Файл: Отчет по учебной практике (наименование вида практики) Выполнил студент 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Задачи учебной рабочей программы:

Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;

Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

     Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Наличие признаков нормативного документа.

Учет основных положений образовательной программы школы.

Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

Системность и целостность содержания образования.

Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.

Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

     К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:


программы по учебным предметам;

программы дополнительного образования;

программы элективных курсов;

программы факультативных занятий.

     Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

б) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

в) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

     Рабочая программа принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения ежегодно.

     Следует заметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса. Например, определить новый порядок изучения материала, изменить количество часов, внести изменения в содержание изучаемой темы (с учетом федерального и школьного компонентов), дополнить требования к уровню подготовки учащихся. Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.

     Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.



Структура рабочей программы.

     Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

пояснительная записка;

содержание учебного предмета, курса;

тематический план;

требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);

критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

список литературы (основной и дополнительной);

учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист содержит:

наименование общеобразовательного учреждения;

грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;

название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

указание класса, параллели, на которой изучается программа;

год составления программы.

     Титульный лист – «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, на нем должна быть указана только самая необходимая информация. Эта обязательная информация включает следующие элементы: содержит наименование образовательного учреждения, а также название учебного предмета с указанием классов, в которых будет реализована программа, и года ее разработки. Кроме того, на титульном листе под наименованием учреждения располагаются гриф рассмотрения и принятия программы педагогическим (методическим) советом и гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения.

     Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) программы с указанием должностей, а также сведения о рецензентах (внутренней и внешней рецензий) и прочие данные о внешней экспертизе программы, например результаты рассмотрения программы на районном (городском) методическом объединении учителей физической культуры. Также следует указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

     В пояснительной записке к программе должны быть отражены:


место учебного предмета «русский язык» в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в формировании двигательных умений и навыков, ключевых компетенций;

     Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

особенности организации учебного процесса по русскому языку и литературе в конкретном образовательном учреждении (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный, профильный);

личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года;

сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;

внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;

УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);

педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

     Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
     Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

     Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично, если:

дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;

описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;

возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;

существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

     Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

      В разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» отражаются:

основные идеи и система ценностей, формируемые учебными предметами «Русский язык», «Литература»;

конечная система знаний, способов деятельности;

перечень формируемых умений и навыков ;

перечень проблем, которые ученики должны научиться решать. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственном образовательном стандарте.

     Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

     В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам с учетом максимальной аудиторной учебной нагрузки учащихся.

     При заполнении учебно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, учебно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.

     Форму учебно-тематического планирования автор может выбрать самостоятельно или, если в ОУ есть локальный акт о рабочей программе, то в соответствии с ним.

Учебно-тематическое планирование может включать в себя следующие разделы: