать это нужно, избежав пристрастных политических оценок.
При характеристике новой экономической политики нужно подчеркнуть противоречивость её социально-экономических последствий и неоднозначное восприятие в самой партии. Желательно сравнить политику «военного коммунизма» и нэп.
При изучении третьего вопроса необходимо выделить причины формирования тоталитарного политического режима в СССР, основные его проявления и результаты.
В четвертом вопросе необходимо изучить международную обстановку и ее развитие, приведшее ко Второй мировой войне. Также необходимо дать оценку современного европейского утверждения, что Сталин и Гитлер являются виновниками развязывания Второй мировой войны.
В пятом вопросе изучаются более подробно события на западном и других фронтах Второй мировой войны.
События Великой Отечественной войны изучаются в докладах студентов.
Тема 6. СССР в годы «Оттепели» и годы «Застоя».
План
1«Холодная война»: сущность, организации, оценки.
2 Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны.
3 «Оттепель».
4 НТР и её влияние на мировое развитие. Гонка вооружений.
5 Власть и общество в СССР во второй половине 60-х – в нач. 80-х гг. ХХ в.
Доклады:
1 Общественно-политическая и культурная жизнь страны в 1945 – 53 гг. Апогей сталинизма.
2 Н.С. Хрущев: попытки реформирования страны. «Оттепель» в духовной сфере.
3 Внешняя политика при Н.С.Хрущеве.
4 СССР в годы «застоя»: внутренняя политика Л.И.Брежнева.
5 «Политика разрядки»: противоречия внешней политики Л.И.Брежнева.
Список литературы
1 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М.: Политиздат, 1991.
2 Баранков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991гг. М.: АспектПресс, 2002. 367 с.
3 Верт Н. История советского государства 1900 –1991 гг. / пер. с фр. 2-е изд. М.: Прогресс Академия; Весь мир, 1995.
4 Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945– 1952 гг. // Вопросы истории. 1995. №1.
5 Зима В.Ф. Голод в СССР 1946 – 1947 годов: происхождение и последствия. М.: Институт рос. истории РАН, 1996.
6 Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество. Политика и повседневность. 1945 – 1953 гг. М.: РОССПЭН, 2000. 229 с.
7 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
8 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке… М.: Просвещение, 2002.
9 Новейшая история Отечества XX века: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998. Т. 2.
10 Новейшая история России 1914 – 2005: уч.пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.
11 Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. 2002. №2.
12 Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: в 2т. М.: Рос. Гуманитарный ун-т, 1997.Т. 2.
13 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
Методические рекомендации
Изучая предложенную на данном семинарском занятии тему, необходимо уделить равное внимание и внутренним событиям, и внешней политике, а именно понятию «холодная война», взаимоотношениям с ведущими западноевропейскими державами. Студенты должны иметь представление в целом и о послевоенном устройстве мира, и его противоречиях, о месте СССР в международных отношениях.
Кроме того, необходимо понять тенденции социально-экономического и политического развития страны в послевоенное время. Эти сюжеты следует изучать и в форме докладов, и в форме беседы.
Также рекомендуется выделить время на характеристику культурной жизни и повседневности.
При характеристике каждого из этапов, будь то «оттепель» или «застой», следует выделять не только отрицательные, но и положительные тенденции, реформы. Преподаватель должен помочь студентам сформировать правильное представление и об этих периодах развития страны, о личностях Хрущёва, Брежнева.
Тема 7. Россия в годы «Перестройки» и постсоветском пространстве.
План
1 «Перестройка»: причины, этапы, последствия, оценки.
2 От однопартийной системы к многопартийности: результаты, проблемы, перспективы.
3Распад СССР. Образование СНГ.
4Международные проблемы в конце ХХ столетия.
5 Социальные проблемы: последствия «шоковой терапии».
6 Военно-политический кризис в Чечне.
7 Президентство Путина В.В. 2000 – 2020: Основные вехи политического и социально-экономического развития России.
7 Культурное развитие России в постсоветском пространстве.
Доклады:
1 Исторический портрет М.С. Горбачева.
2 «Новое политическое мышление»: внешняя политика в период перестройки.
3 Б.Н.Ельцин: исторический портрет.
4 Радикальные реформы начала 1990-х гг. Переход к рыночной системе. Приватизация.
5 «Октябрьский путч» 1993 г. и формирование нового политического режима.
6 Внешняя политика РФ в 1991– 1999 гг.
Список литературы
1 Баранков А.С. Введение в современную российскую историю. 1985 – 1991 гг. М.: АспектПресс, 2002. 367 с.
2 Верт Н. История советского государства 1900 – 1991 гг. / пер. с фр. 2-е изд. М.: Прогресс Академия; Весь мир, 1995.
3 Зубкова Е.Ю. От 60-х к 70-м годам. Власть, общество, человек. М.: Политиздат, 1991. С. 321-357.
4 История для бакалавров: учебник / Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
5 Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. М.: Просвещение, 2002.
6 Медведев Р.А. Личность и эпоха. Политический портрет Брежнева Л.И. М., 1991.
7 Новейшая история Отечества XX века: учебное пособие для студентов вузов: в 2 т. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1998. Т. 2.
8 Новейшая история России 1914 – 2005: уч.пособие / под ред. М.В.Ходякова. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2007. 527 с.
9 Озерский В.В. Правители России от Рюрика до Путина: история в портретах. 3-е изд. Ростов-н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
10 Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны: прерывность и непрерывность в отечественной истории XX века. М, 1993.
11 Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2т. М.: Рос. Гуманитарный ун-т, 1997.Т. 2.
12 Фортунатов В.В. История: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
13 История международных отношений: основные этапы с древности до наших дней: учебное пособие. М.: Логос, 2007.
14 История России: учебник / Чернобаев А.А., Горелов И.Е., Зуев М.Н. и др. М.: Высшая школа, 2007.
15 Кондаков И.В. Россия мира: российский глобалитет в потоке мировой истории // Общественные науки и современность. 2011. №1-2.
16 Кудров В.М. Экономика России в Европе и мире: прошлое, настоящее и будущее // Общественные науки и современность. 2011. №6.
17 Медушевский А.Н. Восточная Европа и Россия через 20 лет после падения Берлинской стены // Российская история. 2010. № 5.
18 Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.
19 Тихонова Н.Е. Социокультурная модернизация в России // Общественные науки и современность. 2008. №2-3.
Методические рекомендации
Следует обратить внимание на понимание сути перестройки, её эволюции в сознании авторов и общества. По ходу обсуждения студенты могут зачитывать отрывки из воспоминаний современников. При характеристике России указанного периода студенты должны высказать собственное аргументированное мнение. Преподавателю следует подчеркнуть, что события перестройки и постсоветский период только начинают более глубоко изучаться специалистами, чтобы оценить и понять эти события, должны быть открыты необходимые исторические источники, должно пройти время и пр.
Темы контрольных работ.
Максимальное количество баллов – 25.
-
Древние народы на территории России. -
Первые русские князья: Олег, Святослав, Ольга, Владимир, Ярослав Мудрый. -
Исторические портреты: И. Калита, Д. Донской, А. Невский. -
Культура Древней Руси. -
Иван III – первый государь всея Руси. -
Концепция «Москва – третий Рим», её значение и последствия. -
Исторический портрет Ивана Грозного. -
Особенности российского феодализма. -
Самозванцы на Руси. -
Исторический портрет Алексея Михайловича. -
Внешняя политика при первых Романовых. -
Старообрядчество. -
Исторический портрет Петра I. -
Сподвижники царя – «птенцы гнезда Петрова» - Ф.Я. Лефорт, А.Д. Менщиков, Б.П. Шереметев, И.Т. Посошков. -
Преобразования Петра I в области культуры и быта. -
Сподвижники Екатерины II: Е. Дашкова, И. Бецкой, Г. Потёмкин, А. Суворов. -
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. -
Культура России второй половины XVIII в. -
Исторический портрет Александра I. -
Великие реформы Александра II. -
Исторический портрет Александра II. -
Зауралье в пореформенный период. -
Николай II: император и человек. -
Исторический портрет С.Ю. Витте. -
Исторический портрет В.И. Ленина. -
Лидеры белого движения. -
Российская эмиграция. -
Политический портрет Н.С. Хрущева. -
Политический портрет Б.Н. Ельцина. -
Политические партии современной России